«Стартрек: Бесконечность»: космический Робин Гуд и мужчины в трико
Думаете, самые популярные и развитые в реальной жизни сериальные языки это валирийский и дотракийский из «Игры престолов»? Как бы не так: на самом деле – клингонский из «Стартрека», созданный американским лингвистом Марком Окрандом. С 1992 года вопросами его развития даже занимается специальный Институт клингонского языка, организованный при поддержке Paramount Pictures в Пенсильвании: сотрудники института публикуют словари и разговорники клингонского, переводят на него Библию и Шекспира.
Или считаете, что сложно разобраться в хронологии эпизодов «Звездных войн»? Тогда как вам, к примеру, такая, приведенная в Википедии, рекомендация для желающих встать на состоящий из 725 серий и 13 полнометражных фильмов «Звездный путь»: «Для последовательного раскрытия сюжета рекомендуется смотреть сериалы и фильмы по дате их выхода на экраны. Однако все усложняется тем, что эпизоды различных сериалов чередуются. Поэтому оптимальный порядок просмотра такой:
- Оригинальный Сериал
- Анимационный Сериал
- Фильмы 1-6
- Следующее Поколение (после 6 сезона можно начинать Глубокий Космос 9)
- Глубокий Космос 9 (после 3 сезона можно начинать Вояджер)
- Фильм 7 (лучше смотреть после 1 сезона Глубокий Космос 9)
- Фильм 8 (лучше смотреть после 5 сезона Глубокий Космос 9)
- Фильм 9
- Вояджер
- Фильм 10
- Энтерпрайз
- Фильмы 11-13 [то есть – непосредственно фильмы обновленной серии] лучше смотреть в последнюю очередь».
Признаюсь честно: я – не из числа поклонников «Стартрека» (чье самоназвание – trekkie, между прочим, внесено в Оксфордский словарь английского языка), но при этом не могу не восхититься масштабами культурного феномена.
А еще – не проникнуться уважением к Дж. Дж. Абрамсу, настоящему Робин Гуду XXI века, который отбирает деньги у богатых киностудий и отдает их бедным фанатам космоопер в виде сделанных с неизменным уважением к первоисточнику продолжений их любимых историй (правда, покупая билеты и мерч, фанаты, в свою очередь делают студии еще богаче, но это уже другой вопрос).
На прошлогодние «Звездные войны: Пробуждение силы» Абрамс, выступивший режиссером и сопродюсером, потратил $245 млн. «Стартрек: Бесконечность», где он выступил только в роли продюсера, уступив из-за конфликта интересов со Star Wars режиссерское кресло Джастину Лину, обошелся дешевле – «всего» в $185 млн. Но и этого хватило, чтобы сделать впечатляющий экшен со множеством зрелищных космических и наземных битв, искусно дополненный множеством фанатских «заморочек», которые и создают тот самый wow-эффект в стиле «Чуи, мы дома!».
Так же, как и в свежих «Звездных войнах», в новом «Стартреке» ультрасовременные графические технологии временами намерено уступают место едва ли не картонным – «олдскульным» и ностальгическим – декорациям. Дизайнеры костюмов тщательно воспроизвели все ту же, задуманную по моде 1960-х, форму космофлота – микс водолазок «вырвиглазных» цветов и спортивных трико. А бутафоры вручили актерам классические коммуникаторы-«раскладушки», которые в свое время на десятилетия предвосхитили появление аналогичных мобильных телефонов в реальной жизни.
Так же не случайно в новом фильме и название звездной базы Объединенной федерации планет – «Йорктаун». Сценарист и исполнитель роли инженера Скотти Саймон Пегг выбрал его потому, что так в первой версии сценария оригинального сериала «Звездный путь» (1966) назывался космический корабль капитана Кирка – до того, как превратиться во всем известный «Энтерпрайз».
Еще картина продолжает характерные для «Стартрека» традиции воспитания толерантности всех мастей. Так, например, согласно одной из версий, именно в «Звездном пути» в 1968 году состоялся первый на американском ТВ поцелуй между афро-американкой и белым. А в новом фильме сценарист Пегг, из уважения к первому исполнителю роли лейтенанта Хикару Сулу актеру Джорджу Такеи – открытому гею и активисту борьбы за права ЛГБТ – сделал геем и его персонажа (теперь его играет американец корейского происхождения Джон Чо). Правда, сам Такеи раскритиковал идею, заявив, что она идет в разрез с тем, как этого героя видел создатель оригинального сериала Джин Родденберри.
Но главное – новый фильм, события которого хронологически происходят спустя почти три года после «Стартрек: Возмездие» (2013), вернулся к классической схеме повествования. «Энтерпрайз» уже несколько лет ведет свою исследовательскую миссию в глубинах космоса. Уставший экипаж под управлением капитана Кирка (Крис Пайн) высаживается на базе Федерации «Йорктаун», чтобы пополнить запасы и морально «перезагрузиться», но тут приходит весть о космическом корабле, потерпевшем крушение на планете в неисследованной туманности. И команда «Энтерпрайза» в классическом составе – включающем, помимо упомянутых Кирка, Сулу и Скотти, также коммандера Спока (Закари Куинто), лейтенанта Ухуру (Зои Салдана), доктора Маккоя (Карл Урбан) и пилота Павла Чехова (Антон Ельчин) – отправляется на помощь.
Увы, в свой следующий рейс «Энтерпрайз» полетит уже без Чехова: как известно, месяц назад 27-летний актер, сыгравший эту роль в трех фильмах обновленной серии, погиб в автокатастрофе, и на днях Дж. Дж. Абрамс заявил, что не планирует искать ему замену. «Подбирать нового актера мы не будем. Не могу себе этого представить и думаю, Антон заслуживает лучшего», – сказал он.
Новый «Стартрек» стал не только одной из последних картин, где можно увидеть Ельчина, но также отдал дань уважения ушедшему в прошлом году в возрасте 83 лет классическому исполнителю роли коммандера Спока Леонарду Нимою: в фильме есть трогательная сцена, посвященная его памяти, способная вызывать слезу даже у безэмоциональных вулканцев.
К слову, в сентябре – к полувековому юбилею оригинального «Звездного пути» – выйдет документальный фильм о Леонарде и его самом знаменитом персонаже «С любовью к Споку» (For The Love Of Spock), снятый сыном актера Адамом Нимоем.
А уже в январе следующего года на канале CBS стартует очередная «перезагрузка» сериала. Одним словом, не приходится сомневаться в том, что «Стартрек», несмотря ни на что, будет «жить долго и процветать». Чего и нам желает.
Фото - gaminglight.com, kinopoisk.ru