Как снимали фильм «Позывной Бандерас», и когда ждать релиза «нового украинского кино» про АТО
Ранней осенью 2014 года (время, которое, кажется, было только вчера, но уже стало историей) на востоке Украины в зоне АТО группа разведчиков во главе с Антоном Саенко (тот самый титульный «Бандерас») ищет российского подрывника, известного как Ходок. Профессиональный военный, естественно, просто так найти и поймать себя не дает, но разведданные приводят Бандераса в родное село. Жители которого считают Антона предателем. И уже в 2018 году на экранах Украины можно будет увидеть об этом фильм.
Да-да, вы не ослышались. Не просто 90-минутный экшн о героизме воинов, защищающих Украину (как звучит тематическая секция конкурса Госкино), а военный детектив и триллер.
История, конечно - художественное переосмысление ранних военных действий на востоке страны, но именно поэтому - еще более ответственное. Документалисту просто «не сфальшивить», снимая об АТО, - достаточно не мухлевать в монтаже, а вот с художественным кино материи намного тоньше. Впрочем, режиссер картины Заза Буадзе все понимает: «К истории, связанной с АТО, сейчас, наверное, будет более пристальное внимание, в том числе и зрительское, поэтому снимать этот фильм - большая ответственность».
Между тем, Заза Буадзе - не первый режиссер этого проекта. Напомню вам подробности: фильм принимал участие в 9 конкурсе Госкино, где запрашивал у государства поддержки на сумму 20 млн грн (из 40 млн заявленного бюджета). Презентовали проект тогда продюсер Сергей Баранов и режиссер Александр Богданенко, а на главную роль планировался Анатолий Пашинин. Но вот спустя несколько месяцев все переиграли:
«Олександра Богданенка ми замінили через сімейні обставини. Дружина режисера, у якого троє дітей, завагітніла четвертим. Оскільки весь проект створюватиметься у відрядженні, і робота над ним триватиме близько 4 місяців, Богданенко не зміг би повністю приділяти йому достатньо часу. Щоб не зривати терміни виробництва, ми запросили іншого режисера - Зазу Буадзе. Враховуючи те, що він вже мав досвід роботи із екшеном («Червоний»). Кандидатуру режисера ми узгодили із Держкіно», - уточнила мне тогда в комментарии пресс-служба продакшена «Три-я-да».
Заза Буадзе же в свою очередь принял решение заменить исполнителя главной роли - с Пашинина на Олега Шульгу, который ему и по работе в фильме «Червоний» был знаком, и в АТО добровольцем отслужил. Правильное ли это решение, пока судить рано: с одной стороны, мы еще не видели в прокате ни «Червоного», который выходит 24 августа, ни, тем более, фильм, который еще даже не сняли. С другой - напрашивается мысль, что если уж решили строить из «Червоного» франшизу, так не стоит пересвечивать лицо исполнителя главной роли.
Но не буду дольше вас томить, покажу лучше, как снимались одни из последних кадров фильма «Позивний «Бандерас».
А снимались они мало того, что посреди песков, так еще и в 33-градусную жару
и внутри прорезиненной армейской палатки, где температура, по ощущениям, до 45 градусов доходила
Снимали с риском для жизни и здоровья, в общем
Почему я попала только на последние дни съемок, спросите вы? А все предыдущие съемочные дни были исключительно в Одесской и Херсонской областях. В одной из тех локаций команда, отстроив военный лагерь, снимала львиную долю боевых действий, в других - города. «Мы проехали с творческой группой по всей линии разграничения и нашли на Востоке такие карьеры. Подом подобрали схожую с ними локацию», - рассказал продюсер фильма.
Карты, документы, формат разведданных,
оружие холодное,
и не очень холодное,
Форма - хоть и не боевые, но все настоящие, включая гранаты и патроны
Поэтому снимал мой фотограф, как обычно, все - но в этот раз с опаской
Обошлось, кстати, без травм
А вот и один из самых показательных кадров - работают в съемочной группе все над всеми задачами, особенно бытовыми. Но об этом чуть позже
Несмотря на то, что в Киеве снимали почти в конце съемочного периода, эти сцены будут одними из первых в фильме
Все герои фильма пока что живы, почти здоровы (не считая руки «Бандераса»), да и форма еще не изношеная
Так что извините, проспойлерить вам заранее, чем закончится детектив и кто из героев концовки уже не увидит, не могу
Могу только рассказать, что тяжелее всего пришлось гримерам - результат их работы стекал с лиц актеров еще до того, как хлопушка успевала хлопнуть
И оператору, который так истекал потом, что на камеру впору было влагозащиту надевать
В общем, если бы не шуточки съемочной группы - так бы все и поплавились
«Это кто там нашел последний тенек на площадке?» - как бы спрашивают у меня Игорь Шульга, Олег Онещак, Владимир Романко и Сергей Лефор - исполнители главных ролей
Саму сцену, по хорошей кинотрадиции, сняли быстро - потому что готовили долго
В перерывах между дублями обсуждали концерт Верки Сердючки в первый день Atlas Weekend - оказалось, на Данилко пошли почти всем составом
Понравилось!
Впрочем, Зазе Буадзе не до концертов - ему и сцены ставить...
И плейбек гонять...
И форму на вечерние сцены одобрить
И напутственную речь толкнуть
Все вдохновились, кстати
А под конец - еще и расчувствовались
Пока Заза Буадзе давал комментарии журналистам, рассказывая о рождении нового украинского кино и его метафизическом значении...
Мне удалось вызвонить отсутствовавшего на площадке (но по уважительным причинам) продюсера картины Сергея Баранова.
- Сергей, я правильно поняла, что это был не совсем конец съемок?
- Съемки закончатся в конце июля, но сейчас мы снимаем уже преимущественно непостановочные кадры, стрельбу. Затем начнем монтаж. Планируем закончить его и сделать постпродакшен до конца года - фильм должен быть сдан в Госкино 20 декабря.
- А в прокат когда?
- В прокат, скорее всего, весной 2018 года. Подробнее пока рассказать не могу - мы будем еще общаться с дистрибутором и кинотеатрами, смотреть, какие фильмы будут выходить в это время, насколько кинотеатры будут готовы пойти нам навстречу.
Кроме того, будем советоваться с Госкино - они стали серьезно смотреть теперь на то, где, когда и как фильмы, снятые при их поддержке, выходят в прокат.
- Погодите, вернемся на полшага назад. У вас уже есть дистрибутор?
- У нас есть пока договор о намерениях. Конечно, говорить о фильме, пока его нет хотя бы на монтажном столе, рано, но предварительный интерес и договоренности у нас есть с компанией MMD и Романом Мартыненко.
Кинотеатрам же мы покажем фильм уже через две недели на кинорынке ОМКФ. По крайней мере, наши первые рабочие материалы.
- Трейлера пока нет?
- Первый трейлер мы готовим к сентябрю 2017 года. С ним же будет ре-релиз одной из подтвержденных песен нашего саундтрека, «Мовчати» Кузьмы Скрябина. Кроме того, надеюсь, мы выпустим новый клип на эту песню с кадрами из фильма.
- Есть другие украинские треки в фильме?
- Мы хотим, но говорить об остальном пока рано. Ведем переговоры со многими.
- У вас в фильме много военной техники, много боевых действий. Как отнеслись к съемкам на локациях местные жители, завидев настоящие оружие и танки?
- Недовольные есть всегда, но речь о единицах. Мы львиную долю боевых действий снимали на специально построенном полигоне, там поблизости никого не было. А в локации у села мы пообщались с местными жителями, они в основном пошли нам навстречу, даже рады были. Мы дали им сотни рабочих мест на время съемки, они строили нам декорации, работали в массовых сценах, мы же со своей стороны всей съемочной группой сделали кое-какие работы по благоустройству села, покрасили памятник, мост.
- Какой вы видите судьбу фильма - более фестивальной или все же зрительской?
- Конечно, мы не против бы попасть на фестивали. У нас есть специальный человек, который будет засылать отборщикам материалы фильма, мы на «Молодости» планируем показать фильм многим отборщикам. Но в первую очередь это большое зрительское кино. Это детектив, это экшн, это актуально для зрителя.
- Значит, сразу после проката вам прямая дорога на телевидение.
- Пока что договоренностей с каналами у нас нет. Но у меня и у Зазы Буадзе родилась идея, как развить 90-минутный фильм до хорошей крепкой 4-серийки. У нас в фильме есть несколько флэшбеков, но они, естественно, только намекают на историю героев и историю конфликта на Донбассе вообще. Если мы найдем телепартнера, эту историю можно будет развить, и через бекграунд персонажей показать, откуда вообще корни у всех сегодняшних проблем. Но если мы будем снимать 4-серийку, это в любом случае будет телефильм в самом лучшем смысле слова, снятый по всем канонам кино для большого экрана.
От себя могу только пожелать картине успехов, надеюсь, все запланированное получится.
Фото Кирилла Авраменко