]
Facebook LiveJournal Twitter

ДОМАШНЯЯ ВЕНЕЦИЯ

10:01 14.09.2019 0

Завершившийся Венецианский кинофестиваль, исторический по целому ряду причин, среди которых победа украинского фильма в конкурсе программы «Горизонты», очень скоро эхом прокатится по Италии, где в прокат выйдет специальная венецианская программа под условным названием «лучшее из Венеции». Отечественному пытливому зрителю придется все это, буквально, отлавливать в прокате и сети. Чтобы несколько облегчить задачу, привожу ниже список тех венецианских фильмов, которые, с очень субъективной моей точки зрения, следует посмотреть, чтобы а) просто быть в курсе трендов в кино; б) узнать много о необъятной природе человека. 

1. «АТЛАНТИДА» (2019) реж. Валентин Васянович, Украина 

Венецианский кинофестиваль, Атлантида, Джокер, К звездам, Корпус Кристи, Новый папа, Крашенная птица, Дело Дрейфуса, Брачная история, Необратимость, О бесконечности

Мужчина и женщина на поствоенном Донбассе недалекого будущего. Автор показывает ситуацию застоя – ситуацию, которая не меняется. Васянович говорит о том, что выхода не видно. И лишь банальная зацикленность друг на друге, такая маниакальная любовь, может спасти человека. Такая, которая и согревает в том числе в условиях вечной человеческой мерзлоты, условиях полного расчеловечивания. И, прижавшись друг к другу, они остались в зоне, где их ждало неизвестно что…

2. «ДЖОКЕР» (The Joker, 2019) реж. Тодд Филипс, США

Венецианский кинофестиваль, Атлантида, Джокер, К звездам, Корпус Кристи, Новый папа, Крашенная птица, Дело Дрейфуса, Брачная история, Необратимость, О бесконечности

Режиссер неглупых комедий про грустное веселье заигравшихся немолодых мальчиков («Мальчишник в Вегасе») вдруг превращается комикс в большую литературу, вроде Эмиля Золя.  

Мир «Джокера» - тусклые цвета отчаяния и смятения. Чернильный Готэм-Нью-Йорк... Изображение здесь не описывает героя. Оно вводит зрителя в состояние этого героя. Состояние Артура (Хоакин Феникс) – хлюпика социопата, который не превращается в Джокера, не меняется. Он ломается... и становится Джокером. Ужас здесь переходит в восхищение. Привлекательность антагониста здесь невозможно измерить ни одним штангенциркулем. Шедевр джокероведения, самый талантливый оммаж Мартину Скорсезе (его «Таксисту» и «Королю комедии»); лучший фильм Венецианского фестиваля и, очевидно, триумфатор будущей оскаровской церемонии. «Оскар», как известно, начинается именно в Венеции: все отмеченное здесь, неизменно награждается там.   

3. «К ЗВЕЗДАМ» (Ad Astra, 2019) реж. Джеймс Грэй, США

Венецианский кинофестиваль, Атлантида, Джокер, К звездам, Корпус Кристи, Новый папа, Крашенная птица, Дело Дрейфуса, Брачная история, Необратимость, О бесконечности

Напряженный моноспектакль с Брэдом Питтом с формальным сюжетом про астронавта, который разыскивает в холодном пространстве вселенной пропавшего там два десятка лет назад отца (Томми Ли Джонса). 

Пока Джеймс Грэй («Маленькая Одесса», «Хозяева ночи») рассуждает о предопределенности судьбы, которой не изменить даже обогнав время, Питт дает одно из самых напряженных, обжигающих зрелищ года, произнося глазами то, о чем не решался никому говорить о себе после развода. Космос, кажется, сама точная метафора, если умеешь с ней работать.

4. «КОРПУС КРИСТИ» (Boże Ciało, 2019) реж. Ян Комаса, Польша

Венецианский кинофестиваль, Атлантида, Джокер, К звездам, Корпус Кристи, Новый папа, Крашенная птица, Дело Дрейфуса, Брачная история, Необратимость, О бесконечности

20-летний гопник Дэниель мечтает о духовной семинарии, а получает условный срок и волчий билет в глухомань - вкалывать в столярном цеху. Но Даниель, обведя всех вокруг пальца, выкрадет сутану священника и обоснуется в соседнем сельском приходе. 

Изящная история необычного обмана задвинута на дальний план. Вперед вышла история превращения. Из ангела-истребителя с немигающим взглядом Дэниель превращается в страдающего современного святого, умеющего подобрать очень земные слова для проповедей. 

Режиссер Яе Комаса корректирует миф об Орфее: спустившись в ад, Дэниель там и остался. И так обрел успокоение, а отчаяние превратил в силу.

Яркий пример польского, а то и общеевропейского киногуманизма: по этике - католического, по стилю - большого авторского. Традиционной драматургии, предполагающей причины и следствия,  режиссер предпочитает нетрадиционную. Связи между людьми здесь начинаются, когда причины и следствия заканчиваются: они бесплотны, метафизичны, загадочны. Камера сына великого польского оператора Петра Собачински (снимавшего великие фильмы Кшиштофа Кесьлевского) фиксирует невидимые глазу линии судьбы, а сломанный орган композитора Евгения Гальперина («Малавита», «Нелюбовь», «Божье милостью») их озвучивает. 

5. «КРАШЕННАЯ ПТИЦА» (Painted Bird, 2019) реж. Вацлава Мархоула, Чехия, Словакия, Украина

Венецианский кинофестиваль, Атлантида, Джокер, К звездам, Корпус Кристи, Новый папа, Крашенная птица, Дело Дрейфуса, Брачная история, Необратимость, О бесконечности

Еще один фильм, представлявший в венецианском конкурсе интересы Украины (проект вел продюсер Игорь Савиченко). 

Страшная как сама война, выматывающая но дико убедительная черно-белая экранизация автобиографического романа польского писателя Ежи Косински, чье детство в послевоенной Польше сильно рифмуется с биографией Романа Поланского (его военный ад берет свое начала в краковском гетто). Роман Косински - образец самой жестокой прозы про ужасы Второй мировой, и режиссер Вацлав Мархоула старается не отступать ни на йоту от написанного (в книге речь идет о том, каких демонов выпускает из простых людей война), проводя своего маленького героя – скитающегося по польской провинции еврейского мальчика  через все круги ада. Разыграно все международным актерским составом, где представлены Барри Пеппер, Харви Кейтель, Стеллан Скарсгорд, Удо Кир, Джулиан Сэндс и звезда «Иди и смотри» Алексей Кравченко. 

6. «НОВЫЙ ПАПА» (The New Pope, 2019) реж. Паоло Сорренитино, США, Италия, Франция

Венецианский кинофестиваль, Атлантида, Джокер, К звездам, Корпус Кристи, Новый папа, Крашенная птица, Дело Дрейфуса, Брачная история, Необратимость, О бесконечности

Второй сезон нашумевшего сериала HBO, поставленного Паоло Соррентино – главным экспортным режиссером современного итальянского кино. Премьера запланирована на вторую половину октября. Венеция дала всего две серии из целого сезона, из которых выходит, что плутоватый понтифик Джуда Лоу, решивший в конце первого сезона первую свою публичную проповедь провести в рождественской Венеции, впадает в кому. Видимо потому, что увидел там собственных родителей. 

Новый сезон снят магически, как все у Соррентино: огромными, тяжеловесными и одновременно ироничными, перезасахаренными, как бы засыпающими на ходу кадрами. 

«Новый папа» - кино не показывающее, а рассказывающее, вводящее в состояние. Состояние сна. Очень простыми приемами достигается это состояние: постоянными ритмическими повторами, похожими на прибой какого-то отдаленного моря. Постоянными ответвлениями, отводящими авторскую мысль в сторону. Чтобы понять кому Джуда Лоу, автор намеренно вводит в эту кому и зрителя. Это все вводит смотрящего в состояние какого-то транса, в котором зритель способен поверить во все что угодно. А поскольку мы в поле сна, то и видим сон - как мы смотрим фильм Соррентино про Нового Папу.

7. «ДЕЛО ДРЕЙФУСА» (J'accuse, 2019) реж. Роман Поланский, Франция, Италия

Венецианский кинофестиваль, Атлантида, Джокер, К звездам, Корпус Кристи, Новый папа, Крашенная птица, Дело Дрейфуса, Брачная история, Необратимость, О бесконечности

«Я обвиняю», он же «Дело Дрейфуса», он же «Офицер и шпион», экранизация книги Роберта Харриса в постановке Романа Поланского. Опальный режиссер, травлю которого устроили и во время венецианской премьеры, рассказывает о скандальном деле Альфреда Дрейфуса – французского лейтенанта, которого в конце XIX века военное ведомство обвинило в шпионаже, хотя дело было исключительно в его еврействе.  

86-летний Поланский дает пример настоящего большого стиля с очень говорящей фактурой Парижа конца XIX века. Кадр транслирует пульс жестокого времени, через которое Поланский говорит про век сегодняшний, ставя меж ним знак равно.

«Я обвиняю» - про скандальное дело Дрейфуса, всколыхнувшее Францию в конце XIX века. Луи Гаррель с прореженными волосами играет опального капитана, которого армия судит, вроде, за шпионаж, хотя на самом деле потому что он еврей. На стороне Гарреля - Поланский, Жан Дюжарден и Эмиль Золя. Вместо отчаяния - музыка Александра Деспла.

8. «БРАЧНАЯ ИСТОРИЯ» (Marriage story, 2019) реж. Ноа Баумбах, США 

Венецианский кинофестиваль, Атлантида, Джокер, К звездам, Корпус Кристи, Новый папа, Крашенная птица, Дело Дрейфуса, Брачная история, Необратимость, О бесконечности

Ноа Баумбах («Милая Фрэнсис») – мастер ситкомов о нью-йоркских хипстерах, которые у него поголовно не умеют взрослеть, снял, кажется свои «Сцены из супружеской жизни» и, видимо, сам сильно повзрослел.

Адам Драйвер, успешный бродвейский постановщик разводится со Скарлетт Йохансон, актрисой и музой, когда-то променявшей ради мужа кино в Лос-Анджелесе на нью-йоркские театральные подмостки. Добрые и непутевые, они, войдя в кризис, подают на развод, не перестав любить друг друга. И, разумеется, собственного ребенка. Чувства, кровь и слезы. Скарлетт Йохансон, игравшая в последние годы всякую дрянь, вдруг дает драму самого высокого градуса. 

9. «НЕОБРАТИМОСТЬ» (Irreversible-Straight Cut, 2019) реж. Гаспар Ноэ, Франция, Италия

Венецианский кинофестиваль, Атлантида, Джокер, К звездам, Корпус Кристи, Новый папа, Крашенная птица, Дело Дрейфуса, Брачная история, Необратимость, О бесконечности

Дикая парижская история, начинавшаяся кровавым изнасилованием в одном из парижских подземных переходов и через жуткие кулачные разборки и убийство огнетушителем приводившая к карамельному финалу красивых мужчины и женщины, семнадцать лет рассказывавшаяся задом наперед, теперь перемонтирована автором – режиссером Гаспаром Ноэ, в обычной, линейной хронологии. Молодые Венсан Кассель и Моника Беллуччи, пройдя через развод, снова переживают на экране горячую правду жизни.  

10. «О БЕСКОНЕЧНОСТИ» (Om det oändliga, 2019) реж. Рой Андерссон, Швеция

Венецианский кинофестиваль, Атлантида, Джокер, К звездам, Корпус Кристи, Новый папа, Крашенная птица, Дело Дрейфуса, Брачная история, Необратимость, О бесконечности

Грешащая некоторыми самоповторами, сотканная из десятка мини-историй черная комедия о торжестве хаоса, как сути человеческой жизни. Лауреат Золотого льва венецианского фестиваля (за фильм «Голубь сидел на ветке и размышлял о смысле жизни») снова говорит о любви к людям, хотя делает вид, что презирает их. 

Фото - thebabel.netmarvelmoviesnews.com,

vulture.comkultura.onet.plradio.czvariety.com,

rollingstone.comtheplaylist.netimdb.comcitynews1130.com

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...