Почему нет лучшего украинского фильма? Как вручали премию Союза кинематографистов Украины
Четвертый год подряд Национальный союз кинематографистов Украины вручает самым отличившимся за год членам по заслуженной (или не очень) премии. И сколько ее, безымянную, вручают, столько же я хожу в гости в Дом кино и не только наблюдаю за процессом, но потом в деталях вам докладываю. И этот год, несмотря на существенно изменившийся горизонт, - не исключение.
Есть и другая традиция. Уже много лет вначале кинокритик Александр Рутковский, а затем редактор сайта Национального союза кинематографистов Украины (НСКУ) Сергей Васильев толкали на гору гиганскую глыбу. То есть заставляли украинских кинокритиков и киножурналистов заполнять анкету об украинском (и не только) кино на много страниц, выставляя оценки сотням картин в десятках номинаций. А затем проделывали не менее титанический труд, подсчитывая среднюю температуру по нашей дружной больнице и определяя лучшие, по мнению Бюро украинской киножурналистики, фильмы года. В этом опросе я тоже принимаю участие.
В 2017 произошло чудо, и две эти традиции слились в экстазе - в рамках премии НСКУ решили наградить дипломами еще и лауреатов премии Бюро киножурналистики. Что сделало церемонию даже более живой и увлекательной. Впрочем, обо всем по порядку.
К сожалению, посещение премии в этом году могло сравниться только с посещаемостью, например, съезда НСКУ. В том смысле, что в буфете Дома кино (на этаж ниже главного зала) я видела больше членов Союза, чем во время вручения наград
Роман Ширман даже намекал коллегам - не пригласить ли чуть более настойчиво некоторых на места? Согласна с Романом - пора в Доме кино вводить, как в театре, три звонка
Алик Шпилюк, Александр Гусев и Сергей Васильев с минуты на минуту будут отдуваться за всю кинокритическую братию, поэтому собраны и сосредоточены
Четвертую ежегодную премию Сюза кинематографистов - считать открытой
Романа Ширмана - по традиции к микрофону
Отдуваться за самую из всех вручаемых наград. О том, что она самая-самая, можно понять хотя бы по тому, что у нее у единственной есть название - Специальная премия имени Александра Довженко
В этом году ее получил выдающийся украинский аниматор, художник и режиссер, который был мультипликатором более чем полусотни анимационных фильмов, а режиссером - в том числе легендарных «Приключений кузнеца Вакулы» - Евгений Сивоконь
Сергей Васильев...
и Александр Гусев наградили от имени кинокритиков и журналистов Юрия Грицину за проект «Varta1, Львів, Україна» как лучшего дебютанта. Дебютант в Киев за наградой не приехал, но прислал из Львова письмо, в котором назвал всех украинских кинематографистов супергероями. И в чем-то я с ним согласна
А вот публика - не очень
Продюсер и художник-постановщик из объединения СУК получали приз Филиппа Сотниченко за лучшую короткометражку «Цвях»
Манук Депоян - за лучшую анимацию «Микита Кожум’яка»
Тарас Ткаченко («Гнездо горлицы»), Роман Бондарчук («Украинские шерифы») и Алена Демьяненко («Фанни каплан») все свои дипломы забрать не смогли - летели на Дни украинского кино в Италии
Угадайте, кто на этом фото тоже с удовольствием летел бы в Италию? (правильный ответ - все)
Но Алена Демьяненко хотя бы прислала заместителя - актрису Катерину Молчанову, исполнительницу главной роли в лучшем украинском фильме 2016 года «Моя бабуся Фані Каплан». Мой традиционный вопрос, почему за лучший фильм награждают режиссера, а не продюсера, продолжает оставаться без ответа
С премиями БУК разобрались, можно переходить к премии НСКУ
Как я вам уже рассказывала, в этом году премия НСКУ оказалась несколько обрезана: лучший полнометражный игровой фильм в 2016 году решили не награждать. Почему - расскажу вам, как только разберемся с остальными лауреатами.
По традиции, прежде чем называть победителя, на экране показывали 40-секундные отрывки из фильмов в шортлисте. Но в случае номинации на лучший дебют лучше бы этого не делали - из трех претендентов премии взяли два. Представляю, как себя чувствовала режиссер фильма May Be Наталья Давиденко, единственная, не заслужившая приз
Победители Микола Засеев («Спогади мерця») и Олег Харченко («Виклик»)...
свои 15 минут славы, впрочем, заслужили честно...
Как и Станислав Битюцкий за лучшую короткометражку «24» - фильм о подростках-вуайеристах
Или Манук Депоян с его «Днем сурка» и второй наградой за лучший анимационный фильм. Кстати, кроме «Микити» лучшие анимационные фильмы 2016 года в прокат не выходили, а один из претендентов на награду и вовсе, будем откровенны, дебютировал в 2017-м на Kyiv Comic Con
Ну и Юлияя Гонтарук стала лауреатом премии НСКУ за лучший неигровой фильм 2016 года - проект «Десять секунд»
Все победители (не награды БУК, но награды НСКУ) получили не менее традиционный приз - кинокамеру модели Дзиги Вертова
К концу церемонии из буфета подтянулись Эдуард Ахрамович
А презентовать спецпоказ фильма «Родные» приехали Анна Паленчук и Юлия Синькевич, которым пришлось добираться через ливень, град и лужи по колено
Так как фильм «Родные» я уже видела, и все вам о нем рассказывала, то решила помешать его смотреть Сергею Васильеву и выяснить, наконец, почему в этом году не назвали лучший игровой фильм:
- Когда уже было определено, что лучшим игровым фильмом станет «Гнездо горлицы», и об этом узнал Тарас Ткаченко, он снял свой фильм с конкурса. А у «Горлицы» конкурентов не было. Даже те фильмы, которые вы видели в номинациях БУК и других премий, например, «Золота Дзиґа», не подавались на конкурс НСКУ.
- В смысле, они даже заявки не отправили? Я обратила внимание, что во многих номинациях претенденты были, прямо скажем, удивительные.
- Да, так получилось, что мы открыли прием заявок на премию, а через неделю или две прошла пресс-конференция ОМКФ, на которой заявили о создании премии «Золота Дзиґа». И даты подачи заявок на премии у нас совпали. Ну, мы предполагали и до этого, что будет премия, и что называться она будет именно так...
- В следующем году будете переносить сроки?
- Не знаю, этот и многие вопросы по премии нужно обсуждать. Например, тот факт, что мы уже много лет не меняли условия подачи заявок, и там у нас до сих пор есть, в частности, требование «принести в НСКУ 5 дисков с фильмом». А не просто прислать ссылку на скринер. Точно так же как в заявке на членство в НСКУ нужно заполнить и принести (или прислать по почте) огромную форму. А потом все удивляются, почему молодые кинематографисты не хотят вступать в Союз (смеется). В общем, премии НСКУ давно надо пересмотреть правила.
- Премию Бюро киножурналистики решили вручать именно потому, что на нее не нужно подаваться, и в ней рассматриваются все фильмы, выпущенные в текущем году?
- Именно. Таким образом мы можем взять все фильмы, которые вышли в прокат, которые были на основных кинофестивалях - на DocuDays, ОМКФ, «Молодости», и оценивать исходя из этого, не ожидая, пока кто-то подаст заявку. А потом просто уточнить у продюсера, не против ли он быть включенным в шорт-лист.
- В ежегодной анкете БУК в разы больше номинаций, чем вручили сегодня. Думали ли над тем, чтобы вручать больше дипломов?
- Это уже вопросы для следующих премий.
Так что теперь вы знаете: лучший украинский фильм 2016 года - все же «Гнездо горлицы» Тараса Ткаченко. Но получать награду он не захотел, раз конкуренты оказались даже не нечестными, а просто ленивыми. Так что в следующий раз, когда увидите нарекания продюсеров о том, что их не награждают, уточните перед этим - а удосужились ли эти продюсеры хотя бы подать свои фильмы в конкурс?
Ну, а премии НСКУ желаю к пятилетнему юбилею учесть все недостатки и исправить ситуацию.
Фото Кирилла Авраменко