Андрей Куликов и манипуляции в СМИ
Ведущий «Свободы слова» на ICTV Андрей Куликов является, к вашему сведению, любимым преподавателем для многих студентов Института журналистики. Его пара по радиожурналистике обычно заканчивается тем, что Андрей, не спеша, скручивает себе самокрутку, без суеты заканчивает лекцию, благодарит студентов и уходит на улицу курить.
На днях в рамках кинофестиваля «Киномедиа» («Раздень медиа в кино») он провел мастер-класс среди студентов уже другого университета – Киево-Могилянской академии – на тему: «Манипуляции в СМИ».
Мастер-класс проходил в одной из аудиторий "Курсов цифровой журналистики"
Андрей говорил обо всем сквозь призму своей «Свободы слова».
«Есть неакадемическое понятие - такое, как интересность программы, - начал Куликов о том, как он выбирает гостей в студию, - тяжело сделать выбор: пригласить человека, который даст рейтинг, или который будет принимать участие в интересном конструктивном разговоре. Лучше всего, когда эти качества объединяются. Есть люди, с которыми удобно работать, знаешь наперед, что они скажут. Но для этого ли мы работаем? Я решаю этот вопрос каждую неделю. Среди моих любимых персонажей в студии Михаил Чечетов. До недавнего времени был Нестор Шуфрич».
Есть люди, с которыми удобно работать, знаешь наперед, что они скажут. Но для этого ли мы работаем?
Андрей сравнил свое шоу и подобные ему с сериалом: «Это не минисериал на 20-30 серий, а что-то по типа «Обручального кольца», 500-я серия которого будет показана на этой неделе, или «Кармелиты», который закончился вчера. (Не беспокойтесь, я думаю, что скоро появится достойная замена этому сериалу). В политических ток-шоу появляются знакомые персонажи, которые говорят ожидаемые реплики. В сериалах вы тоже можете предугадать, как развернется сюжет - кто с кем поженится, кто от кого уйдет. Я все жду, когда же в сериале «Обручальное кольцо» воскресят Юру. Он трех людей замочил, сам умер, но в сериале уже есть три воскрешения… У зрителя появляется эффект привыкания, эффект раздражения, но люди смотрят. Но я считаю, что большая часть зрителей умеет анализировать, и, открывая оболочку персонажа, докапываются до того, что есть на самом деле».
Он трех людей замочил, сам умер...
Были и примеры из жизни: «Как-то я зашел в книжный магазин, меня там узнали, не стали ни хвалить, ни ругать. Но выдвинули ультиматум - никогда больше не приглашать на программу Инну Богословскую. За полчаса до этого моя знакомая попросила не приглашать на программу Сергея Соболева. Если бы не приглашали на программу тех, кого не хотят видеть наши зрители, мы уже остались бы без работы. Список людей, которых не любят, очень большой. Но на каждого, кого не любят, находится кто-то, кто его любит».
Если бы не приглашали на программу тех, кого не хотят видеть наши зрители, мы уже остались бы без работы
«Наверное, нельзя работать на телевидении и в другом СМИ и не быть причастным к манипуляции, - вернулся Куликов к заявленной теме, - недавно я открыл газету и увидел заголовок «Рыбаки пошли против природы». Как вы думаете, о чем эта статья? Нет, не о рыбалке. На самом деле статья о том, как на берегу Киевского моря двое рыболовов изнасиловали женщину неприродным способом. Разве можно изнасиловать природным? Разве насилие это природное явление? Вот вам и манипуляция в СМИ. Обратили внимание заголовком… Когда-то в газете «Известия» еще в советские времена была доска с заголовками, которые запрещено использовать. Нужно понимать, что наша некачественная работа может повлиять на многих людей».
«Я раньше был сторонником объективности, - зацепил Андрей вечную тему,- Но теперь я уверен, что можно быть сбалансированным, а можно ли быть объективным, не уверен».
"Я уверен, что можно быть сбалансированным"
«Мне очень нравится моя работа, а еще больше мне нравится то, как я ее делаю, - отвечал ведущий на вопрос одной студентки, - Хотелось бы что-то поменять в программе? Мы много думали над этим. Считаю, что за последние сезоны шоу качественно эволюционировало».
"Мне очень нравится моя работа, а еще больше мне нравится то, как я ее делаю"
Андрей Куликов рассказал, с чем связаны изменения формата программы, к примеру, почему пропал «свободный микрофон» в конце программы, в который кто угодно из зрителей мог задать вопрос. Оказывается, виной всему кризис, который докатился и до могущественного холдинга Виктора Пинчука.
МедиаНяня.
Фото Яна Солнечного.