Люксембург в Припяти и тайная комната Слабошпицкого
На время от шедевра до шедевра гении обычно впадают в анабиоз. Мирослав Слабошпицкий просто талантлив, и потому, не успев собрать все награды за свое «Племя», уже готовится приступить к производству новой картины. Новости о проекте «Люксембург» просачиваются давно. И вот его команда решила раскрыть подробности, презентовав будущую ленту публике. Итак, детальный разбор полетов.
В зале «Укринформа» собрались знакомые лица.
Здесь вам и Алик Шпилюк
И супруга Дениса Иванова Марина Шух
И целый зал любопытных представителей СМИ
Поддержать Слабошпицкого пришла и его вторая половина Елена
Тем временем спикеры быстренько заняли свои места у микрофонов. Одного (точнее, одну) из них, кстати, пришлось вызванивать. Продюсер фильма Анна Качко сейчас в Берлине, и приехать на презентацию не смогла
Перед началом - минута молчания в память о погибших в терактах во Франции и на востоке Украины
Первым, на правах хозяина праздника, слово взял глава Госкино Филипп Ильенко. Да-да, не удивляйтесь - праздник именно его. Слабошпицкий при своих регалиях мог бы выбрать любые пути финансирования, но остановился именно на государственном бюджете, так что Филипп под шумок еще и отчитался о проделанной работе. Это и разморозка десятка проектов, и изрядный пинок неповоротливой госмашине в виде присоединения Ильенко (а значит, и всего ведомства) к хорошо знакомой вам инициативе #КіноКраїна. И, раз уж на то пошло - финансирование новой картины Мирослава «Люксембург». Закончил свой спич Филипп ярко:
- После того, как Госкино выделило средства на «Люксембург», могу уверенно сказать: время на посту главы ведомства я провел не зря. На будущее обещаю, что мы будем поддерживать Мирослава не только финансово, но и любым другим способом, не противоречащим действующему законодательству и христианской морали.
Слабошпицкий же, поблагодарив Ильенко, перешел к рассказу о том, каким и о чем будет грядущий фильм:
- Работа над проектом началась около года назад, после фестиваля в Карловых Варах. Хотя, на самом деле, снять «чернобыльский» фильм я пытался еще с начала нулевых. Это, кстати, стало причиной моей вынужденной временной эмиграции из Украины во времена Анны Чмиль. Вы наверняка знаете, что эта тема для меня является личной со времен работы в «Чернобыль Интер Информ». К тому же, я уже снимал короткометражку «Ядерные отходы». Так вот, когда «Племя» только начало циркулировать, и еще не было такого успеха, я стал задумываться: а что дальше. Это вообще большая проблема для всех режиссеров - после очень успешного фильма взяться за следующую работу.
Немного повспоминав, Слабошпицкий таки перешел к вопросу, который лично меня крайне интересовал: зачем режиссеру с таким реноме в международных киношных кругах понадобилась поддержка и без того скудного государственного бюджета. Ответ, оказалось, прост: копродукция копродукцией, но в качестве гарантий иностранные сопродюсеры хотят видеть вложения из родной страны проекта. Тогда и партнеры находяися легче, и деньги дают охотнее. Да и Украине от этого польза. Инвестированные средства при условии правильного подхода со временем отбиваются с лихвой.
Ильенко в очередном реверансе в адрес Слабошпицкого это подтвердил: «Племя» - одна из трех картин, которые в прошлом году солидно наполнили счет Госкино. Мы действительно прочувствовали эти поступления». Ану-ка, угадайте еще хотя бы один фильм из этой троицы!
В общем, господдержка даже для режиссера, снявшего «Племя», оказалась существенным подспорьем: «У нас часто бывало, что вроде бы все идет хорошо, но в решающий момент процесс замирает именно потому, что не находит поддержки в собственной стране. Я очень благодарен Филиппу Ильенко и Госкино - без них работа над проектом продвигалась бы куда медленнее, а то и вовсе бы заморозилась».
Далее слово перешло к Анне Качко, все это время томившейся позади спикеров на большом экране.
- Первые деньги, как уже сказал Мирослав, мы получили от государства, и это очень помогло нам в дальнейшем. Следующим шагом стала поездка на кинорынок в Роттердам, где мы получили приз за сценарий, а потом - на фестиваль «Сандэнс», где проект тоже был награжден. Затем мы стали обращаться в различные европейские фонды, которые в итоге и помогли нам с финансированием.
Несмотря на то, что в создании картины участвуют сразу несколько стран (на сегодняшний день это Украина, Франция, Германия, Голландия и Норвегия), сниматься она будет полностью на территории Украины, а точнее в Чернобыльской зоне отчуждения. Само название намекает на сюжет: как говорит Слабошпицкий, территория этой самой зоны по размеру сопоставима с герцогством Люксембург.
- Это такая метафора. Это страна в стране. Там свои обычаи, свой народ. С одной стороны, там радиационная опасность, с другой - ощущение какой-то вольности. Возможно, для многих людей это лучшее место на свете. И люди, которые там работают, это братство с системой распознавания свой-чужой, это свой мир.
Ну а главная задача, которую перед собой ставит режиссер, - показать людей, который живут там по сей день, несмотря на радиацию и запустение.
Хранивший до сих пор молчание Валентин Васянович, как и положено продюсеру проекта, проявил деловой подход, рассказав, какие сроки перед собой ставит команда «Люксембурга»:
- Мы планируем завершить съемки до конца зимы - в начале весны. И если все будет нормально, то, возможно, снова будем приглашены на Каннский фестиваль. Мы возлагаем большие надежды на этот фильм и понимаем все риски, потому что после успеха «Племени» не имеем шанса сделать посредственный фильм и снова должны сделать гениальный. Это такая задача, и это бремя, которое испытывают все участники процесса.
Представители прессы тем временем томились в ожидании: вопросов-то заготовлено ого-го сколько!
Но сначала - слово гостям - послу Норвегии в Украине Йону Эльведалю Фредриксену и директору Французского института кино в Украине Паскалю Сливански
Оба, как и положено официальным лицам, говорили приблизительно одно и то же: как рады тому, что их страны сотрудничают с Украиной, как кино здесь (и по всему миру) нуждается в поддержке, и прочее в том же духе.
Сидевший в первых рядах Олиас Барко, кажется, был рад услышать хоть немного родной речи
Когда наконец дошла очередь до вопросов из зала, пресса подала голос. Ее интересовало странное: например, что такое копродукция, или чувствует ли Слабошпицкий себя партиотом. На последний вопрос красиво ответил Ильенко: «Мирослав хоть и скромничает, но я могу сказать, что он настоящий партиот. После международного успеха «Племени» он мог бы выбрать любую страну для создания нового фильма, но Украине не изменил. Он по-прежнему является украинским режиссером, представляя нас на мировой арене, и помочь ему с «Люксембургом» для нас большая честь».
Ольга Ваганова с Ильенко солидарна
Что же касается сюжета фильма, Слабошпицкий, как и положено истинному творцу, бережет интригу. Единственное, что журналистам удалось из него вытянуть - режиссерские фишки в картине обязательно будут, «иначе можно было бы просто разойтись по домам». А вот звезд Мирослав в свой фильм предпочел не звать, обходясь, как и в случае с «Племенем», начинающими актерами. Зато здесь они будут общаться не с помощью жестов, а полноценными диалогами на украинском языке - к вопросу о патриотизме, кстати.
На этом официальная часть мероприятия подошла к концу, и притомившаяся пресса наконец получила возможность поговорить со спикерами тет-а-тет.
Большая часть моих коллег тут же оккупировала Филиппа Ильенко с вопросами о б инициативе #КіноКраїна
Я же об инициативе знаю все, поэтому попыталась пробиться непосредственно к Слабошпицкому, что тоже оказалось делом не из легких.
- Вы говорили, что хотите закончить картину к Каннскому фестивалю, в мае. Может, подгадать к 30-летней годовщине Чернобыльской аварии?
- Дело в том, что мы очень от многого зависим. Во-первых, это режимный объект, и мы не всегда можем ходить и снимать там, где хочется, нужно согласовывать работу. Во-вторых, для сюжета и картинки нам нужен снег: мы и сейчас ждем первого снега, чтобы начать съемки, он скроет все недостатки и сделает картинку ярче. Ну а выбирая, сделать фильм быстро или сделать качественно, я всегда выберу второе.
- Снимать разрешают все, или есть какие-то ограничения?
- Более-менее все. Единственный нюанс - есть какие-то места, где нежелательно работать, потому что это неполезно. Можно, например, зайти на 15 минут на экскурсию, но отработать там 10-часовую смену - нет.
- Вам выделили какого-то сопровождающего?
- Да, конечно. Мы уже договорились со всеми службами, с которыми только можно, нам выдали дозиметры. Кроме того, каждый член съемочной группы встал на контроль, и в конце каждого дня знает, сколько получил радиации и всего такого.
- Фильм будет фестивальным, или вы планируете широкий прокат?
- Пока сложно сказать. По поводу «Племени» ведь ничего такого не планировалось, а в итоге его посмотрело какое-то безумное количество людей во всем мире. Единственное, что могу сказать - это арт-хаусный фильм, он, понятное дело, находится в своей, достаточно узкой нише. Мы будем подавать его на фестивали, а там - как пойдет.
- Договор с САА в этом случае вам чем-то поможет?
- Им нужно, чтобы фильм был на английском языке и со звездами, а в «Люксембурге» не будет ни того, ни другого.
- В будущем не собираетесь ли взяться за какой-нибудь блокбастер?
- Сейчас мне нужно завершить «Люксембург», и я стараюсь сфокусироваться на этом. Я даже попросил агента меня не трогать в ближайшие месяца три с другими вопросами, чтобы ничего не мешало концентрироваться. Хотя, после подписания договора мне действительно приходят по два-три сценария в неделю. Рразной степени интересности - есть даже что-то про русскую мафию. Но я занят другим, так что роман с американским кино пока отложен.
Оставив Слабошпицкого на растерзание коллегам, я решила прояснить для себя некоторые производственные моменты, расспросив ответственного за них Валентина Васяновича. Для начала - о бюджете:
- Сложно сказать точнее, ведь съемки еще не начались, и части могут меняться. Кроме того, с нынешним курсом очень сложно срастить гривны, доллары и евро - каждый день получается разная сумма (смеется). Сейчас можно только сказать, что Госкино дало полмиллиона евро, а остальное - вложения из других стран.
- А как потом будут делиться права?
- Точно так же - по взносам. Украина, как мажоритарный инвестор, получит большую часть прав, а остальное поделится между Францией, Норвегией и другими.
- Легко ли в нынешних условиях производить копродукцию в Украине?
- Об этом я смогу вам сказать через год. Сейчас деньги еще не начали ходить туда-сюда, а у меня опыт продюсирования не очень большой, и с переводом средств из страны в страну в рамках проекта я сталкивался очень мало. Хотя, чтобы все работало, как в Европе, нам еще работать и работать - бюрократия еще никому не упрощала жизнь.
- А насколько сложно привлечь иностранных партнеров к работе в Украине?
- Ой, ну тут все просто: берешь каннского режиссера, европейского продюсера, и все! (смеется) А если серьезно, то, конечно, сложно. Все хотят работать с проверенными людьми, а их у нас единицы. Но это, я бы сказал, не проблема Украины - так происходит во всем мире.
- Уже есть планы на дистрибуцию?
- Да, «Люксембургом» будет заниматься тот же сейлз-агент, что и «Племенем» - французская компания Alpha Violet production.
На этом мне Валентина пришлось оставить, дав возможность любопытным коллегам проявить себя в заковыристых вопросах
А напоследок я наконец, получила ответ на вопрос, давно мучивший лично меня: действительно ли у Слабошпицкого есть специальная комната со специальным стеллажом, где он собирает награды за фильм «Племя»? Таки есть - Васянович сдал Мирослава с потрохами.
Фото Кирилла Авраменко