Душа в раскадровке: фестиваль умной анимации LINOLEUM готовит украинцам эмоциональный прорыв
При всей очевидной разнице между диснеевской мульт-индустрией и областью нейрофизиологии, исследуюшей переживания пациента при клинической смерти, обе имеют общую отправную точку. Anima, она же душа - незримый, но главный предмет мультипликации - стала точкой отсчета для Международного Фестиваля Актуальной Анимации и Медиа-искусства LINOLEUM. В сентябре уже второй год подряд его будет принимать Киев. А вчера в пространстве культурной коммуникации «Лавра» состоялась презентация мероприятия.
Для многих презентация стала поводом повидаться с давними знакомыми,..
обсудить тренды
и обменяться контактами
В зале прямо-таки царила атмосфера добра и любви
Когда, наконец, все наобнимались-наобщались, подошло время делу
Впрочем, подождите, еще нужно вручить подарки
Начать презентацию программы будущего феста решили с мультфильма «За забором». Несмотря на незамысловатость названия, содержание его оказалось не таким простым. Жизнерадостные кадры играющих детей резко и без предупреждения сменились картинами Освенцима.
Так основатель фестиваля Михаил Царев хотел объяснить, что анимация не столь тривиальна, как о ней принято думать.
- Этот мультфильм - не только о существующем заборе, автократичном режиме и обществе, в котором мы живем или кто-то жил раньше. Он еще и о том, что мы сами, как индивиды, должны открывать границы, заглядывать за ту колючую проволоку внутри себя, которую сами же и создаем из стереотипов и клише. Наш фестиваль, в первую очередь, посвящен искусству, которое называется анимация и является самым, на мой взгляд, эмоциональным, технически разнообразным и доступным для всех слоев общества, но в то же время, иногда оно неправильно воспринимается. Считается, что ребенок вырастает в той культуре и стране, где он смотрит мультфильмы. Этот фестиваль - не только для детей, он в большей степени для взрослых. Ведь кто сказал, что взрослым не нужно смотреть мультфильмы и дальше расти, развиваться? Кто сказал, что общество не должно развиваться? Наш фестиваль основан как призыв обратить внимание на анимацию, как сильнейшее медианаправление искусства. Мы надеемся, что в Киеве он приобретет свое второе дыхание, станет совершенно другим по эмоциям, по энергетическому наполнению и превратится в одну из крупнейших анимационных площадок европейского уровня.
По стечению обстоятельств, презентация фестиваля совпала с экспозицией работ Владимира Кузнецова
Киев соберет ценителей анимации не впервые, и «место встречи изменить нельзя» – как и в прошлом году, принимать гостей будет галерея искусств «Лавра». Посему многие организационные вопросы легли на хрупкие плечи ее директора Татьяны Мироновой:
- В прошлом году у нас была своего рода проба, было мало времени на подготовку, но в то же время мы приобрели опыт, осталось много впечатлений. Теперь же подготовка началась задолго, у нас было больше уверенности. Надеюсь, что мы будем более сильными во всех отношениях. Для меня фестиваль анимации – это, в первую очередь, духовный праздник. Я помню прошлогодних гостей, которые приходили, делились впечатлениями, заряжались позитивными эмоциями, и в этом году, я уверена, будет еще лучше.
О живом интересе украинской киноиндустрии к «детскому» жанру говорит и то, что в этом году фестиваль пройдет при поддержке крупнейшей киностудии в Украине FILM.UA.
Делегатом на презентацию отправилась Полина Толмачева, PR и маркетинг-директор компании
- Я бы хотела объяснить, почему для нас – крупнейшего в регионе производителя аудио-визуального контента – так важно поддержать LINOLEUM. Фестивали играют огромную роль для киноиндустрии и любой другой творческой индустрии. Это площадки, где встречаются настоящее и будущее, где люди высказывают свои идеи, которые сейчас могут казаться несвоевременными, но завтра станут трендом. Для того, чтобы кинопроизводство развивалось, а мы делали по-настоящему хороший и качественный контент, важно, чтобы люди встречались, нужна площадка для воплощения их мечты. В нашей структуре есть компания «Анимаград», которая, надеюсь, будет представлена на этом фестивале. И хотя мы занимается коммерческой анимацией, ее креативная составляющая для нас тоже очень важна. Хотелось бы отметить, что Киев не впервые становится местом встречи людей со всего мира – уже несколько лет в сентябре здесь проходит KIEV MEDIA WEEK. Это мероприятие тесно связано с LINOLEUM. Надеюсь, что спикеры, которые приедут на нашу профессиональную конференцию, будут интересны аудитории этого фестиваля, и наоборот.
Уже сегодня сотрудничество с FILM.UA принесло фестивалю первые плоды – благодаря компании в Президенты LINOLEUM удалось заманить Гарри Бардина. На презентацию мэтр не приехал, зато записал свое обращение и пообещал в сентябре непременно предстать перед столичной публикой лично:
«Я рад, что в Киеве будет проводиться такой фестиваль. Это фестиваль международный, который будет исследовать разные формы искусства. Но больше всего меня радует, что я снова окажусь в моем родном Киеве. Сегодня, когда взаимоотношения наших стран настолько обострились, я верю, что культура поспособствует сближению», - справедливо отметил виртуальный Гарри Яковлевич.
На этом сюрпризы презентации только начались. Как и было обещано, организаторы представили почетное жюри фестиваля. Его председателем выбран независимый американский аниматор Билл Плимптон - по краткой характеристике Михаила Царева, человек-гора, противостоящий мультипликационным корпорациям. В его арсенале - номинация на «Оскар». Чтоб не быть голословными, организаторы продемонстрировали одну из работ Плимптона и убедили собравшихся в его профпригодности. Но, как и Бардина, увидеть аниматора можно будет уже непосредственно на фестивале осенью.
Рядом с ними судить присланные работы будут и люди, не связанные с анимацией. Как объяснил все тот же Царев, в этом вся соль фестиваля - когда оценивают не за технику и профессионализм. Это только в политике голосовать эмоциями не комильфо. Оценивать душевную составяющую программы будут также Роман Балаян, Влад Троицкий, Олег Скрипка, Лилия Млинарич, Андрей Куликов и Райнальд Шумахер.
На презентацию сумели доехать не все, но те, кому это все же удалось, теплых слов в адрес LINOLEUM не жалели. Ветеран судейского состава Олег Скрипка подружился с фестивалем еще в прошлом году и намерен поддерживать эти отношения впредь:
- Тому, что я нахожусь в жюри, есть три причины. Во-первых, в стране сложная ситуация, но необходимо продолжать жить, в том числе и культурно. Мы переходим на новый уровень, и я верю, что этот анимационный фестиваль важен не только для аниматоров, но и для всех культурных людей Европы, особенно для нас. Во-вторых, мы с Татьяной делали мероприятия, которые назывались «Шляхетні вечорниці», и этот фестиваль тоже является своего рода «шляхетним», то есть высокого стиля. Ну и третья причина, абсолютно корыстная, в том, что я хочу открыть для себя новые имена, желательно украинские, с которыми в дальнейшем мог бы сотрудничать.
Да и вообще, по признанию Олега, из всех искусств он чаще всего вынужден потреблять именно мультики – статус папы четверых детей обязывает.
Хотя, на ушко соседке по судейской панели Скрипка рассказывал что-то совсем не детское
Основатель «Джаз Коктебель» Лилия Млинарич знает толк в преведении фестивалей. И, несмотря на вагон собственных хлопот в связи с переездом «Коктебеля» под Одессу, Млинарич не только согласилась судить LINOLEUM, но и выкроила время посетить его презентацию. В отличие от своего коллеги - еще одного фестивального гуру Влада Троицкого:
- Мне страшно нравится анимация. Эмоциональность, импровизация и кажущаяся доступность, за которой скрываются глубокие философские мысли, роднят ее с музыкой. Уже сейчас украинской публике можно пожелать ярких впечатлений – они тут будут, я уверена на 100%. А мы в свою очередь приготовим LINOLEUM какой-нибудь музыкальный подарок.
Еще один присутствующий член жюри – украинский телеведущий Андрей Куликов. «Брэнд интеллигенции», как метко окрестил его Михаил Царев, был краток, но конкретен:
- Я не люблю торжественных закрытий, потому что создается впечатление, что люди радуются тому, что что-то, наконец, закончилось. Я думаю, здесь скорее будут открытия. А поскольку «анимация» происходит от слова «анима» - «душа», здесь определенно будут царить воодушевление и одухотворенность.
Закончив спич, Андрей вернулся к увлекательному разговору с соседкой по столу
Помимо конкурсной в рамках LINOLEUM будут показаны и несколько параллельных программ, среди которых - «Любовь убивает!», конкурс социальной анимации на тему борьбы со СПИДом. Программа с призовым фондом в $3 000 организована фондом Елены Пинчук «АнтиСПИД». На презентации фонд был представлен Ольгой Рудневой, которая и рассказала о его главных целях:
- Разговор о нашем участии в фестивале был очень коротким. Михаил пришел к нам с предложением, и мы практически сразу согласились. Борцы со СПИДом – люди прагматичные и на все смотрят с точки зрения эффективности инструментов. В случае с LINOLEUM – это ведь работает на любую аудиторию, на любой возраст, и нам такой формат, безусловно, подходит. Мы надеемся, что с помощью фестиваля у нас появится не только красивый, но и полезный продукт, который поможет сохранить огромное количество жизней.
После официальной части гостей ждал традиционный фуршет
Гости и организаторы пообщались среди живописных руин
Но некоторые предпочли сразу же ретироваться
Другие совмещали полезное с прекрасным
Я же тем временем разузнала у Михаила Царева подробности предстоящего праздника «души».
- Михаил, скажите, не было ли соблазна в связи с напряженной обстановкой в Украине увезти фестиваль обратно в Москву?
- Именно поэтому и не было. Я считаю, что такие эмоциональные и серьезные международные мероприятия как раз и приобретают дополнительную важность, когда они проходят не в сытом, самодостаточном и расслабленном обществе. Они востребованы там, где есть потребность в темах, где есть желание и готовность людей ходить на эти мероприятия. Одним из наших основных желаний было показать, что нельзя уходить в себя в таких ситуациях – это очень опасно. Нельзя зацикливаться на том, что было, на том, что происходило в Киеве и происходит сейчас в Украине в целом. Надо очень смело смотреть в будущее, показывать, что мы сильны духом, хотим совершенно другой жизни, открыты для приема гостей, молоды, креативны и прогрессивны. Это то, что сейчас требуется от украинского общества.
- То есть, интерес к фестивалю будет больше, чем в прошлом году?
- Конечно. В Украине сейчас накладываются не только политические события, но и экономическая нестабильность, и в таких условиях людям обязательно нужны эмоции и события, особенно положительные. Нужны также поводы в прессе, когда будут писать о чем-то хорошем, например, что приезжают знаменитые аниматоры в Киев, а не о том, что фестивали отменяются, концерты переносятся. Нельзя попадать в эту спираль депрессивности, ее всеми силами нужно стараться разорвать. Я очень рад, что у нас такие партнеры, как «Джаз Коктебель», «Гогольфест» – это как раз те люди, которые это делают. На самом деле, их в Украине очень много, просто так сложилось, что в сентябре именно мы будем отвечать за тот прорыв, который так нужен сейчас.
- В программе заявлены мастер-классы и лекции. Кого из знаменитых аниматоров вы планируете привезти в Киев?
- Ожидается мастер-класс Билла Плимптона с показом ретроспективы его работ, конечно же, будет мастер-класс Гарри Бардина. Это те, которые уже подтверждены. С остальными мы в работе, окончательного подтверждения от них нет, поэтому не анонсируем больше никого пока. Но надеемся, что будет много интересных представителей, в том числе и украинской анимации, что очень важно. У нас пока есть время.
- Состав жюри уже сформирован. Были ли с этим трудности? Кто-то отказался?
- Определенные трудности были. Есть, к примеру, люди, которые придерживаются более традиционной школы анимации. Это, с одной стороны, преимущество, но с другой – головная боль, когда люди старой закалки любят только то, что было раньше, ориентируясь, например, на «Союзмультфильм» и помня какие-то прошлые заслуги. Здесь же показана анимация нового времени, нового поколения. Она совсем другая – кричащая, резкая, иногда тяжелая, философская. Некоторые из тех, кого мы приглашали, не всегда разделяют это направление анимации.
Напомню: LINOLEUM состоится с 6 по 28 сентября 2014 года, работы на конкурс принимаются до 31 июля. В общей сложности организаторы ожидают около 150 произведений со всего мира, но до жюри дойдет только около трети – предварительный отсев связан, в первую очередь, с актуальностью.
Из отобранных работ судьям предстоит выделить троих победителей, между которыми разделят призовой фонд фестиваля в размере $5 тыс. Интересно, что на LINOLEUM нет категорий, в которых бы выбирались разные победители - существует только Гран-при. Нам же остается запастись терпением до сентября: организаторы, совместно с друзьями-фестивалями «Джаз Коктебель» и «Гогольфест» обещают устроить в Украине настоящий прорыв.
Фото Иванны Зубович