Опасные авантюры, таинственная незнакомка и европейский Киев. Подробности первого за 10 лет фильма Романа Балаяна
Всем людям иногда нужна перезагрузка, а творческим - тем более. Собственно, в свое время паузу в работе решил взять и легендарный режиссер Роман Балаян. Последняя его работа под названием «Райские птицы» была выпущена в 2009 году.
И вот, спустя 10 лет, стало известно, что Роман Гургенович возвращается, да еще и с фильмом, история которого началась 29 лет назад. Но об этом – чуть позже.
Главные роли в фильме сыграют Ахтем Сеитаблаев и Екатерина Молчанова.
Вот, собственно, исполнительница главной роли - в компании художника-постановщика фильма Влада Одуденко и оператора-постановщика Юрия Короля
В центре сюжета ленты «Ми є... Ми поруч» – врач-хирург Алексей, который допускает ошибку в диагнозе семилетнего мальчика, сына своих друзей и своего крестника. Тот умирает у него на операционном столе. В шокированном состоянии Алексей пишет заявление об увольнении.
Осенним утром, сидя у реки на любимом месте крестника, Алексей вдруг замечает, как из тумана выходит фигура полуобнаженной девушки с изящными очертаниями. Она дрожит от холода, и Алексей невольно предлагает помощь. Собственно, с этого и начинается авантюра: избиение главного героя, его ярость и раскаяние, автомобильные погони, фантастическое взаимопонимание между героиней и животными, и, конечно же, любовь.
Обещают много красивого Киева
И авантюр
Бюджет фильма – 24 млн, из них у государства на питчинге Минкульта команда просила 19 млн.
Продюсирует картину Иванна Дядюра, и вот как это получилось:
– Мы с Романом Гургеновичем давно знакомы и общались довольно часто. Когда речь зашла об участии в питчинге Министерства культуры, ему посоветовали меня в качестве продюсера. Он даже удивился, что сам об этом не подумал. Затем Роман Гургенович обратился ко мне, и я, конечно же, не смогла ему отказать. Это сама по себе интересная история, потому что я в свое время писала диплом на тему «Проблема героя в фильмах Балаяна», и тогда даже представить не могла, что смогу работать вместе с таким мастером. В результате мы трудимся над одним фильмом. И у нас одинаково большое желание сделать хорошее кино.
– Расскажите подробнее об этой работе. Чувствуется, что Балаян начал снимать после длительной творческой паузы?
– Вы знаете, я работала над многими картинами, и могу сказать точно: более понимающего, что делает на площадке, режиссера я еще не встречала. Он сразу сказал: я в голове свое кино уже даже смонтировал, осталось только снять. Он приходит на площадку совершенно точно зная, чего хочет от команды, от каждого актера, а потому работа идет быстро. На площадке всегда творческая атмосфера. Вся группа его обожает.
– Насколько я помню, на питчинге Минкульта вы просили у государства из 24 млн общего бюджета 19 млн. Сколько в результате дали? И не увеличился ли за это время бюджет самого фильма?
– Столько, собственно, и дали. На данный момент мы пока укладываемся в бюджет, что был заложен, по плану.
– А долго еще снимать будете?
– До конца мая планируем.
– Роман мне сказал, что снимали исключительно в Киеве. Почему?
– А это совершенно киевская история. Киев – один из главных героев фильма. Роман Гургенович – киевлянин, хотя он здесь не вырос, а приехал сюда в студенческие годы и очень полюбил этот город, знает его, и в фильме показывает те места, которые ему дороги. Плюс ко всему, в фильмах Киев сейчас редко показывают таким, какой он есть. У нас он будет показан как современный европейский город. Кстати, лента будет черно-белой.
– Уже определились с прокатчиком?
– У нас кино – авторское, соответственно, мы искали среди тех, кто работает с такими фильмами. Уже, кажется, почти договорились с одним из прокатчиков, но пока не могу назвать его.
– Какой хронометраж фильма?
– Стандартный, 90 минут.
– На когда планируете релиз?
– Работу планируем завершить к осени, а там уже будем общаться касательно дат, в которые его лучше всего выпустить. Надеемся на хорошую фестивальную судьбу фильма.
Ну и, пожалуй, самое время поговорить с виновником всего происходящего – Романом Балаяном.
– Начну с очевидного вопроса: вы 10 лет не снимали кино – и тут решились. Что произошло?
– Произошла случайность: как-то министр культуры Евгений Нищук при встрече спросил, есть ли у меня какой-то сценарий для участия в питчинге. Я сказал, что есть, он сказал – подавайте. Я так и сделал, хотя до этой встречи и не пытался куда-либо его отправлять – меня устраивало, что у меня есть сценарий, а снимать или не снимать… Я как-то об этом и не думал. Вот, утвердили, приходится снимать (улыбается).
– Вы как-то упоминали, что долго ничего не снимали, потому что вам могли сказать, что это «старомодно и консервативно». Что изменилось?
– Ну, я не знаю до сих пор, будет ли этот фильм таким. Стараюсь, посмотрим. Но он точно будет лучше, чем плохие фильмы (смеется).
– Вы сами писали сценарий? Как долго?
– Я его придумал еще в 1990 году, на пешеходном мосту в Париже, когда пошел гулять по городу после ссоры с французским продюсером. Глядел в темную воду и думал про фильм о мужчине, который решил сброситься с моста. Не дал ему это совершить ангел-хранитель, кричавший из темных вод Сены о помощи. Снимать такой фильм в СССР на то время было неинтересно, а когда спустя восемнадцать лет я показал его продюсеру в Москве, ему понравилось, но его редакторы сказали, что такой фильм почти о том же снял Бессон – «Ангел А». Я посмотрел фильм Бессона: не сказал бы, что это прям совсем похоже, но картина на такую тематику уже есть, ничего не поделаешь. И я переписал сценарий, теперь там совсем другая героиня, не про ангела.
– В чем принципиальная разница?
– Да ни в чем, тема сострадания и любви та же, но герои другие.
– Почему решили сделать фильм черно-белым?
– У меня всегда была такая мечта. Вообще-то, с появлением в кино цвета, его стали снимать под жизнь, а для меня все время были ориентиром слова Пикассо, приведу их не дословно: «Искусство – это ложь, помогающая нам понять правду». В данном сюжете черно-белое как бы доигрывает тоску и боль двух одиночеств, делая его соучастником замысла фильма, которым я собираюсь поделиться, объясниться со зрителем, будущим собеседником фильма.
– Вы подавали фильм на питчинг Минкульта под названием «Ошибка в диагнозе», теперь рабочее название «Ми є... Ми поруч». Что оно означает?
– Подробно рассказать не могу, но одно озвучу точно – нет ничего важнее сострадания и любви. Очень важно не быть равнодушным к чужой боли, если даже у тебя в это время есть своя, нестерпимая. Об этом, собственно, название, об этом и фильм.
– Ваша цитата: «Обычно принято, что режиссер с оператором и художником-постановщиком все расписывают, покадрово рисуют. Я никогда этого не делаю, потому что на площадке мне интересно совершить то, к чему не готовы ни актеры, ни оператор. Это ставит их в тупик. Но только тогда мне интересно снимать». На этот раз пользуетесь таким же методом?
– Активно! (смеется) Я вообще, пока кадр не поставлен, ничего не репетирую даже.
– Вы обычно также не делаете пробы…
– Да, и в этот раз их не было, просто встретился с героями, присматривался к ним, все-таки опыт есть.
– Почему именно Ахтем Сеитаблаев и Екатерина Молчанова?
– Молчанова… Ее лицо можно снимать бесконечно, тут даже драматургии никакой не надо. В органике Ахтема есть глубина, которую, как по мне, еще не использовали в картинах, где он снимался, и я пытаюсь с ним вместе сделать это в нашем фильме.
– На питчинге вы говорили, что хотите уделить особое внимание тому, чтобы передать в кадре атмосферу современного Киева. Это желание не изменилось?
– Нет. У нас будет эпизод, в котором героиня говорит: «Покажи мне Киев таким, каким ты его знаешь». Тут-то и начинается экскурсия по разным местам. По тем, что мне нравятся.
– И какие же это места?
– «Пассаж», улица Городецкого – абсолютно европейские виды. Я эти места очень люблю. Ну, и другие есть, естественно.
– Вы говорили, что вам подходит только один композитор – Вадим Храпачев. Теперь его нет. С кем будете работать на этом фильме?
– Я еще не решил, это все-таки очень сложный, в моем понимании, фильм для композитора. Еще в раздумьях. Возможно, смонтирую, и только потом приглашу композитора.
– А почему он сложный в этом плане?
– Мне важен нюанс, что в фильме музыка есть, но вроде ее и нет. Сложно вот так вот объяснить… Наверное, мне все-таки надо будет сначала смонтировать фильм, а потом уже понять, что ему в музыкальном плане нужно.
На ком остановит свой выбор Роман Балаян, я вам обязательно сообщу. Впрочем, как и о других новостях, связанных с фильмом. А пока будем ждать: что-то мне подсказывает, что нас ожидает очень интересная премьера.