На что Госкино тратит полмиллиарда и с кем судится. Отчет за 2016 год
Не большая тайна, что основной инвестор в украинский контент, особенно украиноязычный - государство. Украина ежегодно тратит миллиарды гривен на медиа. Наконец-то (не прошло и пяти лет) медиа снова обязаны отчитываться о том, на что именно эти средства пошли.
В рамках выполнения постановления Кабмина государственные органы должны не просто опубликовать в малозаметных разделах своих сайтов отчеты за потраченные из государственного бюджета средства, но еще и провести публичный брифинг, в котором изложить все подробности. Вчера такой отчет для представителей СМИ и просто заинтересованных провело Государственное агентство по вопросам кинематографа - один из основных распорядителей бюджетных средств.
В 2017-м Госкино может потратить 515 млн 952,5 тыс. грн. Это почти в два раза больше, чем расходы ведосмства за 2016 год, но почти в три раза меньше, чем расходы Госкомтелерадио, бюджет которого на 2017 год - полтора миллиарда гривен, и которые об отчетах за трату бюджетных средств, обратите внимание, хранят полное молчание (это если вы удивляетесь, почему глава ведомства Олег Наливайко совсем не заинтересован в том, чтобы сменить уютное кресло в Комитете на должность главы Общественного).
Впрочем, мы не о текущем годе, а о прошедшем.
За 2016 год Госкино завершило производство 35 фильмов. Из них только 4 - «Моя бабуся Фані Каплан», «Окупація», «Гніздо Горлиці», «Січень-березень» - игровые полнометражные. И еще один - «Микита Кожум’яка» - полнометражный анимационный. Из них только три были в прокате (фильм «Січень-березень», правда, дебютировал на фестивалях), а «Оккупация» была здана в конце года, поэтому еще имеет возможность попасть на широкий экран в течение 2017-го. Как именно - пока загадка, потому что ни один дистрибутор в свой лайн-ап фильм не включил.
Кроме того, Госкино были приняты: 1 игровая короткометражка («Дім»); 4 короткометражных дебюта («Свині», «Кров’янка», «Невидима», «Синагога»); 8 короткометражних мультфильмов («Лахмітко», «Кобзар 2015», «Подорож», «Мишко та Місячна Дзвінка», «Шнурки», «Лабіринт», «Я чайник», «Чудове чудовисько») и 17 документальних фильмов («Батя. Дзвони долі», «Viva Prima», «Первісний авангард», «У відриві», «Війна на нульовому кілометрі», «Іспит на людяність», «Свій голос», «Контури», «Григорівський синдром. Частина третя», «Українська символіка. Герб», «Українська символіка. Гімн», «Українська символіка. Прапор», «Рідні», «Виграти все», «Загальний зшиток», «Головна роль», «Манливий, Солодкий, Без меж, або пісні і танці про смерть»).
О прокате 30 из 35 принятых фильмов можно сказать следующее: один фильм зритель мог посмотреть в кинотеатрах, еще четыре - в эфире телеканалов. Как еще 25 фильмов должны достучаться до украинского зрителя - неизвестно.
- Украинский прокат - вопрос сложный и противоречивый, - попытался объяснить Филипп Ильенко. - Украинского кино не было в кинотеатрах десятилетиями, зритель еще не привык ходить на эти фильмы.
Напомню, на отечественные киноэкраны в 2016 году вышло 30 украинских проектов, из которых всего 9 - полнометражные игровые фильмы. Подробный разбор полетов мы с вами уже делали.
По результатам того же 2016 года в специальный фонд Госкино благодаря реализации имущественных прав на фильмы (то есть благодаря тому, что продюсеры перечислили агентству прибыль от проката, фестивальных показов или продажи фильмов, снятых при господдержке) было перечислено всего 1,9 млн грн.
- Это меньше, чем в 2015 году, - принался Ильенко. - В тот год прокат «Поводыря» и «Незламной», а также участие фильма «Племя» в фестивалях принесли в специальный фонд необычайно высокий доход.
Впрочем, вопрос, почему даже очень заинтересованный зритель не может увидеть вышеперечисленные фильмы даже на телеэкране, даже экс-государственного, а ныне общественного вещателя, остается открытым. Больше половины фильмов, произведенных за последние годы, не поддерживают и не развивают украинскую культуру хотя бы потому, что остаются продуктом, недоступным для зрителя.
Представители всех департаментов Госкино были готовы отчитываться о своей работе, но так уж сложилось, что говорил за всех только Филипп Ильенко
Кстати, еще одна статья расходов Госкино - каталог украинских фильмов, уже снятых и еще находящихся в производстве
242 млн 763,9 тыс. грн было потрачено в прошлом году на финансирование кинопроизводства: 67 фильмов по госзаказу (19 игровых; 30 неигровых и 18 анимационных) на общую сумму 84 млн 356 тыс. грн и 31 фильм (30 игровых и один документальный) - по договору финансовой поддержки на общую сумму 158 млн 407 тыс. грн.
Кроме того, за 2016 год было проведено два конкурса-питчинга, по результатам которых в программу производства фильмов включили 82 кинопроекта.
Также Госкино отчиталось за средства, потраченные на поддержку киномероприятий.
Всего на эти цели в Украине потратили 3 млн грн, в счет которых провели 54 мероприятия, в том числе фестивали Docudays UA, «Чілдрен кінофест», «Відкрита Ніч Дубль 19», «Німі ночі» и «Молодість».
Еще 4 млн грн были потрачены на популяризацию украинского кино в Украине и за границей, в том числе на проведение дней украинского кино на международных фестивалях, организацию премьер, ретроспектив и промокампаний фильмов.
3 млн 800 тыс. грн были переданы Центру Довженко, и еще некая «существенная», но точно не названная Госкино сумма потрачена на работу Экспертной комиссии по вопросам демонстрации и распространения фильмов при Госкино. Известно только, что по результатам работы этой комиссии было выдано 5 389 государственных прокатных свидетельств, из которых 4,7 тыс. свидетельств - права на телепоказ, около 250 - на кинопрокат и еще 260 свидетельств - на непонятно где и как реализуемые видеоправа.
Два судебных дела по результатам 2016 года - относительно фильма «Дау» и против режиссера Сахалтуева - были рассмотрены с результатом, который главу Госкино Филиппа Ильенко удовлетворил.
- Я уже видел рабочие материалы «Дау», - уточнил Филипп Ильенко. - И я доволен тем, что видел, по моему мнению, это будет новое слово в истории художественного высказывания для украинского кинематографа.
Напомню, по решению суда Госкино было вынуждено позволить продюсерам «Дау» продлить срок сдачи картины.
- Все фильмы, замороженные после решения Кабмина 2014 года о приостановлении финансирования культурных проектов, уже разморожены, если в приостановлении работы было виновно Госкино, - пообещал Ильенко.
По его словам, все государственные киностудии сдают или готовятся сдавать свои «долгострои», в том числе и многострадальная киностудия Довженко. Причем один из фильмов-долгостроев, «Йом кипур, или Судный день», обещают сдать агентству до конца текущего месяца. Единственный проблемный проект - у студии «Укркинохроника» - будет финализироваться, и решение будет приниматься по нему после того, как новый глава студии примет дела и закончит аудит проекта.
Напоследок Филипп Ильенко уточнил, что украинский кинопрокат, по независимым оценкам, - рынок с оборотом 1,7 млрд грн. Впрочем, это оценка по косвенным показателям: дело в том, что от 25% до 30% кинотеатров не отчитываются о количестве проведенных сеансов и проданных на них билетов.
Около трети рынка кинопроката в Украине - Киев, на который приходится около 700 млн грн за 2016 год.
А в целом, по оценкам главы Госкино, украинцы непростительно мало ходят в кино - и потому, что не могут себе позволить такое развлечение, и потому, что культура кинотеатрального досуга пострадала за первое десятилетие независимости Украины и с тех пор была восстановлена не везде. Впрочем, тот факт, что в кинопроизводство инвестируют более 500 млн грн - почти треть от емкости бокс-офиса страны - должно внушать кинолюбителям надежду.
На самом деле многим это внушает скорее сомнения, поскольку из произведенных за счет или при поддержке Госкино фильмов не более 25% попадают в кино- или телепрокат, более того, законодательно продюсер, получая поддержку на кинопроизводство у государства, не обязан после сдачи фильма прилагать никаких усилий к выпуску его в прокат или к тому, чтобы донести проект до украинского зрителя.
Как показал отчет Агентства за 2016 год, работать есть над чем, финансы для работы тоже есть. Осталось надеяться, что и результат не за горами.
Фото Кирилла Авраменко