«Легенда о Тарзане»: ничего не говори, туда-сюда ходи – и всё!
Первый фильм о мускулистом и голосистом герое серии романов Эдгара Райса Берроуза – «Тарзан, приемыш обезьян» режиссера Скотта Сиднея с Элмо Линкольном в главной роли – вышел почти 100 лет назад, в 1918-м. Хотя, если точнее, тогда Тарзан был голосистым только в теории – на практике картина была немой.
С тех пор в разных обличьях этот персонаж появлялся на экране более 200 раз. Самым «долгоиграющим» Тарзаном был пятикратный олимпийский чемпион по плаванию Джонни Вайсмюллер. В первый раз он стал королем джунглей в 1932 году, в последний – в 1948-м, всего сыграв в 12 фильмах. Вайсмюллер, впервые издавший в кино фирменный клич Тарзана, считается каноническим исполнителем роли. И именно на него равнялся Александр Скарсгард, которому режиссер Дэвид Йейтс предложил стать первым «немультяшным» и «несериальным» Тарзаном нового тысячелетия.
По словам Йейтса, лично он в этой роли он не видел никого другого (правда, студия Warner Bros. также рассматривала кандидатуры Тома Харди, Генри Кавилла, Чарли Ханнэма и даже 18-кратного олимпийского чемпиона, пловца Майкла Фелпса).
«Более жилистый, более накачанный, более подтянутый», – так Йейтс сформулировал ключевые характеристики, отличающие нового Тарзана от его предшественников. В оригинале последнее слово цитаты звучит как vertical, и, кстати, да – чего-чего, а «вертикальности» Скарсгарду не занимать: с его 1 м 94 см он превзошел даже Вайсмюллера – предыдущего рекордсмена, рост которого был 1 м 92 см.
Для пущей жилистости и накачанности и без того жилистый и накачанный викинг 4 месяца сидел на драконовской диете, призванной максимально «сжечь» жир и нарастить при этом мышечную массу, а еще бесконечно занимался: начиная с 4-5 тренировок в неделю и постепенно дойдя до 14-ти.
Зачем так стараться? Ну, во-первых, для Александра Скарсгарда, которого преимущественно знают как вампира Эрика из сериала «Настоящая кровь», это первая главная роль в блокбастере.
Во-вторых, оказывается, Стеллан – Скарсгард-старший, – огромный фанат Тарзана. «Я рос на видеокассетах с фильмами Вайсмюллера, которые собрал отец, – говорит Александр. – Соглашаясь на роль, я и не думал конкурировать с Вайсмюллером – я просто хотел впечатлить папу. Он волновался и радовался даже больше, чем я». Ну а в-третьих, есть еще Скарсгард-самый младший – сводный брат Александра, 7-летний Кольбейн. «Для него это – герой №1. И я ужасно боялся оказаться дерьмовым Тарзаном», – признается актер.
Что сказать, боялся Александр напрасно – Тарзан-то из него получился хоть куда, но вот о самом фильме такого не скажешь.
Действие «Легенды о Тарзане», стартовавшей в украинском прокате на этой неделе, разворачивается спустя 8 лет после того, как Тарзан («в миру» – Джон Клейтон III, виконт Грейсток) вместе с Джейн вернулись из Африки на историческую родину.
За эти годы мальчик, воспитанный обезьянами, чудесным образом вернул себе отцовские титул и состояние, научился великосветским манерам и стал действующим членом Палаты лордов. Сценаристы Адам Козад и Крэйг Брюэр решили не вдаваться в детали волшебного превращения – видимо, попросту не получилось придумать, как именно оно могло произойти. «По-видимому, до Брекзита было значительно легче эмигрировать из Конго в Великобританию без паспорта», – глумится над ними обозреватель Indiewire.
В Африку Тарзан и Джейн (Марго Робби, перехватившая эту роль после отказавшихся Эммы Стоун и Джессики Честейн) возвращаются по приглашению короля Бельгии, чьей колонией тогда, в 1880-х, была часть современной Демократической республики Конго. А также – по настоянию Джорджа Вашингтона Уильямса (Сэмюэл Л. Джексон), американского эмиссара, который подозревает, что в Конго возобновили практику рабства.
Увы, по прибытии выясняется, что королевское приглашение сфальсифицировано капитаном Леоном Ромом (Кристоф Вальц) – проворачивающим темные делишки королевским наместником, которому за голову Тарзана пообещал алмазы один из местных племенных вождей.
Наспойлерить в данном случае трудно: ключевой конфликт «злодей похищает Джейн – Тарзан спешит на помощь» и без того очевиден из трейлера, да и вообще сюжет так же линеен и предсказуем, как и в любом среднестатистическом супергеройском фильме, которым, по сути, «Легенда о Тарзане» и является.
К слову, о супергеройском кино: при просмотре почему-то создавалось впечатление, словно красотка Марго Робби в какой-то момент забывала, где снимается, и на ее лице вместо честной улыбки бесстрашной Джейн проявлялась ухмылочка безумной Харли Квинн из предстоящего (и, хочется верить, менее линейного) «Отряда самоубийц».
Аналогичная история с Вальцем и Джексоном. Первый, особо не напрягаясь, играет сразу всех своих фирменных паскудников, второй – не счел нужным слишком уж выходить из образа майора Маркуса Уоррена из «Омерзительной восьмерки».
Что до Скарсгарда, то, хотя в самом начале картины его эффектная предрассветная проходка в плаще с кровавым подбоем бордовом халате и рождает неизбежные ассоциации с импозантным вампиром Эриком, дальше он честно пытается играть Тарзана. Одна проблема: играть-то нечего – так же, как и всем остальным.
Кроме сценария, подкачали и спецэффекты, слабые как для блокбастера с приличным бюджетом в $180 млн.
«Да и как мог быть причинен вред животным в фильме, где все они настолько очевидно цифровые?», – комментирует рецензент Variety титры с информацией о том, что при съемках ни одно животное не пострадало. Особенно показательна в этом плане сцена со слонами, плывущими по ночному тропическому лесу так медленно и печально, словно отправляющиеся в Валинор эльфы из «Властелина колец». Одного из них (не эльфа – слоненка) Тарзан нежно чешет за ухом, слоненок преданно смотрит на него глазами котика из «Шрека». Нежно? Да. Мимимишно? Безусловно. Но – «не верю!», как сказал бы Станиславский, а еще – Иньярриту, ДиКаприо и даже их медведица.
«Реинтерпретация Короля джунглей в версии Йейтса – это большое разочарование», – пишет критик EmpireOnline. Впрочем, в защиту режиссера стоит сказать, что, во-первых, он не мог уделить проекту максимум внимания, так как параллельно работал над возвращением в мир поттерианы – фильмом «Фантастические звери и где они обитают», премьера которого запланирована на ноябрь 2016-го. А еще на проект не мог не повлиять уход из жизни летом прошлого года продюсера Джерри Вайнтрауба, чья компания Jerry Weintraub Productions занималась большей частью производства картины.
Но, несмотря на значительное количество критических отзывов, есть и другое, не менее авторитетное мнение: «Удивительно, но «Легенда о Тарзане» вовсе не плоха, наоборот – она очень даже хороша», – считает обозреватель Hollywood Reporter. С его точки зрения, создателям картины вполне удалось главное – возродить каноничный образ Тарзана: дикого, мощного, витального Короля джунглей, а что до глубины повествования, то зачем придираться – чай, не Гамлет.
И с этим мнением вполне можно согласиться: если не ожидать слишком многого, то поход на Тарзана этим жарким летом – неплохой вариант, чтобы просто отвлечься и развлечься. Особенно – если идти в свежеоткрывшийся зал 4D в «Планете кино»: «поливалки» и «обдувалки», имитирующие тропические ливни и ветра саванны более чем бодрят.
А второе «особенно» – если вы девочка: может, Скарсгард и старался на радость папе, но получилось – на радость женской аудитории.
Ну какой сюжет, какой сценарий, о чем вы?! Главное же другое – тут как в том старом анекдоте: «ты ничего не говори, ты просто туда-сюда ходи – и всё».
«Знаете, это было бы абсурдно, если бы человек, воспитанный обезьянами, вдруг стал стесняться и прикрываться, – рассуждает Скарсгард, большую часть экранного времени разгуливающий с впечатляющим обнаженным торсом. – Тарзан ходил бы голым, а значит и я должен».
Увы, ради семейного рейтинга PG-13 штаны на него все-таки надели. И зря – парень ведь дело говорил!
Фото - inquisitr.com, movieweb.com, cgmeetup.net