Как Иванов убеждал Троцюка, что секс в Париже приносит много денег
(пафосным голосом из голливудского блокбастера): «Медианяня Пикчерз» и «KIEV MEDIA WEEK Студио» представляют. Год 2014-й... Киев... Radisson Blu Hotel...
Шесть влиятельных и авторитетных продюсеров...
Один известный основатель международного кинофестиваля...
Эти люди собрались за одним столом, и им точно есть, о чем поговорить
Как вы уже поняли, речь идет о конференции «Кинобизнес», которая с 2008 года проводится в Киеве и собирает в одном месте профессионалов киноиндустрии со всего мира. В прошлом году формат мероприятия обновили, в результате чего у киношников появилась возможность поучаствовать во всевозможных интерактивных платформах - в частности, поделиться опытом во время воркшопов-мастерских.
Организаторы KIEV MEDIA WEEK дают возможность участникам конференции параллельно обсудить продюсирование, юридическую и финансовую стороны кинобизнеса, а также направления внутри индустрии. Пришла очередь рассказать вам о дискуссии участников продюсерской мастерской.
Модераторы анимационной и продюсерской мастерской - Егор Олесов и Денис Иванов соответственно - принялись делиться опытом еще до начала ворк-шопа. Позже Олесов обиженно упрекнет Иванова, что у него больше размер... стола
Алена Турлова-Осипенко и Ирина Костюк пришли послушать именитых продюсеров
А полезную для этих джентльменов информацию рассказывали в другом месте
Группа поддержки Дениса Иванова
В этом году на продюсерской мастерской собрались исполнительный продюсер ОМКФ Юлия Синкевич, Степан Гребенко и Валерий Козлитинов (Shorts, Украина), Алексей Троцюк (Yellow, Black & White, Россия), Елена Ершова (Tato Film, Украина), Анна Качко (независимый продюсер, Россия, Казахстан, Германия) и Наталья Дрозд (СТВ, Россия)
Модератор торжественно объявил заседание открытым
Денис Иванов: Большинство обывателей считают, что продюсер кино - это большой дядя или большая тетя с деньгами, которые потратят их на кино, и неизвестно, что с этим дальше будет... Я думаю, что за этим столом таких людей с большими деньгами, к сожалению, нет. Сейчас нам нужно раскрыть, в чем заключается профессия продюсера, объяснить какие-то интересные моменты рабочего процесса на примере разных проектов.
Один из больших успехов в коммерческом жанровом кинематографе за последнее время - это фильм «Кухня в Париже», в создании которого принимал участие Алексей Троцюк. Знаю, что проект, с одной стороны, комедийный, с другой - основан на успешном бренде. Алексей, скажите, вы были автором идеи?
Алексей Троцюк: Компания YB&W производит огромное количество популярных телевизионных франшиз. Начиная с «Даешь молодежь», «Светофор» и заканчивая «Кухней». Мы начали рассматривать вопросы кино еще с проекта «Даешь молодежь» - была идея, но не было времени и команды. Продакшен проекта «Кухня» пришел из кино - это команда Дмитрия Дьяченко. То есть, мы изначально делали сериал с кинокомандой, которая сформировала язык, интонацию продукта.
На определенном этапе мы решили, что пора попробовать монетизировать популярность «Кухни» в кино. Причем, именно пора, ведь есть собственные средства (мы не привлекали инвесторов со стороны), есть команда и, с точки зрения истории, есть этап «свадьба». Мы хотели вывести это в отдельное событие и так сложилось, что это стало фильмом. На всю операцию у нас был один год - от начала до конца мы сделали кино за 11 месяцев. От принятия решения до вывода на экран. Самым рискованным в этой ситуации было то, что мы не могли подставить сам сериал - кино ни в коем случае не должно было дискредитировать то доверие, которое мы заслужили в сериале. Плюс, нужно было убедить зрителя, что наш проект достоен того, чтобы ждать, не качать, а пойти в кино. Именно поэтому мы отправились в Париж - в контексте сериала это было бы невозможно.
Иванов: Знаете, когда в названии фильма есть слово «Париж» или «секс», в прокате он собирает, как правило, в два раза больше. Вы знали об этом? - Троцюк: Думаю, если бы это было так, все фильмы назывались бы «Секс в Париже»
Иванов: Я хотел бы переключить тумблер в сторону авторского кино. Здесь присутствует продюсер фильма «Уроки гармонии», который тоже стал событием в киносообществе, - Анна Качко. С чего вы начали? Вы отсматривали много сценариев, ездили на питчинги, искали режиссеров по короткометражке?
Анна Качко: Мне интересна и «Кухня в Париже», и «Уроки гармонии», и российский рынок, и свой Казахстан. Сейчас мне интересен немецкий рынок, который доходит до местного зрителя.
В авторском кино все необорот. На всех встречах и лекциях, где я была, продюсерам внушают: не вкладывайте собственные деньги. Авторское кино - это искусство, режиссер понимает, что работает не в сфере бизнеса, а в сфере искусства. Есть много примеров фильмов, которые задумывались как авторские, а заработали как коммерческие - тот же «Миллионер из трущоб».
Троцюк: Я не согласен, не все элементы авторского кино в нем присутствуют. Там все очень понятно.
Качко: И это уникально! Мы все должны стремиться к тому, чтобы сделать качественное кино, которое можно отвезти на фестиваль, и при этом коммерческое. Был фильм «Маленькая мисс счастье», который задумывался как авторский, и также выстрелил. Но это редкость. В основном, вернуть деньги за фильмы-победители больших фестивалей практически невозможно. Самый дешевый фильм, который можно снять здесь, в Казастане, в России - это, минимум, миллион долларов. Я не говорю про low-budget - нормальные проекты, где платят нормальные зарплаты.
Троцюк: Был фильм авторским или нет, определяется по выходу - продался он или нет. Если он ничего не собрал - это мы дали возможность художнику реализоваться.
Иванов: Отношения продюсера с режиссером в авторском и коммерческом кино очень отличаются. Мое видение: авторское кино - это когда ты строишь голубятню вокруг голубя. У тебя есть автор, для которого ты делаешь все, чтобы он выразил свою идею. Аня, какой у тебя опыт работы с автором?
Качко: Очень важно, чтобы не возникало даже вопроса, доверяешь или не доверяешь ты режиссеру. Должен быть тандем - это я говорю, исходя из международного и личного опыта. У меня были и продюсерские проекты, где мы сами выбирали режиссера, и все остальное. В авторском кино продюсер должен чувствовать так же, как и режиссер, - тогда будет тандем. Существует множество историй, когда продюсер расходится с режиссером, потому что это не работает, он слишком много давит. Но как только продюсер чуть-чуть отпускает, не приезжает на съемочную площадку - все идет по-другому. Потому что авторский режиссер ждет своего продюсера, ему нужна эта поддержка, это общение. Совершенно другая манера коммуникации, понимаете? При этом в авторском кино безумно важна продюсерская работа на девелопменте, промоушене.
Иванов: Хочется разобраться в этапах. То есть, в девелопменте проекта, продаже, маркетинге продюсер участвует. Мне интересно, как у коллег складываются отношения со съемочным периодом? Вы приезжаете на площадку оказывать поддержку или как все это должно происходить - съемочный период, контроль сметы, выбор подрядчиков, создание собственной студии?
Троцюк: Говоря про коммерческое кино, есть несколько схем. Имеем бюджетные деньги, которые необходимо правильно освоить. Делаем следующим образом: берем режиссера с репутацией, чтоб ему было, что терять, на него сбрасываем весь проект. И режиссеру нужно как-то выкрутиться, понимаете? А продюсер сбрасывает с себя всю эту ситуацию. Также есть тандемы, о которых говорила Анна.
В этот момент к дискуссии присоединился креативный директор FILM.UA Владимир Иссат - в качестве слушателя
И российский продюсер Георгий Малков - в качестве спикера
Георгий Малков: Все этапы требуют глубокого вовлечения продюсера. И разработка сценария, и выбор режиссера... На площадке - в меньшей степени. Расскажу главный секрет: когда у тебя есть сценарий, актеры, режиссер, нужно понять - на монтаже можно все подкорректировать (смеется). Площадка, безусловно, важна, но если я знаю, что бюджетные параметры выдерживаются, приезжать на площадку и создавать лишние движняки, спорить с режиссером - будет только хуже. Лучше уже потом, в монтажке, совершать действия, режущие по сердцу, - выбрасываешь пять минут и понимаешь, что на это был потрачен бюджет целой смены. Но глобально монтаж позволяет исправить практически все. Я заявляю не очень правильные вещи, но это правда.
Не менее важной частью, помимо производства, являются продажи. Сейчас мы производим совсем не комедийное кино, пока что это в закрытом формате, и получилось так, что уже на этапе описания идеи я смог заполучить в партнеры один из ведущих российских каналов. Мы подписали контракт на покупку еще не существующего продукта, чем обеспечили существенную часть производственного бюджета и, собственно, продажу. Вот такие красивые истории бывают. То есть, чем лучше и конкретнее идея, тем легче будет продать ее не только кинотеатрам, дистрибьюторам, но и конечному потребителю.
Иванов: Мы коснулись темы финансирования проектов. Как происходит у вас: вкладываете свои деньги, ищете инвесторов или как?
Малков: Первоначально деньги были исключительно инвестиционными. Со временем, нарабатывая репутацию и имея бекграунд людей, проекты которых не проваливаются, привлечение инвесторов стало гораздо проще. Но так получилось, что наше активное присутствие в доле российского кино в российском же прокате, сделало невозможным для Фонда кино не замечать нашего присутствия за мэтрами - теперь Фонд кино тоже дает деньги на наши проекты. Но это то, на что ты не можешь рассчитывать вначале. Получилось - окей.
Иванов: В чем принципиальное отличие вашего опыта работы на российском рынке от американского? В контексте профессии продюсера, разумеется.
Малков: Как это парадоксально ни звучит, но Америка, которая изначально создала режим свободного предпринимательства в нашем мире, сейчас больше напоминает СССР. Ты очень многого не можешь позволить себе как продюсер, даже уволить человека на площадке, потому что там есть профсоюзы и прочее. То есть, в своей гибкости продюсер очень ограничен. В общем-то, для людей в индустрии это комфорт и защита - для всех, кроме продюсера.
Обсудив услышанное, журналисты и продюсеры двинулись на перекур
И перекус, разумеется
Подтягивается еще один важный слушатель - Андрей Партыка (StarLight Sales)
Во время кофе-брейка я ненадолго заскочила на территорию Ukrainian Content Market. Там участники рынка по-прежнему загадочно улыбаются соблюдая коммерческую тайну. Разговорить удалось только представителей «Украины»
Елена Сикан, ведущий специалист канала «Украина» по продажам и координации, рассказала, что на их стенде чаще всего спрашивают «Королеву игры» (адаптация корейского формата Queen of the Game). В условиях падения рекламного рынка России Елена возлагает надежды на возобновление продуктивных переговоров с партнерами осенью следующего года. «В этом году непремьерный продукт продается просто в порядке очереди, пакетами на территории средней площади - например, в Грузию (продали сериал «Маруся»). Кстати, вчера встречались с партнерами: говорят, проект хорошо идет. Новогодним пакетом - nevergreen - заинтересовалась Россия. Если говорить о нетелевизионных видах прав, то здесь есть спрос у партнеров так называемой категории «мир»: США, Австралия и так далее», - сказала Елена. А напоследок добавила, что первоочередная задача для «Украины» сейчас - обсуждение возможностей копродакшена. В этом контексте представителей канала интересуют страны Прибалтики, Грузия и Казахстан.
Вторую часть ворк-шопа посвятили рассуждениям о промо, маркетинге, копродакшене и альтернативной дистрибьюции
Наталья Дрозд рассказала о том, как облегчает жизнь продюсера копродакшен, Юлия Синкевич - о кинофестивалях как альтернативном пути дистрибьюции, Анна Качко напомнила о важности «воспитания» линейного продюсера (на которого впоследствии можно будет спихнуть часть своих обязанностей), Степан Гребенко и Валерий Козлитинов объяснили, в чем преимущество создания трейлера фильма параллельно с производственным процессом, а Елена Ершова напугала коллег страшными историями о недобросовестных сейлс-агентах.
Тепло попрощавшись друг с другом, продюсеры разошлись кто куда. Увидев у выхода Дениса Иванова, я задала ему пару вопросов по теме мастерской:
- В одном из недавних интервью режиссер Мирослав Слабошпицкий сказал, что по цветокоррекции может угадать страну-производителя фильма. В контексте сегодняшней мастерской у меня возник к вам вопрос: можете ли вы увидеть по фильму, произошло ли то самое «полное погружение» продюсера во все этапы производства?
- Вряд ли. Мне видно, когда продюсер не сделал свою работу или сделал плохо. Но в хорошем фильме не видно, кто что делал - не видно работы художника-постановщика, ты не чувствуешь работу оператора - в успешном проекте эти вещи нераздельны.
- Мы услышали два мнения: «продюсер должен заниматься исключительно своим узким кругом обязанностей» и «продюсер должен быть вовлечен во все этапы производства фильма». Как по вашему, какой из этих методов лучше работает?
- Я думаю, что в каждом случае все индивидуально. Продюсерская работа разбита на этапы: девелопмент, поиск финансирования, переговоры с командой, съемочный период, нужно искать правильных людей, коннектить команду, дальнейшая жизнь фильма... После того, как фильм снят, еще год-полтора продюсер должен трудиться. Есть люди, которые занимаются только этим: у них есть проект и они посвящают ему много времени. Но, как мы узнали сегодня, большинство продюсеров находятся на площадке, но не вмешиваются в режиссерские концепции.
- В этом отношении вы разделяете мнение Георгия Малкова?
- Да, потому что площадка - это, так сказать, вишенка на торте. Если проект был разработан, если кастинги проведены, локации подобраны и так далее - тогда на площадке уже дело за линейным продюсером.
- Напоследок хотелось бы услышать, что полезного вы вынесли из сказанного на мастерской?
- Я узнал много новых для себя вещей. Например, концепт, как продавать фильм зарубеж. Что есть травматичный опыт с сейлс-агентами у многих картин, что если три-четыре года назад, когда я был на подобных мастер-классах, все говорили о том, что должен быть сейлс-агент и без него никуда (откуда ты можешь знать дистрибьютора в Исландии?!), то сейчас для ряда проектов становится трендом отказ от сейлс-агента. Я видел, что это происходит, но никогда почему-то не анализировал.
Много всего интересного высказывалось. Такие встречи не столько заставляют тебя сделать выводы, сколько вдохновляют - ты понимаешь: вот, все, в следующем проекте точно эту фишку использую. У этого украду немножко опыта, чуть-чуть - у этого, и тот еще поделился... Это такой творческий процесс, когда тебе выкладывают разные инструменты, которые ты потом используешь в своей работе. Наверное, это основное, для чего нужны такие встречи.
С Денисом сложно не согласиться. Вербализировать вещи, которые, на первый взгляд, очевидны и всем понятны, периодически очень важно. Особенно, когда это делают профессионалы.
Фото Иванны Зубович