Венеция. Дом из песка и тумана.
На конкурсный «Грозовой перевал» англичанки Андреа Арнольд успел чудом: забастовали местные транспортники, и до половины пятого практически не ходили вапоретто. В Венеции, стоящей на 118-ти островах, это чувствуется особенно остро. Податься, если у тебя нет хоть какого-нибудь захудалого плавсредства - некуда. Под колеса забастовки попал и коллега Тарасов, которому в три утра сообщили об отмене визэйровского рейса. Завтра, если верить местной прессе, ситуация со стачкой грозит повториться снова, и тогда горе тому, у кого рейс не вечером.
«Грозовой перевал» у британской режиссерши Арнольд получился образцово авторский, с определенными отклонениями от первоисточника и некоторой оглядкой на показанный в Каннах, двухгодичной давности ее же «Аквариум».
Андреа Арнольд
В «Перевале», поставленном по единственному роману поэтессы Эмили Бронте – родной сестры автора «Джейн Эйр», рассказывается история мучительной и беспощадно-губительной любви между Кэти и ее сводным братом Хитклиффом, которого еще совсем маленьким мальчиком отец Кэти и ее брат привели к себе в дом. Но после смерти отца брат выгнал Хитклиффа и выдал Кэти за состоятельного соседа. Тогда-то Хитклифф и без того обладавший вспыльчивым характером и дерзким нравом, задумал отомстить всем – брату, соседу Локвуду, за которого выдали Кэти, его сестре, себе и самой Кэти. Арнольд, вытравив из оригинального сюжета все ненужное, в том числе самого рассказчика, дает пространство вокруг усадьбы «Грозовой перевал» как суровую среду с прозрачными, но непроходимыми стенками и довольно унылым содержимым. Главный герой здесь, на злость поклонникам романа и волею режиссера сделался темнокожим. Что, впрочем, фильм совсем не портит. Как и слегка заезженные метафоры, вроде затягивающего округу густого и мрачного английского тумана и одиноких деревьев в полях вокруг усадьбы, где Кэти и Хитклифф так любили играть в свои жестокие игры. Кино это с большим количеством красивостей снятых с плеча и без кожи, говорит на каком-то варварском наречии, донося до зала не только нравы, но даже запахи довикторианской Англии.
В рейтинге сегодняшнего Variety фильму Арнольд поставили 5.1 балла. Хорошие оценки поcтавили британские The Times и The Herald Tribune, а местная Il Corrierre Della Serra не дает фильму шансов на победу. Впрочем, мнение и тех и других врядли как-то способно повлиять на решение Дарена Аронофски и его коллег, которые уже к пятнице определят победителя Мостры.
Глава жюри 68-ой Мостры - Даррен Аронофски
Неплохие рейтинги, но совершенно никаких шансов взять приз (если только не за актерский ансамбль) у фильма Tinker, Tailor, Soldier, Spay (в русском прокате «Шпион, выйди вон!») шведа Томаса Альфредсона. Из-за дождя я опоздал на сеанс минут на двадцать, и немедленно погрузился в самое сердце еще непонятной, но уже слишком далеко зашедшей истории - в чужие жизни. В этой стилизации под кино 1970-х про «холодную войну» и связанной с ней шпионской разборкой, немного похожий на молодого Брежнева Гарри Олдмен пытается отыскать в аппарате Ми-6 «крысу», сливающую русским ценную информацию. Кстати, русских играют русские же Константин Хабенский и на редкость хорошая Светлана Ходченкова. Британцев, кроме Олдмена, - Колин Ферт, Том Харди и Джон Херт.
За кадром звучит, помогая воссоздавать нужную атмосферу эпохи расцвета квартета ABBA, красивая музыка Альберто Иглесиаса, а на втором плане время от времени маячат аллюзии на «Мюнхен» Стивена Спилберга.
С назначенного на вчерашний вечерний сеанс так называемого фильма-сюрприза (излюбленной фишки в Венеции), на Мостре начался сезон настоящих неожиданностей без хорошего привкуса. На сеанс так и не названного фильма, попали только обладатели билетов, очень немного прессы из категории daily и друзья директора фестиваля Марко Мюллера. Все прочие, включая автора этих строк, поцеловав белую дверь Sala Darsena, отправились ждать одиннадцати часового сеанса конкурсной драмы «4:44. Последний день на Земле» ветерана Абеля Феррары («Плохой лейтенант», «Король Нью-Йорка»). Весь вчерашний вечер ходили упорные слухи, что фильмом-сюрпризом должна стать новая работа филиппинца Бриллианте Мендозы с Изабель Юппер в главной роли, спровоцированные, в том числе, соответствующим постом на аккаунте UniFrance в facebook. Но Мендоза оказался китайской криминальной драмой «People Mountain People Sea», которую до конца не досмотрел никто из-за едкого дыма, который стал заполнять кинотеатр примерно в середине сеанса. По словам очевидцев, самыми стойкими оказались китайцы. Меж тем, на «People Mountain People Sea» иные возлагают определенные надежды, вспоминая как в 2006-м тогдашний фильм-сюрприз китайца Дзя Джанке «Still Life» выиграл «Золотого льва». Феррара которого показали на сорок минут позже указанного в расписании времени, оказался совершенно никчемным повторением триеровского «Антихриста», сделанным для пущего сходства с датским первоисточником, с Уиллемом Дефо.
Феррара (слева) и исполнители главных ролей на красной дорожке Мостры
Престарелый режиссер, когда-то подаривший миру одного из самых ярких героев итало-американского кино (кающегося грешника Харви Кейтеля из «Плохого лейтенанта»), снял назидательную и благостную пошлятину про грядущую погибель человечества, очевидно, из каких-то глубоко личных причин, заставив артиста Дефо снова изображать страстный секс. Зал спал, плевался и свистел на финальных титрах. Через час в борьбу за Золотого льва вступает русский «Фауст» Александра Сокурова, которого еще в начале апреля рассчитывали заполучить Канны, но, в виду затянувшегося пост-продакшена, заполучила Мостра.