«Пятая власть»: Ассанж не при делах, Бузина против всех
Коридоры т.н. пятой власти не менее извилисты, чем любой другой. И прежде чем отважиться на экскурсию по ним, полезно знать, кто в этой пятой власти есть ху. Есть и несколько фактов, которые нужно знать перед просмотром одноименной экранизации книги Даниэля Домшайт-Берга. Главный герой - естественно, сам Даниэль. Фильм снят крупнейшим медиахолдингом в мире, который представляет многомиллиардное лобби в американском правительстве. Итак, коллеги.. свободный экскурсовод!..
Против президента Эквадора Рафаэля Коррэа, который предоставил укрытие Джулиану Ассанжу, шьют дело о нарушении прав человека, такое же абсурдное, как и обвинение самого знаменитого на сегодня хакера и журналиста десятилетия в изнасиловании. Сержанту Бредли Мэннингу, информатору сайта, грозит 35 лет тюрьмы, поскольку он до укрытия просто не успел. Все, кто так или иначе связан с WikiLeaks знали, на что шли.
Но - датчик Джулиана Ассанжа действительно зашкаливает при измерении собственой миссии мессии. И не было бы сценария, который его удовлетворил бы, за исключением разве что того, где о рождении Джулиана трех волхвов оповестила бы волшебная звезда и где он ходил бы по воде, прощая грехи всем покаявшимся, но сурово карая всех несогласных.
Думали ли об этом приглашенные эксперты Олесь Бузина и главред «Политарены» Ирина Тиран, а также ведущий-модератор Сергей Кривуля?
Только обмозговав все это, я поняла, что готова отправляться на пресс-показ самого ожидаемого в медийной среде байопика. На предпоказе «5 власти» были заявлены десятки гостей-журналистов. Но интересовал меня только Исраэль Шамир, русско-израильский писатель, который отвечает за деятельность WikiLeaks в России и регионе и лично знает Джулиана. Остальные гости, хоть и интересны сами по себе, отношения к сайту и этой истории имеют такое же, как я к эзотерике.
Появились в итоге далеко не все обещанные гости. Что меня, впрочем, совсем не удивило - все знают, что такое Московский мост в час пик
И пока журналисты, уже определившиеся с собственным реноме, сидели в зале
Главред сайта «Ревизор» Александр Чаленко буянил и веселил сам себя
Затем дискуссионную панель пригласили к столам
Редактор «ШоуОбоза» Сергей Кривуля и главред журнала «ЖКХ» Таня Грабан пришли з заготовленным мешком вопросов. Редакция «Обозревателя» явилась массивной коалицией, хотя, в отличие от The Guardian, непосредственного отношения ни к Ассанжу, ни к Сноудену не имели.
Модераторам так нравились свои, заранее продуманные идеи о скандальности Джулиана, на которые они усердно пытались натолкнуть «президиум», что любые попытки журналистов собственно пообщаться с приглашенными и задать свой вопрос безжалостно пресекались. Надумав себе, что основная проблема Джулиана Ассанжа - это его скандальность, ведущие буквально выдавливали из каждого говорившего мнение, вписывающееся в «редакционную политику» вечера. Вот вам и «дискуссия» о свободе слова.
Исраэля Шамира сходу огорошили ультиматумом: либо Джулиан искал славы, либо денег, либо вы наивный дурак, потому что все остальное нелогично. Шамир на провокации не поддавался и пытался объяснить, что приведенная скептиками мотивация недостаточна, когда на кону стоит жизнь многих людей. Ведь больших денег Ассанж на WikiLeaks не зарабатывал, а его слава более чем спорна. И фильм «5 власть» должен похоронить остатки его доброго имени.
Он попытался пояснить масштаб проблемы и тот факт, что не будь Джулиана Ассанжа, не появилось бы и Эдварда Сноудена. Ведущие продолжали принципиально не понимать суть архивов, обнародованных WikiLeaks - им казалось, что речь шла не о военных и дипломатических преступлениях, а о компромате наподобие истории с Моникой Левински.
С другой стороны, это объясняет, с какого перепугу Ассанжа вдруг посчитали «скандальным» журналистом, а дискуссию перевели в местечковую, банальную плоскость наших украинских скандальчиков. И в конце концов даже запретили ей быть дискуссией, ведь вопросы могли этому помешать.
Тут как раз подоспел из пробки Артем Шевченко (ТВi)
Попытка установить сеанс связи с Анатолием Шарием, первым украинским журналистом, получившим политическое убежище в ЕС, по техническим причинам не удалась. В итоге в конце мероприятия контакт таки установили, но с перебоями
"Я обычный рядовой журналист и не знаю, зачем меня сюда пригласили. Но Украина гораздо свободнее в плане свободы слова, чем Америка", - заявил Александр Чаленко, перебив тон обсуждения
Если верить присутствующим, то Джулиан Ассанж шел по стопам Гонгадзе и Мельниченко, и если бы не они и стремление нашего общества знать правду, не было бы WikiLeaks. А Украина - информационный центр мира. Но лично меня аргументы не убедили. Вот самые основные из них.
Егор Гордеев, например, считает, что журналистика заканчивается там, где начинается закон. То есть, журналисту можно играть только в строго определенной государством песочнице. А если закон вообще запрещает журналистские расследования, как в Северной Корее - то увы и ах!
Артем Шевченко вообще не считает Ассанжа журналистом - он просто хакер и источник информации. Без диплома журфака профессионалом, конечно же, не станешь. А вот Мельниченко - тот да, величайший журналист 20-го века
Ну и наконец высказаться дали Олесю Бузине, который только того и ждал
- Скандал - двигатель журналистики. Я вот, например, стал Олесем Бузиной собственно благодаря скандалу. В 1999 году у нас в редакции был беспорядок - сняли предыдущего главреда, новый приехал из Москвы и в украинских вопросах был полный «лошара». Это сейчас вы хорошо знаете Олега Медведева, а тогда он ничего не понимал в украинском контексте. Я за это время и протолкнул материал «Вурдалак Тарас Шевченко». А редакционная политика - это просто эвфемизм слова цензура. Нет свободной страны в мире, и Украина тем более не свободна. У нас почти не снимают кино, потому что боятся снять правдивое кино. У нас осталось два политических ток-шоу - Шустера и Куликова (уже одно - МН). У нас нет ни одной нормальной еженедельной передачи на телевидении. Не такой, которая обслуживала бы интересы Коломойского, или Пинчука, или Арбузова, а нормальной. Мы превращаемся в боевых холопов, а Лигачева обвиняет меня в украинофобии. Да я помню, как она взносы собирала в Институте журналистики, за это она меня и не любит. Все знают, чьей любовницей была Притула, все знают, кто заказал убийство Гонгадзе. Они, кстати, так и остались безнаказанными. В Украине все тайны и скандалы лежат на поверхности, даже копать не надо. Журналисты не должны быть скучными, а скандал - лучшее противоядие от скуки. И если вы не скандальный журналист - вы шахтерская лошадь, которую водят по кругу, а она рассуждает о каких-то мнимых стандартах журналистики.
На этой торжественной ноте, наконец, дали занавес - пришло время посмотреть собственно фильм
К сожалению, технические неприятности распространялись в этот вечер не только на сеанс связи по скайпу с политическим беженцем Анатолием Шарием. До конца посмотреть картину так и не удалось. Но основное стало понятно: фильм не пытается диктовать какие-то шаблонные мнения об Ассанже, современных медиа или свободе слова. В нем осталось достаточно зазора для формирования собственного мнения, если, конечно, смотреть на события здраво, а не глазами бывшего сотрудника Джулиана Даниэля Домшайт-Берга. Но дело даже не в этом.
Главное, за что боролся WikiLeaks - осведомленность общества о том, какие преступления творит государство за спиной граждан - не утопия, а украинские реалии. Все, включая бабушек у подъезда и комбайнеров в поле, знают, что и президент, и правительство, и парламент нарушают наши права, ведут нечистую игру, не выполняют обещания, которые дают раз в четыре года.
К большому сожалению, ни к каким глобальным социальным и политическим улучшениям это не ведет. Так что зря старается Ассанж, зря США и Россия боятся обнародования государственных секретов. Как показывает украинская практика, народ пошумит и перестанет, покуда по телевизору продолжат показывать любимое талант-шоу, а детям будет, где скачать пиратские мультики. Может, нет пророка не только в своем отечестве, но и в своем столетии, и со временем проблема тотальной общественной апатии как-то разрешится. Но пока что такова наша печальная правда - о которой мы и без WikiLeaks в курсе.
Фото Иванны Зубович