ВЕНЕЦИЯ-70. АМЕРИКАНСКОЕ ГРАФФИТИ
Только что закончилась «Теорема зеро» (The Zero Theorem, 2013) - новая антиутопия Терри Гильяма, выглядящая как ненужное повторение знаменитой «Бразилии». К тому же снятая, очевидно, очень уставшей рукой. Но об этом, а еще о волшебной монодраме Стивена Найта «Лок» (Locke, 2013), с Томом Харди в роли потерявшего контроль над собой прораба, бросающего все, включая семью, ради рожающей в Лондоне подруги - немного позже. Тут много нужно еще переварить.
Венеция, несмотря на декларируемый курс на азиатский Восток, кажется, по-прежнему больше увлечена американским независимым. Во всяком случае, первая половина фестиваля точно прошла под американским флагом. Отвергнув, по слухам, новые работы Ридли Скотта и Стива МакКуина, Мостра насытила свою программу невероятным количеством американских индии-драм – от дебюта внучки Фрэнсиса Копполы Джии, до нового фильма Джеймса Франко и показанных вне конкурса «Каньонов» (Canyons, 2013) американского ветерана Пола Шрейдера. Последнее – экранизация книжки Брета Истона Эллиса, главного бытописателя современного американского апперкласа, автора культового «Американского психопата», здесь во второй раз после «Информаторов» выступившего автором сценария и продюсером одновременно. «Каньоны» - образец минималистичного кино, снятого за 250 000 долларов. Из которых примерно половина была собрана на Kickstarter. Заполучив деньги, а еще актрису-алкоголичку Линдсей Лохан, Шрейдер работает так, как будто всю жизнь только и занимался, что снимал двудолларовые exploitation movies для грайндхаусов. Культовый сценарист, соавтор Скорсезе, написавший для него все самое лучшее (от «Таксиста» до «Последнего искушения Христа»), автор минималистского «Конвейера» и «Американского жиголо», на чужом материале снимает жестокий глянцевый порнографический (в некоторых ролях заняты настоящие порнозвезды) неонуар про обитателей кинематографической периферии Лос-Анджелеса.
В «Каньонах» есть все, с чем привык работать Шрейдер – сексуальная одержимость, непомерные амбиции, паранойя, коварство и насилие. Линдсей Лохан играет роковую красотку, из-за которой здесь совершаются хоть какие-то поступки. Другим из ряда вон выходящим событием в этом бездонном омуте опостылевшего секса, обнаженных тел, алкоголя и наркотиков, способным встряхнуть человека, становится визит к психотерапевту, которого здесь безмолвно играет Гас Ван Сент. Жизнь героев блеклая, выгоревшая как изображение недорогой цифровой камеры, на которую снималось это кино.
Через пару дней я встретился с сами Шрейдером в отеле Эксельсиор, но градус волнения был таким высоким, а восхищение его классическими работами – таким безграничным, что до обсуждения «Каньонов» мы не дошли.
Еще один американский конкурсант – драма «Джо» Дэвида Гордона Грина. Несмотря на внушительный бюджет и Николса Кейджа в главной роли – проходной артмейнстрим для периферии «Санденса». Эта полная лирики и агрессии история странной дружбы рабочего и подростка из неблагополучной семьи, происходит в заселенном белым отребьем техасском гетто. Кейдж старательно рычит и стонет в кадре, но фильм от этого не становится лучше.
Чего не скажешь о новой работе артиста Джеймса Франко, чьим присутствием здесь отмечена, кажется, каждая третья картина. Развивший невероятную режиссерскую деятельность, Франко, очевидно, переходит от количества к качеству, работая исключительно с проверенным литературным материалом. В Канны они приезжал с экранизацией Фолкнера «Когда я умирала», в Венецию привез кино-адаптацию прозы Кормика МакКартни, автора нашумевшего романа «Старикам тут не место».
«Дитя Божье» (Child Of God, 2013) - история персонифицированного зла с внешностью брошенного всеми на свете юноши по имени Лестер Баллард. Лестер живет в заброшенной лесной хижине, охотится на всякую живность и, по началу, никого не трогает. Разве только подсматривает за парочками, приезжающими в лес на машинах за быстрым сексом. Все меняется, когда Лестер влюбляется в труп случайной девушки, найденной им посреди леса в машине. К финалу, в пещере, где обоснуется главный герой после пожара в хижине, накопиться целая коллекция таких мертвых девушек.
Так из полусумасшедшего Маугли, Лестер превратится в серийного маньяка, разгуливающего по лесу в женских платьях. Играющий Лестера актер Скотт Хейс пошел на невиданную физическую трансформацию, чтобы превратится на экране в человеко-зверя. И тут вполне все может закончится Кубком Вольпи за «лучшую мужскую роль».
«Лучшей актрисой» нынешнего венецианского конкурса запросто может оказаться немолодая англичанка Джуди Денч, сыгравшая главную роль в новом фильме Стивена Фрирза «Филомена» (Philomena, 2013) о том, как католические монахини разлучают молодую ирландку с ее маленьким незаконнорожденным сыном. А она на старости лет вооружившись бывшим репортером ВВС (Стив Куган), отправляется на его поиски в Америку. Фрирз бьет наотмашь, насыщая эту правильную во всех отношениях мелодраму, едкой критикой в адрес католической церкви и консервативной Англии.
От «Филомены» остается такое же долгое послевкусие, как от «Ночных движений» (Night moves, 2013) американки Келли Ренхардт - медитативного экологического триллера, ловко разыгранного повзрослевшей Дакотой Феннинг, Джесси Айзенбергом и Питером Сарсгардом.
Молодые активисты идут на терракт, чтобы спасти от экологической катастрофы десятки плодородных земель.