Грузин, Тигипко и кино... Одесский кинофестиваль открывает карты
Локомотив Одесского международного кинофестиваля набирает ход. И не только по части программы, но и по составу гостей и количеству прессы, готовой ехать в Одессу целыми литерными эшелонами. О «Фестивале фестивалей» и нюансах установочной пресс-конференции нынешнего кинофеста вы уже знаете. Делюсь подробностями с теми, кому не терпится составить детальный план своей кинопоездки в Одессу.
Внушительный десант канала «Украина» - от маркетинг-директора до пиарщиков
Организаторы - Алик Шпилюк и председатель правления «Таскомбанка» Владимир Дубей - до последнего решали некие вопросы
«5 канал», тем временем, допрашивал почетных гостей. Вот гендиректора «Молодости» Андрея Халпахчи подловили
А затем и до команды фильма «Плен» - продюсера Александра Итигилова и исполнителя главной роли Владимира Горянского - добрались
Еще один гость пресс-конференции - режиссер Анатолий Матешко
Александра Кравченко продолжала бороться с вечными для пресс-службы форс-мажорами даже в зале
Но с началом пресс-конференции все внимание переключилось на Викторию Тигипко, говорившую, как всегда, о главном:
- Вернуться в Оперу с открытием и закрытием в этом году не получилось, но мы постарались сохранить все наши локации - Театр Музкомедии, «Родину», Потемкинскую лестницу. В этом году мы потеряли еще нескольких партнеров (в связи с ситуацией не все смогли нам помочь), но приобрели новых. Даже кризисные времена открывают новые возможности.
Да, Михаил Саакашвили уже успел проявить интерес к ОМКФ. Мы с ним встретимся на следующей неделе. Пока что ничего больше о сотрудничестве с новым губернатором сказать не могу. А в самой Одессе все замечательно, в этом году настоящий наплыв туристов, мы даже не ожидали, что их будет так много - рассчитывали на большее количество номеров в гостиницах под фестиваль.
В этом году во время селекции мы отметили интересный тренд: из всех заявок, поданных на участие в Международном конкурсе ОМКФ, 30% было от режиссеров-женщин. В результате 4 из 12 фильмов Международного конкурса сняты женщинами, а это одна треть программы - очень высокий показатель гендерного равновесия, которого так не хватает крупным международным кинофестивалям вроде Берлинале и Канн, где все чаще поднимают острые вопросы о равноправии женщин в киноиндустрии. Более того, 10 из 24 фильмов Национального конкурса 6-го ОМКФ также авторства женщин. В тренде и то, что глава жюри у нас в этом году - женщина. Мы очень рады, что с нами согласилась посотрудничать Жанна Лабрюн, и надеемся, что в будущем у нас главой жюри женщина будет чаще, чем раз в шесть лет.
Программный директор фестиваля Антельм Видо представил конкурсную программу:
- Заявок в этом году было на 50% больше, чем в прошлом - 530, из 75 стран. Очень много - из Азии. География ОМКФ расширяется, фестиваль приобретает мировую репутацию. Мы отобрали 12 фильмов в конкурсную программу. В этом году, как и в прошлом, мы решили поддержать украинское кино, и у нас в международном конкурсе два украинских фильма - «Песнь Песней» Евы Нейман и «Плен» Анатолия Матешко.
Другие картины конкурса - «Зенит» Далибора Матанича, «Человек в стене» Евгения Румана, «Астрагал» Брижитт Си, «Атомное сердце» Али Ахмадзаде, «Мустанг» Дениз Гамзе Эргювен, «Бридженд» Йеппе Ронде, «Объятия змеи» Сиро Герра, «Просто Джим» Крэйга Робертса, «Ангелы революции» Алексея Федорченко и «Е.» Рании Аттие и Даниэля Гарсиа.
Программа заинтересовала всех
Юлия Синькевич рассказала о других мероприятиях фестиваля - профессиональной секции, питчингах, WIP и нововведении под названием «Террариум»
Алик Шпилюк представлял гостей, членов жюри и внеконкурсные программы
- В состав жюри вошли, кроме уже упомянутой прекрасной Жанн Лебрюн, успешный продюсер и член Европейской киноакадемии Дариуш Яблонски (Польша), лауреат Берлинале и ОМКФ Срджан Драгоевич (Сербия) и режиссер документального кино Сергей Буковский (Украина).
В национальном конкурсе, кроме «Песни Песен» и «Плена», соревнуются также «Полет золотой мушки» Ивана Кравчишина и три документальных фильма: «Вагрич и черный квадрат» Андрея Загданского, который был представлен на ОМКФ в 2013 на профессиональной секции, «Живая ватра» Остапа Костюка и «Диббук. История странствующих душ» польского режиссера Кшиштофа Копчинского, над которым работала украинская команда.
- Национальном конкурсе короткого метра будут показаны 18 фильмов, среди них тоже около половины - документальные. В этом конкурсе дебютирует как режиссер, кстати, и сценарист фильмов «Плен» и «Трубач» Анастасия Матешко, а главную роль там сыграла сестра ее супруга, Ольга Матешко. Вот так на VI ОМКФ у нас представлена вся семья.
Алик вещал так вдохновленно, что даже знакомая со всеми программами Юлия Синькевич заслушалась
- Почетные гости фестиваля - Тьерри Фремо, генеральный директор Каннского кинофестиваля, и Джим Шеридан, шестрикратный оскаровский номинант, режиссер «Во имя отца», «Поля» и «В Америке». Также мы несколько изменили фокус секции ОМКФ о роли гражданского общества «Путь к свободе», в связи с изменившимися реалиями Украины. Теперь это не только истории революций, это фильмы о социально-политических проблемах общества и роли личности в них.
Также состоится несколько гала-премьер фестиваля. Мы покажем, наконец, «Бердмен», который так и не вышел в прокат в Украине, потому что шедевр Иньярриту, мы убеждены, должно смотреть на большом экране. Также в этой программе режиссерский дебют американской актрисы Мариэль Хеллер - «Дневник девочки-подростка», признанный лучший фильмом для юношества на Берлинале-2015, и полу-автобиографическая драма «Моя мать» любимчика Канн Нанни Моретти, который мастер снимать фильмы о своих родственниках.
Виктория Тигипко, тем временем, вспомнила о приятных моментах
- В рамках ОМКФ, и мы очень этим гордимся, на Потемкинской лестнице будет установлен памятный знак Европейской киноакадемии, а самой лестнице будет присвоен статус «Сокровища европейской кинокультуры», наряду с Домом братьев Люмьер в Лионе, квартирой Сергея Эйзенштейна в Москве, Центром Ингмара Бергмана в Швеции.
А о том, как пройдет показ на Потемкинской лестнице, я вам уже рассказывала.
Журналисты тщательно сверяли сказанное с программкой, и отличий не нашли
Ольга Захарова рассказала о планах МГУ на Одесский кинофестиваль.
- К Олегу Панюте в этом году присоединится ведущая «Утра с Украиной» Ольга Бутко, в остальном «Медиа Группа Украина» сотрудничает с ОМКФ, как обычно.
Впрочем, как только журналистам дали право задавать вопросы, оказалось, что волнует всех только один:
- Почему в этом году Одесский кинофестиваль не везет за свой счет журналистов, и можно ли как-то это изменить?
К сожалению, ответ на этот вопрос был все тот же.
Впрочем, вопросов по существу также оказалось достаточно
Я же решила поговорить с создателями фильма «Плен», раз уж они все вместе оказались на установочной пресс-конференции ОМКФ.
Сопродюсер фильма Антон Сладкевич рассказал мне об участии «Плена» в Каннах
- В рамках ОМКФ у нас - мировая премьера.
- А что было в Каннах?
- В Каннах был павильонный показ, для профессионалов. Это нельзя назвать премьерой. Но мы очень довольны тем, как нас принимали в Каннах. На «Плен» пришла Катрин Денев. Правда, одному из зрителей стало плохо во время показа, и ему пришлось выйти. Но он отдышался и сразу же вернулся, представляете?
- Ну что же ты сразу пугаешь, - возразил продюсеру Анатолий Матешко.
- Не пугаю, а интригую.
Анастасия Матешко, тем временем, рассказала мне о своем режиссерском дебюте:
- Я ведь прошла питчинг Госкино, и моим первым режиссерским опытом должна была стать совсем другая картина. Сценарий победил, и все вроде бы складывалось, но потом меня подвела наша продюсер, Ольга Журженко, по техническим причинам. И фильм тот не сложился.
Я поняла, что сидеть и ждать, пока кто-то даст тебе шанс, поможет, - бесполезно и безнадежно. Нужно брать все в свои руки и работать. Поэтому короткометражку, которая в итоге попала в конкурс на ОМКФ, я сняла за свой счет - спасибо всей команде, с которой мы сотрудничали до этого на телевидении и в сериалах. Мы все собрались и работали для себя - оператор, режиссер монтажа, звук. И почему, как вы думаете, главную роль играла Оля Матешко? По родственной дружбе - забесплатно.
- А что супруг, помогал в работе над фильмом?
- Я не мешал, хотя очень хотелось.
- Да, большое спасибо, держал себя в руках, хотя я видела, как он так и порывался вмешаться, - подтвердила Анастасия. - В итоге фильм получился очень мой, очень женский. Как оказалось, женское кино в тренде фестиваля.
Ну а о трендах мне рассказала Юлия Синькевич - кому знать об этом, как не продюсеру фестиваля:
- Кроме женского кино мы отметили наплыв документальных работ. Очень, очень много сильной документалистики. Мы уже всерьез задумались о том, чтобы сделать в рамках ОМКФ - не в этом, и, наверное, не в следующем году, но в перспективе - отдельную документальную конкурсную программу. К тому же, в Украине нет своего конкурса документальных фильмов - тот же DocuDays посвящен только специфической тематике прав человека.
В этом году, вынуждена признать, продюсеры и дистрибуторы больше не считали войну в Украине достойной причиной, чтобы идти нам навстречу и делать скидки. Но мы этого ожидали, для них ведь дистрибуция на фестивалях - это полноценный источник заработка, которым нельзя пожертвовать.
А еще по секрету могу сказать, что мы ведем переговоры с одним выдающимся режиссером по поводу проведения онлайн мастер-класса. Пока что из-за часовых поясов, а он в США, никак не получается найти удобный всем слот, поэтому не буду дразнить вас фамилией, но это должен быть очень интересный мастер-класс.
С Аликом Шпилюком обсудить программу мне не удалось - не хотелось отвлекать от бранча в душевной компании
Точное расписание показов, мероприятий и мастер-классов Одесского кинофорума станет известно 1 июля, но тогда планировать поездку в Одессу будет сложнее. Поэтому предлагаю синефилам сразу брать отпуск, и с 10 по 18 июля погрузиться в теплый мир кино на ОМКФ.
Фото Кирилла Авраменко