Как я был министром информации, или Песня о дирижабле
История о Министерстве информационной политики великолепна и поучительна. Правда, поучительна она будет только в том случае, если кого-то чему-то научит, что вряд ли. Пока главная информация о Министерстве информации – министр не в себе. Спасибо за информацию.
У меня есть свой, личный анекдот, связанный с этим общенациональным анекдотом. Не менее поучительный.
Будучи в благодушно-мечтательном настроении, написал у себя в фейсбуке, что пост министра в этом самом ведомстве правды предложен мне. Прилагается дирижабль для разбрасывания листовок да три автобуса с громкоговорителями. Попросил присылать резюме девушек с глубоким грудным голосом для работы спикерами, фото обязательно.
Ленивый, в общем, наброс, на три с плюсом. А дальше началось интересное. Часть комментаторов включилась в игру, но многие стали поздравлять («Поздравляю. Хорошая новость. Больше хороших людей во власть») и давать наказы («Не скурвитесь!)». Кто-то пылко сравнил министра меня с Дмитрием Киселевым, а кто-то с Геббельсом. Несколько журналистов обратились за комментариями – я не буду выдавать имена и издания, и те, и другие вполне уважаемы. Один, к его чести, осторожно в начале разговора поинтересовался-таки: это не шутка? Сомнения, значит, были, уже хорошо. Стали приходить резюме от девушек. Хорошие такие резюме, неплохой опыт работы. Иногда очень неплохой. С фотографиями.
Но это еще не все. Когда, ближе к вечеру, я написал, что вот такая, в общем, вышла реакция, и извинился перед теми, кто прислал резюме, последовала новая волна поздравлений. Причем она продолжилась даже после того, как на скандальном информационном фоне должность занял Юрий Стець.
Обратите внимание, речь идет об аудитории фейсбука – не самый наивный сегмент аудитории. В том числе медийщики – люди, которым деньги платят за то, что они управляются с информационными потоками. Перед ними был явно стебный текст и еще более стебные комментарии. Потом – разъяснение, которое также сопровождали веселые замечания. Неа. Уже все СМИ гудят о министерстве Стеця – все равно поздравляют Швеца.
Теперь вы понимаете, насколько сложна работа с информацией? С информацией, которая есть. А ведь у нас колоссальная проблема заключается в том, что информации нет, а поскольку картина мира не терпит пустоты, то заполняется совершенно дикими конструкциями. Благо, российская пропагандистская машина не дремлет, в отличие от, и производство деталей для таких конструкций поставила на поток. А дальше свое дело делают слухи, страхи и фантазия. И аудитория, в основном, ну очень простые люди.
Даже сидя с утра до вечера в социальных сетях и на десятке информационных сайтов, мы все равно порой с трудом представляем, что происходит. Украинские СМИ, скажем так, сильно оставляют желать лучшего. Каково же тем, кто оказался в районах, охваченных войной, или под оккупацией и лишен возможности слушать, читать, сопоставлять? Речь идет не об удовлетворении любопытства, а о выживании.
Простой и тяжелый пример – решение перестать подпитывать из бюджета Украины оккупированные территории. Можно соглашаться или нет с такой мерой, но совершенно отсутствует разъяснительная работа: почему принято это решение, что делать тем, кто хочет уехать, что – тем, кто вынужден оставаться. По пунктам, пошагово, с вариантами, 24 часа в сутки и семь дней в неделю. На всех каналах, частотах, в газетах и листовках. С указанием телефонов, куда можно в любую минуту дозвониться, узнать детали и получить конкретную помощь, с учетом каждой частной ситуации. Предельно просто и, желательно, задушевно. Без пропаганды, она тут ни к чему – скажите людям, что делать. Государство не имеет права оставлять без ответа идущие от своих граждан крики «Спасите наши души!». Родина слышит, Родина знает, черт возьми.
Такую систему работы с населением нужно было создавать даже не вчера, а весной. Да хоть бы на базе министерств чрезвычайных ситуаций и соцполитики.
Однако, судя по проекту положения о Министерстве информационной политики, оно и не собирается заниматься этим неотложным делом. Ему интереснее осуществлять надзор за имеющимися средствами массовой информации. Которые, как мы заметили, не очень-то справляются с задачами такого информирования, но с его помощью – ого-го! Это то, чего нам так не хватало. Создавать ведомство под Юрия Стеця будут долго, нудно, как раз к концу войны, может, и поспеют.
В общем, мое объявление остается в силе. Сами сбросимся на дирижабль, на автобусы с громкоговорителями. Девушки с глубокими грудными голосами приветствуются. Хрен с ними, с фотографиями. Студенты помогут разбрасывать листовки. Всё сами.
Может быть, когда-то у нас будут править не кретины. Не сейчас, увы, не сейчас.
Фото - stuffpoint.com