С любовью к собственному страху. Как и зачем «Чужой» приехал в Киев
Если вы хоть немного следите за новостями из мира кино, то знаете, что сейчас в самом разгаре кинофестиваль «Молодость». Смотр традиционно преподносит множество сюрпризов синефилам всех мастей, но один из них мне хочется выделить особенно. В этом году исполняется 40 лет с того самого дня, когда в кинотеатры впервые ворвалась картина «Чужой» - его премьера состоялась 25 мая 1979 года. И раз уж годовщина аккурат совпала с «Молодостью», пройти мимо нее организаторам было бы просто преступно.
Законопослушные Андрей Халпахчи и Ко решили не только побаловать гостей фестиваля показом отреставрированной оригинальной картины Ридли Скотта, но и сделать так, чтобы все желающие смогли прикоснуться к его главной достопримечательности - ксеноморфу, созданному Х.Р. Гигером. Для этого всего-то и понадобилось, что привезти в Киев часть экспозиции именного музея художника, который находится в швейцарском Грюэре. Но это только звучит просто: на самом деле сделать это организаторы пытались уже несколько лет подряд, но вмешивались то особенности транспортировки предметов искусства, то какие-то другие обстоятельства. В любом случае, в этот раз все наконец получилось, и большая удача, что это совпало с юбилеем культового фильма.
Для широкой аудитории экспозиция открывает свои двери сегодня в «Довженко Центре», однако ей предшествовало сразу несколько тематических мероприятий в рамках самой «Молодости». Первое - совместная пресс-конференция организаторов, пропустить которую я никак не могла.
В роли спикеров собралось немало народу. Это и Андрей Халпахчи, и Иван Козленко, а с ними - кураторы швейцарского музея Марко Витциг и Кароль Глаузер Пиду, куратор от украинской стороны Мирослава Хартмонд и посол Швейцарии в Украине Гийом Шойрер
Поскольку происходило все это в обители «Молодости», кинотеатре «Киев», то и слово первым ушло к Андрею Халпахчи.
«Мы счастливы, что «Молодость» ежегодно представляет швейцарское искусство. В этом году мы решили почтить память великого художника и творца Х.Р. Гигера, с которым связан культовый фильм «Чужой», - начал он.
Вспомнив, что нынешний год - не первый, когда в рамках «Молодости» украинцев знакомят с творчеством швейцарцев, Халпахчи отметил, что ничего этого не было бы без украинского посольства этой страны. А раз так, то следующим говорить взялся сам посол, Гийом Шойрер.
«Я бы хотел поблагодарить прессу за внимание к нашему мероприятию. Возможно, у некоторых из вас будет как минимум два вопроса: что мы будем делать в ближайшие дни и почему сейчас. Наша программа называется «Чужая Швейцария», а показать ее сейчас мы решили из-за юбилея картины Ридли Скотта «Чужой», - объяснил посол мотивы своего ведомства.
Шойрер также рассказал, что в рамках программы посетителей ждет аж четыре мероприятия: показ отреставрированного фильма «Чужой», который состоялся тем же вечером на «Молодости», выступление музыкальной группы The Young Gods, выставка «Camera Obscura. Гигер и фотография» в галерее «Триптих» и самое интересное - та самая ретроспективная выставка «АЛИЕНация» в «Довженко Центре», о которой я подробно расскажу вам ниже.
Объяснив, что таким образом организаторы хотят продемонстрировать величие Гигера в мировом искусстве, а затем поблагодарив всех причастных к работе, посол не стал задерживать микрофон и передал слово Ивану Козленко. Тот, конечно, больше всего внимания уделил именно последнему мероприятию, поскольку выступает в нем принимающей стороной.
«Для нас большая честь принимать эту выставку. Мы, честно говоря, удивлены темпом как собственной работы, так и коммуникацией, которую нам удалось наладить. Выставки такого масштаба создаются месяцами, а к нам с предложением ее провести пришли около месяца назад. Это был сложный проект, но я надеюсь, что мы получим сатисфакцию как организаторы, и вы - как посетители», - рассказал Иван.
Кстати, для «Довженко Центра» эта экспозиция стала знаковой по еще одной причине. Вы, возможно, знаете, что грядущей осенью там намеревались открывать выставочное пространство на постоянной основе, но ради Гигера и его работ сроки пришлось сдвинуть. Чуть позже убедитесь, что оно того стоило.
А пока - слово куратору музея Гигера Марко Витцигу, который лично следил за тем, чтобы до украинцев доехало все самое интересное
«Для меня большое удовольствие впервые показывать работы Гигера в Украине. Мне очень нравится ваша страна, а мой близкий друг прожил здесь 20 лет. В последние пять лет мы активно работали над тем, чтобы экспозиция стала возможной», - поделился Марко.
Он также отметил, что несмотря на то, что все знают «Чужого», Гигер - это намного больше, чем создание ксеноморфа. Собственно, главная цель экспозиции - это продемонстрировать
Торжественные речи и слова благодарности - конечно, хорошо, но напоминаю, что гвоздем программы все же является сама экспозиция.
Поэтому предлагаю внимательно рассмотреть групповой снимок тех, благодаря кому она стала возможной, и скорее двигаться дальше
Для этого, правда, придется преодолеть расстояние от кинотеатра «Киев» до «Довженко Центра».
Видите, Иван Козленко уже здесь. Рядом с ним, кстати, архитектор Дана Космина, благодаря которой центр выглядит именно так, как выглядит
Впрочем, тратить время на разговоры на пресс-показе выставки не стали.
Стоило только народу собраться,
Иван всех поприветствовал и передал слово ее куратору Мирославе Хартмонд, которой в этот день предстояло стать гидом
Началось прикосновение гостей к прекрасному со знаменитого автопортрета Гигера, который считается одной из самых узнаваемых работ художника
Но им дело, конечно, не ограничилось: в экспозиции нашлось место и концептам Гигера к «Чужому», и к так и не снятой «Дюне»,
и его графике, которая чудом уцелела в пожаре, который случился в швейцарском музее в 80-х
Приятно, что каждой работе и Мирослава, и пресса уделяли должное внимание
Всего же на выставке представлено 32 картины Гигера,
и семь его скульптур. «Вот эта - «Саксофонист» - моя любимая в нашей экспозиции», - призналась Хартмонд
«А эта была создана специально для директорского стола в музее, то есть для стола, за которым сидел сам Гигер», - рассказала Мирослава, добавив, что на выставке также присутствует увеличенный вариант скульптуры.
Вот он
Найдите 10 отличий
Но это все и в прямом, и в переносном смыслах мелочи в сравнении с главной звездой программы - скульптурой «Чужой 3»
Кто-то сомневается, что именно она привлекает посетителей больше всего?
Работу над этим монстром Гигер начал еще в 90-х, а завершил в 2005 году
Рассматривать скульптуру можно бесконечно, и в ней все время будут находиться новые детали. Вот, например, посмотрите, какие у ксеноморфа чувственные и красивые губы
Весит чудовище не очень много - около 50 кг. Куда интереснее то, что его размер почти соответствует размерам мастерской, где работал художник. То есть это максимально большие габариты ксеноморфа, которые Гигер мог себе позволить
Еще один любопытный факт из биографии странного швейцарца состоит в том, что хоть его творчество и может показаться пугающим и даже отталкивающим, создавал он его вовсе не ради удовольствия: «Он много раз говорил, что с помощью своих работ смотрит в глаза собственному страху. А это может себе позволить лишь очень смелый человек, который признает, что этот самый страх у него есть», - рассказала Мирослава.
На этом официальная часть программы закончилась, и присутствующие разбрелись любоваться экспонатами самостоятельно.
Кто-то откровенно заигрывал с ксеноморфом,
кто-то пытался подобрать максимально выгодный ракурс,
а кто-то приучал подрастающее поколение с младых ногтей смотреть в глаза своим страхам
СМИ на заметку: даже самый скучный репортаж станет ярче, если делать его на фоне столь живописного хвоста
Кстати, интересно было и за пределами пространства Гигера. Еще до начала пресс-тура Козленко отметил, что в Украине нашлось немало креативщиков, которые не прочь вдохновиться творчеством художника.
В результате их работы тоже расположились в «Довженко Центре», но отдельно от швейцарца
А еще с ними можно было поиграться в дополненной реальности
Когда народ это понял, его было не оттащить
Ну а завершился этот удивительный тур фуршетом. Просто поверьте мне на слово: там, где организаторами выступают швейцарцы, не обходится без огромного количества очень вкусного сыра
Андрей Алферов и Дарья Бадьер, если что, не дадут соврать
Программный координатор «Молодости» Богдан Жук это тоже знает, но слишком занят светскими беседами
То ли дело представитель Фонда Игоря Янковского Тагир Иманулов, который сразу понял, что выгодное место у стола - залог успеха. И Людмила Горделадзе вместе с ним
Что за фуршет, и без музыки?
Вот, пожалуй, и все, что я хотела рассказать. А вам теперь задание: обязательно сходите на выставку и посмотрите на работы великого и ужасного Гигера вживую. Потом еще благодарить будете.
Фото - Павел Шевчук