«Микита Кожум’яка»: я не волшебник – я только учусь
В широкий прокат вышел украинский полнометражный мультфильм – новость не то, чтобы сравнимая с полетом в космос, но где-то близко. Космическое сравнение не мое, а Филиппа Ильенко. На пресс-конференции, посвященной премьере мультфильма, он оптимистично – и не без оснований – заявил: «Думаю, уже начиная со следующего года премьеры украинских фильмов станут для нас чем-то обычным, а не таким редким, как полеты в космос».
Глава Госкино нежно назвал этот проект «первой ласточкой», выразив уверенность в его прокатном успехе в Украине и за границей – на этапе пресейла мультфильмом заинтересовалось более 15 стран.
Уверенность эта кажется вполне оправданной: интерес к отечественному мультфильму, по крайней мере в нашей стране, действительно огромный – аншлаг на премьере это подтверждает. Нам и нашим детям категорически нужны свои истории, свои герои, свои смыслы. Нет сомнений, что люди придут в кино на «Микиту Кожум`яку». Вопрос в другом – что они там увидят.
И вот к этому чему-то есть определенные вопросы (внимание, дальше – спойлеры).
Сюжет строится вокруг мальчика Мыкыты – сына легендарного героя-драконоборца Кожемяки. Оказалось, что папа убил злобного ящера не окончательно – дух дракона захватил тело колдуньи Сиринги и жаждет отыскать Жар-квит: волшебный цветок, с помощью которого (и своей шкуры, которую Кожемяка хранит в сарае как напоминание о подвиге) сможет вернуть себе привычный облик и довершить начатое – уничтожить мир людей. Узнав об этом, волшебник Даныло просит богатыря сразиться со змеем еще раз. Но, пока взрослые решают, что к чему, Мыкыта и ученик колдуна, летучая мышь Эдди, проваливаются в открытый последним портал, ведущий в волшебную страну, и отправляются искать Жар-квит сами – чтобы он не попал дракону в лапы.
Уже из синопсиса понятно, что с логикой дела обстоят неважно. Зачем вообще пробираться в другое измерение, переживать кучу опасностей и искать незнамо где чудо-цветок, если потенциальную проблему с драконом можно решить одним махом – просто уничтожив его шкуру (которую, кстати, герои попеременно называют то «шкіра», то «шкура», видимо, не придя к общему лингвистическому знаменателю), без которой цветок не поможет?
Но ок, допустим, в самом начале КПД и здравым смыслом пожертвовали для развития сюжета. Это легко можно простить, так же, как и без проблем сделать скидку на огрехи анимации: стеклянные глаза всех героев, фоняще-наэлектризованную шерстку белки Ками, «несгибаемую» бороду Кожемяки-старшего, намекающую, что, кажется, в роду героя затесалась щетка для обуви, и прочие детали. Да, графика хромает, но это было ожидаемо, учитывая чрезвычайно тяжелую судьбу проекта, который стартовал еще в 2007 году, но из-за трудностей с бюджетом состоялся лишь сейчас, получив в 2011-м дополнительное финансирование от Госкино. И вопрос не в графике – вопрос в истории, в сценарии, в диалогах, в действиях персонажей: и вот здесь сделать скидку на финансирование очень тяжело.
Почему колдунья все время демонически хохочет безо всякого повода? Почему дракон-колдунья говорит о себе в женском лице, а дракон-дракон – уже в мужском? Ок, допустим, игры с «переселением душ» сказались на психическом состоянии дракона не лучшим образом, но куда вероятнее все же проблема с редактурой – из той же серии, что и шкіра/шкура.
Зачем в истории домашний любимец Мыкыты – теленок Чубик? Он не делает ничего для развития сюжета, но несколько смущает своим присутствием: глядя на милого теленка, никак не получается забыть о семейном бизнесе Кожемяк – особенно, когда отец семейства постоянно акцентирует, что мять коровьи шкуры куда более почетное дело, чем рубить драконов.
Отчего колдун Даныло убивает кучу времени и ресурсов на создание летающего корабля, который должен доставить его и семью Мыкыты в волшебную страну, если до этого Эдди – маг-недоучка, его студент – легко прорубает портал туда одним взмахом крыла, безо всякого дополнительного реквизита?
Зачем вообще они все туда летели, если в итоге богатырь, маг и снова ставшая хорошей колдунья лишь отстраненно наблюдают за финальной битвой пацаненка с драконом, никак не вмешиваясь в происходящее?
К чему в принципе была вся эта битва (тут мы, опять-таки, возвращаемся к вопросу драконьей шкуры, висевшей в сарае до последнего)?
И из-за чего, в конце концов, вообще весь этот сыр-бор – почему дракон так взъелся на людей, что жаждет убить всех и каждого? В том же «Хоббите» у его чешуйчатого коллеги была причина – кража сокровищ. У любого дракона в любой сказке есть причина: перебои в поставках принцесс, жадность, да что угодно! – но здесь, получается, дракон – просто кровожадный маньяк.
Этот список вопросов, увы, можно продолжать. Главная проблема – непродуманная история: отсутствие мотивации действий героев, логики, внятной центральной идеи. Глубокая философская мысль «настоящая сила – не в мускулах, а в сердце» явно не настолько свежа и оригинальна, чтобы жевать ее, как Чубик жвачку, добрых полтора часа.
Кстати, говорят, изначально сценарий был совершенно другим: там мальчик Мыкыта вовсе не жаждал убивать дракона – он хотел с драконом дружить! Да и сам ящер, судя по всему, был куда более нелинейным персонажем. Думается, такой подход дает куда больше возможностей для развития нестандартной истории. Но в итоге получилось так, как получилось.
Есть такой анекдот: долго-долго шел рыцарь по раскаленной пустыне. По пути он потерял коня, шлем, доспехи – только меч остался. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. И вот он увидел озеро! Едва держась на ногах, он двинулся к нему, но у самого озера сидел трехглавый дракон. Собрав последние остатки сил, рыцарь выхватил меч и начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона отрубил. На третьи сутки издыхающий дракон упал на песок. Рядом упал умирающий рыцарь. И тогда истекающий кровью дракон спросил:
- Рыцарь, а ты чего хотел-то?
- Воды попить.
- Ну, так и пил бы…
Вот примерно такое недоумение вызывает и смысловое наполнение всей этой истории.
Но, в то же время, при всех своих «но» сама история вызывает и очень позитивные чувства – ведь сделали все-таки!
Более того: если к первому состоявшемуся отечественному проекту такого рода можно – и нужно – подходить с той же меркой, что и к западными аналогам – это уже очень и очень дорого стоит. Это значит, что мы воспринимаем отечественный продукт наравне с импортным – чувствуем, что наши аниматоры могут сделать не хуже, а то и лучше.
И не просто чувствуем – ждем от них этого, расстраиваемся, если ожидания оправдываются не в полной мере, но, несмотря ни на что, все равно радуемся каждому их шагу вперед. Нашему украинскому шагу.
И вполне возможно, что сам «Микита Кожум`яка» – проект, основанный на одноименной серии книг автора, скрывающегося под псевдонимом Антон Сиянко, сделает этих шагов еще немало. По итогам проката будет приниматься решение относительно того, делать ли продолжение мультфильма. А поскольку прогнозы весьма оптимистичны, то у Мыкыты есть все шансы со временем преодолеть трудности переходного возраста и вернуться к нам обновленным. И желательно – сделать это, как минимум, в компании Эдди: пусть с первого раза «первая ласточка» в комплексе удалась не на все 100%, то вот первая летучая мышка совершенно точно получилась на отлично!
Фото - racurs.ua, youtube.com, portal.lviv.ua