Крест, который лопнул
В течение недели – с 17 по 24 августа – было любопытно наблюдать за деятельностью украинских журналистов, вынужденных из-за отсутствия новостей бросаться на любой информационный повод. Чтобы потом бросаться уже друг на друга или отбивать наскоки озабоченной общественности, чьи наиболее красноречивые представители вменяли в вину СМИ ответственность за безнравственность собственно общества.
В первом случае имеется в виду выходка полуголых девушек из мифического движения, которые со свойственным им бескорыстием пошли на провокацию, спилив деревянный крест, установленный в центре Киева в память жертвам НКВД. Что послужило поводом для этой провокации известно всем – вынесение приговора другим девушкам, но уже в Москве. Наши московские друзья, ставшие в Украине частыми гостями (а кое-кто из них чувствует себя здесь хозяином) со времени первых парламентских выборов по смешанной системе в 2002 году, славятся своим умением вносить раздрай, обнажать скрытые конфликты и сталкивать лбами. Отправляя безмозглых украинских девушек пилить на дрова святой для части населения знак, они за один раз сумели решить несколько задач. Мы остановимся на одной из них.
Виноватыми в происшедшем сразу стали журналисты – причем, в большинстве своем, на акции присутствовали фотографы и телеоператоры. До этого случая об этих девушках и их перформансах писать было нечего. В социальных сетях и в курилках – в день инцидента, и в ряде публикаций некоторое время спустя – на первом месте стоял вопрос: как могли допустить такое? почему не схватили за руку? а вызвать милицию? Первое правило репортера – не вмешиваться в ход событий, быть объективным; первое правило фотографа – не отворачиваться от неприятной глазу картинки, смотреть в объектив.
Мы знаем, что при нынешних политических раскладах власть в Украине принадлежит не самой популярной среди журналистов партии. Больше того, мы не знаем популярных и влиятельных журналистов, отстаивающих интересы этой партии. Ну, есть там у них какие-то пресс-секретари, малограмотные спичрайтеры, пара профессионалов, привлеченных на сезонные работы – и все. А если почитать интернет на досуге, изучить на форумах и гостевых распределение симпатий среди активной части населения, то в лидерах общественного мнения, общественных симпатий как раз журналисты и присутствуют. Савик Шустер и Евгений Киселев в этот список не попадают. И обслуга правящей партии тоже как-то не пользуется народной любовью.
И вот, случилось: взвыла бензопила, следом взвыло как по команде общественное мнение – журналисты такие, журналисты сякие. Они и между собой цапаются и на них можно всех собак спустить – отличная работа, ничего не скажешь.
А в День независимости друзья-товарищи приготовили публикацию фотографий известной журналистки – в полуголом виде. Снабдив невинные снимки, сделанные в другом месте и по другому поводу, текстом, который к фотосессии не имел никакого отношения. Но имел прямое отношение к профессии. Вон они какие, журналисты.
В тот же день другие журналисты, движимые благородным порывом сорвать покровы, совершали деяния, бросающие тень на профессию. Как известно, Татьяна Чорновил, известный разгребатель грязи, баллотируется в депутаты Верховной Рады Украины от объединенной оппозиции. Она зарегистрирована в числе других кандидатов по округу, который располагается во Львовской области. Но, не имея возможности конкурировать в благотворительных акциях и искренне не желая заниматься подкупом избирателей, Татьяна сосредоточилась на перформансах, проходящих вне ее избирательного округа. 1 августа она написала краской на трассе возле Межигорья обращение к президенту Украины: «Янукович, язык – твой приговор, не подписывай». 24 августа она перелезла через забор и проникла на территорию Межигорья – загородной резиденции Виктора Януковича.
Надо отдать должное Татьяне Чорновил, что после общения с милицией, она, общаясь с группой поддержки, состоящей из коллег-журналистов, честно сказала, что ее поступок следует рассматривать как политическую акцию. Она хотела привлечь внимание всех к тому, что все и так прекрасно знают: власть врет, власть ворует и т.п. И – правда, Татьяна об этом не сказала – привлечь внимание к себе как кандидату в народные депутаты. Не знаю, как с первой задачей, но со второй она справилась. В архивах новостей сайтов, дружественных объединенной оппозиции, до сих пор можно найти душераздирающие заголовки, набранные заглавными буквами типа: «Журналист исчезла после тайного проникновения в Межигорье».
Так, о чем это я? А вот о чем: если журналисты не освещают рутинную раздачу гречки на округах, отдавая себе отчет, что в подобном мероприятии отсутствует информационный повод, им не следует откликаться на противоположную по смыслу, но не по направленности, акцию, смысл которой – указать место произрастания гречихи, но не более того. А Татьяне Чорновил я бы порекомендовал съездить в округ и рассказать избирателям, как, лазая по заборам, она сможет защитить их от произвола власти и разрешить их повседневные проблемы.