«Женщина на войне» и «Донбасс». Как выглядит Каннское будущее Украины, и при чем тут Минкульт
Шел всего второй год глобального присутствия Украины как кинодержавы (а не отдельно взятых компаний и объединений) на Каннском международном кинофестивале, а Украинский павильон, фестивальные фильмы и в целом судьба участия страны в международном кинофестивальном движении уже превратилась в апельсин.
В том смысле, что много нас, заинтересованных в кино. А главный инвестор - один.
Но обо всем по порядку.
Вы в общих чертах уже знаете все самое важное, что должны были знать об Украине в Каннах: о том, как будет работать украинский стенд на кинорынке Marche du Film, я уже рассказала во всех подробностях, да и о том, что сразу два фильма с украинским участием - «Женщина на войне» Бенедикта Эрлингссона и «Донбасс» Сергея Лозницы будут показаны на фестивале в важных программах (а не на случайном показе Short Corner), тоже уже упоминала.
Зачем же тогда, спрашивается, отдельная пресс-конференция по этому вопросу?
Как оказалось, вопросов осталось много, и у читателей, и у тех, кто следит за Каннами одним глазом.
«Представляете, и такие люди встречаются», - шутит Алик Шпилюк.
Людмила Горделадзе, директор кинотеатра «Жовтень», в котором проходила пресс-конференция, удивляется, но, мол, что поделаешь. Есть вопросы - значит, нужно отвечать.
Первым отвечает, естественно, глава Госкино Филипп Ильенко.
- Какое-то время подряд так получалось, что накануне фестивалей класса А мы часто больше говорили об индустриальной части, о нашей работе на кинорынках и в павильонах. Что не совсем правильно, ведь главное в любом кинофестивале - все же кино, - уточнил глава Государственного агентства по вопросам кинематографа.
И справедливо, и в то же время не очень: участие украинских фильмов в программах кинофестивалей класса А - прямой результат участия индустрии в закулисной и закадровой работе. Так что о том, что было раньше - красная дорожка или договор в павильоне - и говорить не стоит. Все процессы важны. А особенно - копродукционный.
Главный вопрос к Денису Иванову...
И его коллеге Сергею Лавренюку - достаточно ли «украинские» фильмы они продюсировали. Можно ли вообще считать украинскими эти проекты?
Вопрос, на который однозначный ответ найти достаточно просто.
Никогда такого не было в мировом кинематографе, чтобы хотя бы одна страна, участвующая в копродукции, стеснялась считать фильм «своим». Напомню, в прошлом 2017 году в лонг-листе фильмов на «лучший иностранный фильм года» почти 1/3 была с французскими инвестициями, и пресса всего мира, не только французская, согласилась - действительно, треть лучших иностранных фильмов года французские. Франция должна гордиться своими кинофондами.
В случае Украины же всем хочется разобраться детальнее. Что ж - вот вам голая математика.
Проект режиссера Бенедикта Ерлингссона «Женщина на войне» с украинской стороны был реализован продакшеном Сергея Лавренюка Solar Media. Госкино предоставило 10 млн 846 тыс. грн финансирования (при общем бюджете проекта почти 80 млн грн), то есть около 12,5%.
«Донбасс» получил от Украины 16,7 млн грн, украинским продюсером фильма был Денис Иванов и «Артхаус Трафик». Общий бюджет фильма Сергея Лозницы - 2,4 млн евро (около 72 млн грн), то есть украинское участие в фильме - около 25%.
Мировые премьеры фильмов в Каннах состоятся 9-го («Донбасс») и 12-го («Женщина на войне») мая.
Один из фильмов будет показан в конкурсе, второй - в специальной программе.
«Особый взгляд» - вторая по значимости (после основного конкурса) программа Каннского кинофестиваля, и участие в ней однозначно и намертво бетонирует Сергея Лозницу в статусе «каннского режиссера». Теперь можно быть уверенной (если, конечно, Сергей вдруг не сойдет с ума и не начнет шутить про Гитлера), что все проекты Лозницы будут так или иначе с радостью приняты на Круазетт. Кстати, фильм-призер «Особого взгляда» обязательно получает поддержку во французском прокате.
Програма «Неделя критики» на Каннском фестивале была создана как конкурс молодых, еще не проверенных режиссеров - к нему допускаются только дебютанты или молодые режиссеры со своими первыми или вторыми полнометражными работами. Успех в ней не дает 100% гарантии, но обещает пристальное внимание к последующим проектам начинающих кинематографистов. Именно потому хорошо бы Мирославу Слабошпицкому начать что-то делать с проектом «Люксембург». Но об этом многострадальном фильме поговорим в другой раз.
Обсудим лучше лишнее доказательство «украинскости» каннских фильмов: творческую команду.
От фильма «Донбасс» - актриса Людмила Смородина.
Сергей Лавренюк представил главную украинскую звезду фильма «Женщина на войне» - Маргариту Хильскую. В таком возрасте дебютировать в Каннах - хорошая карьерная заявка.
Сыграла в исландской копродукции и Сусанна Карпенко, участница женского трио (и экс-участница «Голоса страны»)
В фильме «Женщина на войне» снялась и супруга Сергея, Алена Лавренюк. Которая, кстати, призналась, что с Бенединктом Эрлингссоном работать было интересно, так как у актеров не было репетиций - они входили в роль уже на съемочной площадке. И сниматься было удивительно «спокойно, тихо и без матов». Такие они, горячие исландские парни.
Но главным участником обоих проектов, конечно, и Денис Иванов и Сергей Лавренюк признали Госкино и лично Филиппа Ильенко.
Который, в свою очередь, поблагодарил Андрея Халпахчи и вообще КМКФ «Молодость», ОМКФ, Украинскую киноассоциацию и Ассоциацию киноиндустрии Украины за очередное, но все же удивительное для кинокомпаний единение в общем стремлении успешно поучаствовать в Marche du Film.
О том, что финансовое участие Госкино в украинском павильоне вырослл в 2,5 раза я вам уже рассказала, но напомню: в этом году государство выделило на Каннский стенд 760 тыс. грн, а не 300, как в прошлом году (и не 560, как было запланировано в документах на начало 2018 года).
Как объяснил глава Госкино, это связано с тем, кто государство наконец-то берет на себя роль, которую должно было исполнять и ранее - лидера и самого ответственного в представлении Украины на Каннском кинофестивале. Отсюда и бюджетные изменения. Формат участия все также охватывает и специальные ивенты, и каталог украинских фильмов, и Industry Guide, и встречи для байеров, фестивальных отборщиков, и возможности для переговоров с отдельными сопродюсерами (по заранее согласованному графику).
Ну а пока вы все желаете Маргарите Хильской большой европейской кинокарьеры...
Хочу обратить ваше внимание на одну деталь, которой поделился Филипп Ильенко. Оба фильма - и «Донбасс», и «Женщина на войне» - победители конкурсов кинопроектов Госкино. От себя добавлю, что разных конкурсов - «Донбасс» победил еще на 8 питчинге, в то время как «Женщина на войне» - в 10 питчинге. Глава госагентства обратил внимание, что этот факт - свидетельство системной политики ведомства и его Экспертной комиссии по отбору кинопроектов, которые либо могут привлечь широкую зрительскую аудиторию, либо внимание международного кинофестивального движения, и тем самым формировать украинский культурный контекст в стане и за ее пределами.
Глава Госкино пожелал новым распорядителям государственных средств, которые планируют выделяться на кинематограф, таких же успехов.
Расшифрую: как вы, наверное, догадываетесь, речь идет о спорной бюджетной программе Министерства культуры Украины, в распоряжение которого выделили 500 млн грн на финансирование «кино патриотической направленности». Программа до сих пор в поисках путей реализации, но уже очевидно, что либо весь бюджет, либо значительную его часть планируют направить на телевизионные проекты и телесериалы разных форматов. Готова поспорить, не тех, которые привлекли бы внимание Каннского кинофестиваля, кинематографического или сериального, или даже Series Mania.
Напомню, прямо сейчас Минкульт объявил call for papers - прием заявок на должность экспертов, которые и будут, судя по всему, вершить судьбу контента, кинематографического и не очень, «патриотической направленности». Очень хотелось бы, чтобы эти эксперты четко понимали, с какими конкурсами и какими проектами им предстоит работать. Поэтому, если ощущаете в себе силы - подавайтесь.
А я продолжу следить за развитием ситуации. И подробные отчеты из Канн тоже обещаю.
Фото - Андрей Полищук