Налетай! Шведский фонд профинансирует фильмы молодых украинских кинематографистов
В совсем давние времена проезжающие мимо Киева шведы назывались варягами и сразу короновались на престол. Позже в Украине было принято встечать шведов под Полтавой, и не очень дружелюбно. В 21-м веке шведы приезжают к нам либо смотреть футбол, либо показывать кино. И, если очень повезет, помогать снимать его вместе.
На прошлой неделе, например, шведский радиожурналист Йохар Бенджеллуль и кинематографисты Малькольм Дикселиус, Йохан Сэт и Симона Бауманн презентовали в Киеве простой и понятный способ начать снимать документальный фильм, если у режиссера нет ни имени, ни денег, ни продюсеров, а именно - обратиться в Фонд памяти Малика Бенджеллуля. Но обо всем по порядку:
Гости Closer были готовы ко всему
Но не подозревали, что за непритязательным клетчатым пиджаком скрывается один из известнейших продюсеров Швеции и по совместительству исполнитель одной из центральных ролей в сериале «Бандитский Петербург» Малькольм Дикселиус
Со сцены, тем временем, звучал ненавязчивый эмбиент - позже станет ясно, что очень верное решение - не приглашать музыкантов, которые играют блюз
Алекс Ширяев, руководитель объединения документалистов B2B Doc, кратко представил гостей и фильм режиссера Малика Бенджеллуля «В поисках Сахарного Человека» (Searching For Sugar Man)
Но историю самого фильма рассказал брат Малика, Йохар:
- В прошлом году мой брат, Малик, покончил жизнь самоубийством, бросившись под поезд. А еще за год до этого я сидел рано утром - около 4 утра - дома в Стокгольме, сонный, и смотрел, как мой брат в прямом эфире получает премию «Оскар» за лучший документальный фильм года. Как его обнимает и поздравляет Бен Аффлек. Мне казалось, что у меня галлюцинации, так не бывает - что простой парень может сам снять, смонтировать полнометражный документальный фильм - первый в своей жизни - и получить «Оскар». Но это была правда.
Этой правде предшествовали годы проблем, иногда почти неразрешимых. Малик нашел историю Родригеса - главного героя фильма - когда путешествовал с рюкзаком по ЮАР. Вернувшись из поездки, он рассказал мне о Сиксто Родригесе, поставил мне альбом с его музыкой и сказал: «Это самая лучшая история, которую я слышал когда-либо в своей жизни. Об этом нужно рассказать». И начал снимать.
Вот что в итоге получилось:
Несмотря на «говорящие головы», мелькающие иногда в кадре,
обилие действующих лиц и героев,
среди которых большинство - маргиналы, посмотрев фильм, убеждаешься, что такой отличной истории, как Searching for Sugar Man, зритель не видел очень давно
После просмотра фильма, которому зал аплодировал стоя, Йохар Бенджеллуль продолжил о насущном:
- В титрах фильма Searching for Sugar Man вы увидите много названий фондов и продакшенов, даже EURIMAGE, которые участвовали в съемках. Все они появились, когда фильм был почти закончен. Малик делал все сам, на домашнем ноутбуке. Он снимал видео, иногда даже на iPhone, он освоил программы анимации и сам нарисовал все, что вы видите на экране. Более четырех лет каждый день он работал над этим фильмом - и только в конце нашел средства со стороны, чтобы профинансировать участие в фестивале «Сандэнс». Затем пришли и дистрибуция, и широкий прокат, и $10 млн кассовых сборов, и «Оскар». Но вначале были незнание, с чего начать, полное отсутствие средств и психологическая травма, которая в итоге и подорвала его уверенность в своих силах.
Я знаю не по наслышке, что такое начинать работу над фильмом, когда ты - неизвестный режиссер и у тебя нет инвестора. Поэтому и был создан Фонд памяти Малика Бенджеллуля - организация, которая будет открыта для всех начинающих документалистов и проследит, чтобы новое поколение режиссеров не столкнулось с тем же количеством проблем и несчастий, которые преследовали моего брата.
Фонд Малика Бенджеллуля будет поддерживать именно начинающих документалистов, и именно в начале их работы - на той стадии, когда найти поддержку сложнее и важнее всего. Мы - это группа опытных продюсеров из Швеции, максимально открытых для режиссеров из любой страны мира и приветствующих копродукцию.
Подробнее о схеме работы фонда рассказал Малькольм Дикселиус, Председатель Правления Фонда памяти Малика:
- Посмотрите на Searching for Sugar Man - этот фильм снял швед, но действие происходит в Южной Африке и США. Мир не просто интернационален, он глобален. Нет ничего необычного в том, что швед рассказывает южноафриканскую историю, а украинец - например, пакистанскую. Или вьетнамец - украинскую. Но это не значит, что Фонд Малика будет заниматься только такими глобальными копродукционными историями.
Фонд памяти Малика Бенджеллуля будет принимать все заявки, единственное ограничение - мы работаем только для начинающих, непризнанных пока режиссеров. Мы будем работать во всех направлениях: оказывать материальную поддержку съемочного процесса, помогать в поиске продюсеров и инвесторов, а также технических специалистов, консультировать на стадии разработки идеи. То есть все то, что требуется режиссеру, чтобы начать - ведь существует масса организаций, готовых помочь закончить работу над проектом.
Симона Бауманн - продюсер, в том числе и Фонда - подтвердила слова Малькольма, и от себя добавила:
- Я хорошо знакома с украинским кинематографом, и потому понимаю, что начинать здесь, наверное, сложнее, чем во многих странах мира. Поэтому приглашаю всех подать свои заявки в Фонд. Полноценно он начнет работать с января 2016 года, так что как раз есть время подготовиться.
Председатель Ассоциации независимых кинематографистов Швеции Йохан Сэт подтвердил свой продюсерский интерес в режиссерах из Украины. И вспомнил варягов:
- Инициатива B2B DOC не зря расшифровывается «От Балтийского до Черного моря». Документалистика от Швеции до Украины - это определенная ось, во многом объединенная темами, ценностями и историей. И ее имеет смысл развивать и поддерживать, чем мы и хотим заниматься как можно плотнее.
Алекс Ширяев был скромен:
- Если есть заинтересованные в работе Фонда, или B2B DOC, или Ассоциации независимых кинематографистов Швеции, я - ваше контактное лицо в Украине, и помогу наладить все связи.
Затем пришло время вопросов из зала
Улучив момент, я расспросила гостей о работе Фонда более предметно:
- Как будут приниматься и рассматриваться заявки кинематографистов?
- Заявки в Фонд мы принимаем уже сейчас, в некотором роде. Но полноценно Фонд памяти Малика Бенджеллуля начнет работу с 2016 года. До этого мы только продумываем механизмы работы. Скорее всего, финансовая поддержка будет выдаваться проектам на конкурсном основании, но мы не хотим отказывать в помощи никому. Многие продюсеры и группы готовы предоставлять режиссерам консультации или услуги, и работать с заявками мы будем, вероятнее всего, в индивидуальном порядке. Так что это будет комбинация работы case-by-case и проведения периодического конкурса-питчинга.
- А каким образом будет финансироваться Фонд?
- Это сочетание частных инвестиций, средств, оставленных Маликом, и некоторых планов на будушее.
- Возможно, у Малика были другие фильмы, проекты, над которыми он работал?
- Вы разгадали наш секрет, - рассмеялся Йохар Бенджеллуль. - Малик успел снять еще один документальный фильм, который еще не выходил в свет. Это тоже музыкальная документалка, посвященная одной очень известной группе - которой, кстати, очень не понравился результат. Из-за юридических тонкостей фильм не смог выйти при жизни режиссера. Мы планируем широкий релиз этого фильма, и все средства от дистрибуции пойдут на финансирование деятельности Фонда. Кроме того, Малик оставил после себя сценарий полнометражного игрового фильма, о судьбе которого мы пока думаем. Но очень надеемся, что получится реализовать и этот его проект.
Вот вам и копродукция - настоящая, международная, сама плывет в руки. А представляете, насколько было бы проще, если бы законопроект о государственной поддержке кинематографа был принят и уже работал, облегчив иностранным продюсерам контакт с украинскими? И насколько это повысит шансы на получение украинцами «Оскара»? То-то же.
Фото - Алина Коссонович