Канны, день седьмой. Брэд Питт и люди
С погодой, наконец, удалось договориться. Дождь унялся, хотя «Челюсти» Спилберга перенесли в закрытый зал. Вот, что действительно жаль. Показ такого фильма на экране, стоящем прямо в море, мог бы превратиться в настоящий перформанс!
Второй конкурсный фильм из Австралии – «Убей их нежно» (первым было «Беззаконие» Хиллкоута) - снова про Америку. И тот, и другой забирают какой-то странностью, характерной и для самой Австралии - недо-континента, заселенного душами вытравленных аборигенов, потомками английских каторжников и баранами. Что-то антиподское. Какая-то безоглядность и твердолобие. Какая-то радостная некультурность вперемешку со старосветской изысканностью. В основе всего - дикость с черным юмором и неким визуальным пижонством. И насилие! Непрерывный обвал насилия. Сюжет – «Фарго» пополам с «Кланом Сопрано» (полпредом культового сериала здесь сам Гэндольфини).
Итак, Брэд Питт – немного брезгливый специальный неправительственный агент некоей организации, которая занимается поисками похищенных общаков и тех, кто их прибрал к рукам. Место действия – заселенный белым отребьем задрипанный индустриальный американский городок. Здесь, по наводке хозяина местной химчистки, двое доходяг грабят подпольное казино, владеет которым нечистый на руку Рэй Лиотта. План – ограбить и свалить все на Лиотту, которого и так все бьют и считают голубым воришкой, стащившим у себя же всю выручку. Убить виновного присылают специалиста из Нью-Йорка (Гэндольфини), но тот так сильно переживает разрыв с женой, что Питту приходится все делать самому. Разборки криминальные зарифмованы с разборками политическими, где, вроде бы, тоже все вместе, но при этом – каждый сам за себя.
Эндрю Доминик, лет шесть назад поставивший модернистский вестерн «Убийство Джесси Джемса трусом Робертом Фордом» (награда за лучшую мужскую роль Брэду Питту на фестивале в Венеции), снял совсем не того типа кино, после которого хочется ходить колесом. Но в нем есть необходимый градус безумия и дикости. И эта дикость очень эффектно подчеркивается тоном рассказа: одновременно бесстрастным и настырным до маниакальности, очень по-австралийски.
Питта на пресс-конференции спрашивали, капризен ли он в работе, и про будущую свадьбу. Все не уймутся! Он вообще такой народный артист: ко всем без исключения подходит, там где иные даже головы не повернут в сторону поклонников, со всеми фотографируется и подписывает, где просят. Душка!
На красную дорожку приехал один, без Джоли, о чем предупредил еще на пресс-конференции. Джоли на съемках. Она, видимо, единственная в их семье, кто зарабатывает на кино. Питт все больше инвестирует в искусство. Его компания Plan B участвует в производстве, как правило, нестыдного авторского кино, которое порой не окупает даже затраченных на него средств.
На вечерней премьере «Убей их нежно» можно было заметить Сандрин Боннер с дюжарденовской женой Александрой Лами, Джереми Айронса, Диану Крюгер (которая здесь, кажется, единственная звезда, обходящаяся без орд стилистов) и Алека Болдуина. Днем он тут записался на йогу и параллельно снимается у Тобака, а вечерами светится на всяких пати в Hotel Du Cup.
Вне конкурса показали новый фильм Бернардо Бертолуччи, которому тут в прошлом году дали награду за вклад в искусство кино. «Я и ты» - первый за последние девять лет фильм автора нескольких эпохальных, без дураков, фильмов (среди которых «Конформист» и «Последнее танго в Париже») и парочки, устаревших через месяц после релиза. В центре сюжета – невротичный мальчик, живущий с матерью после развода родителей, который на неделю селится в подвале собственного дома, чтобы отдохнуть от людей. На пороге этого же подвала появляется вскоре и симпатичная девица, приходящаяся замкнутому юноше сводной сестрой по отцу.
Излюбленная Бертолуччи тема двух людей в замкнутом пространстве здесь решена с его фирменной клаустрофобичностью, минус болезненный, перегруженный символизмом эротизм. Бодрое, в общем, молодое кино.
А вот, после кого действительно хочется пойти покувыркаться на газоне или обнять незнакомца, так это новый Лео Каракс. Его Holy Motors - что-то по-настоящему неописуемое, какой-то сногсшибательный выплеск безумия и хулиганства, которое автор, нареченный последним романтиком французского кино, копил, кажется, с конца 1990-х.
Это почти бессюжетное кино. Дени Лаван – обмороченное «альтер эго» Каракса с 1983 года - разъезжает по Парижу в белом лимузине, бесконечно переодеваясь и меняя обличия: от скачущего Годзиллой по кладбищу Перлашез клошара до похожего на Чаплина умирающего старика. Куча цитат, что логично, учитывая прошлое автора: Каракс как режиссер вырос в парижской синематеке. Безмолвная Ева Мэндес с библейскими чертами и поющая на манер Катрин Денев в «Шербургских зонтиках» Кайли Миноуг.
Каракс вдруг обрел даже не новое дыхание, а какое-то вообще другое. Фильм посвящен Катерине Голубевой – умершей в прошлом году актрисе, с которой Каракса связывают не одни только профессиональные отношения (он снимал ее в своей «Поле Икс»).
Удивительная синхроничность. Сидящий рядом французский коллега кому-то по телефону нахваливает Каракса. Тут же имя режиссера доносится с другой стороны. Так о нем не говорили уже, по меньшей мере, лет двадцать.