Оксана Кучерова: «У меня даже самооценка повысилась»
О том, что Оксана Кучерова таки открыла свой продакшен и уже работает над несколькими проектами, я вам рассказывала пару недель назад. И все это время меня терзало любопытство: что за проекты, для каких каналов и как чувствует себя продюсер, пустившийся в свободное плавание по волнам телебизнеса.
И вот я у Оксаны в гостях. Цель – разузнать подробности, а заодно посмотреть, как устроились Кучерова и Ко в новом офисе. Приехав на улицу Артема, я застала команду за работой – проведением кастингов в новый проект. Ну а что за проект, мне рассказала руководитель продакшена:
- Мы действительно работаем для России, - начала Оксана. – Создаем проект, который будет ежедневно выходить на всероссийском канале. Названий я пока не могу говорить, но все уже утверждено: наш пилот одобрили, мы пишем сценарии для целого сезона, а к съемкам приступим в марте-апреле. В эфир проект выйдет летом.
- Это адаптация какого-то формата или собственная разработка?
- Формат разрабатывала наша команда, а россияне принимали активное участие – и в генерировании идей, и в поиске правильной аудитории. В итоге на обсуждение и оптимизацию ушло месяца три-четыре – все чуть-чуть затянулось. Но с ними очень интересно работать: им импонирует наша душевность и мягкость, а нам – их напористость. Правда, от нее же мы иногда страдаем (смеется).
- Назовите хотя бы жанр проекта.
- Это make over, смешанный с ситкомом, скетчкомом – проект на стыке жанров. И то, что получается, мне очень нравится.
- По-моему, у нас ничего подобного нет.
- Да, это новый формат. Возможно, позже мы запустим нечто подобное и на украинских каналах, но пока мне хочется посмотреть, как проект будет выглядеть в готовом виде в эфире…
Кроме того, мы с Россией говорим и о реалити-шоу.
- С тем же каналом?
- С другими, входящими в первую пятерку.
- Неужели с федеральными?
- Нет, но с мощными. Мы говорим о реалити, потому что они знают, в чем мы сильны. И обращаются не с абстрактными идеями, а с конкретными проектами, которые мы можем снять. Но такая работа подразумевает выезд в Россию. Снимая настоящее, не подставное реалити, мы уделяем много времени кастингу, ко всему подходим обстоятельно. И осознаем, что при таком подходе весь съемочный цикл нужно проводить в России.
- В этом и заключается загвоздка, так что мы пока думаем. Но у них есть большое желание – особенно касательно проектов, которые мы уже реализовали здесь. Российским каналам интересно воплотить наш опыт у себя.
- То есть, у них такого шоу еще не было?
- Они хотят запускать купленные форматы, которые уже были адаптированы в Украине. И поскольку здесь они были успешными, им хочется не изобретать велосипед, а взять услуги проверенного продакшена.
- А для Украины что-то делать будете?
- Работа с украинскими каналами тоже в активной стадии. С одним мы уже подписали договор – будем снимать шоу на прайм выходного дня.
- Даже так?
- Да. На поздний прайм. Я не говорю, какой канал и какого плана шоу, поскольку мы еще снимаем пилотную версию. Надеюсь, все пойдет нормально, и мы будем делать полный цикл. Проект готовится на осень.
- Расскажите о своей команде.
- У меня команда «мультинациональная» - с разных каналов. Часть работала на «Новом», часть – на Плюсах. Я не топала ногой и никого не уводила с «1+1» – люди ушли сами, потому что им было некомфортно. Да, собственно, их и не трудоустроили: расформировав наше ТО, всех пообещали трудоустроить, но этого не случилось. Большая часть команды осталась без работы, и их я взяла к себе в первую очередь – это редакторы, продюсеры, журналисты, режиссеры, операторы. С остальными я знакома со времен «Нового», но они успели поработать и на других каналах. В общем, люди потихонечку подтягиваются, а проекты растут – думаю, со временем, мы доберем сотрудников.
- Сколько человек в команде на сегодняшний день?
- Сейчас человек 15, а когда проекты запустятся, начнутся «гармошки» - от 50 до 100. Но, думаю, костяк останется таким же, какой у меня был в ТО на Плюсах – человек 15-20.
- Эти люди работают на постоянной основе или взяты под проекты?
- На постоянной основе: они генерируют идеи, разрабатывают концепции, выписывают сценарии и делают весь предпродакшен. Ну а когда войдем в цикл, буду добирать людей под конкретные проекты.
- Почему вы решили обосноваться в центре города, а не, к примеру, на киностудии?
- Да я бы с удовольствием находилась на Довженко, но там не самые комфортные условия – очень старые здания и т.п. Мне нравится район Шулявки, возле киностудии – там я, в первую очередь, искала. Но, к сожалению, ничего подходящего не было. А здесь нам нравится. Да и людям, приходящим на кастинги, удобно добираться. Правда, с парковкой плохо (смеется). Это жирный минус, но что поделаешь.
А вот с парковкой плохо...
- Как вы себя чувствуете в свободном плавании? Слышала, что каналы получали письма, рекомендующие не работать с вами…
- Честно говоря, пока сложно что-то почувствовать.
- Но вы же знаете, что происходит на рынке.
- Не скажу, что у нас такой уж большой рынок самостоятельных продакшенов: успешных можно перечислить по пальцам одной руки, а все остальные работают при каналах. Конечно, для начала мне хочется сделать качественный продукт, чтобы утвердиться в статусе самостоятельного производителя.
- Выходит, вы шли на рынок, не опасаясь конкуренции?
- Положа руку на сердце, скажу: когда уходила с Плюсов, было очень страшно и непонятно – я выходила в открытый океан. Я понимала, ЧТО делаю, но КАК это будет, не представляла. И, по-моему, команда верила в меня больше, чем я верила сама в себя. Они говорили, что все будет хорошо, а я сомневалась, потому что все время работала при больших каналах и как-то не собиралась никуда уходить: мне казалось, это правильный путь. Но все доходит до точки кипения, и когда брызги летят, ты понимаешь, что должен быть самостоятельным, а не прыгать под чье-то крыло.
- А был вариант прыгнуть?
- Был. Наши ведущие каналы предлагали мне такие же должности, как на Плюсах, но я понимала, что путь пройден. И пусть страшно, непонятно, но стоит попробовать. Авантюра, что ли… Сейчас я уже осмотрелась, поняла, у кого есть слабые и сильные стороны, в чем может быть наше преимущество. Слава Богу, все знают, кто такая Оксана Кучерова и что она делала. У меня даже самооценка повысилась, потому что раньше я работала с синдромом отличницы: раз учитель сказал «плохо», значит плохо – буду переписывать… Работая при больших каналах, ты зависишь от одного начальника, чье мнение – единственно правильное. Всего один человек может тебя похвалить или наказать. А когда наказывает, ты можешь не производить хороших проектов сезонами, но не имеешь права развернуться и пойти поработать к другому. Все это немного сковывает, поэтому сейчас мой угол зрения очень расширился. Конечно, мы находимся на рынке в состоянии «заказчик-подрядчик», но эти отношения, скорее, партнерские, а не приказные. Изменилась амплитуда: радости и взлеты стали выше, неудачи и падения – глубже.
- А как распределялись проекты на Плюсах? Выходит, «отличникам» давали хорошие, а провинившимся – плохие?
- Эта загадка до сих пор остается загадкой. Но когда проект успешен, ты продолжаешь его делать из сезона в сезон.
- Это понятно. А поначалу? Ведь есть же крупные проекты, на которые делаются большие ставки.
- Да, есть проекты, которые хотят делать все продюсеры. Но есть и определенные договоренности с руководством холдинга, есть предпочтения продюсеров и генпродюсеров каналов – с каким из творческих объединений они хотят работать. На Плюсах большие проекты, как правило, делает Забулонская, главное шоу канала делала Ионова, а Докаленко, Лезина, Кучерова делали все подряд. Новые проекты распределялись так: хочешь делать? Делай. Все хотят? Давайте дадим всем снять пилот… То есть, тут очень важно субъективное «хочу-не хочу», «люблю-не люблю».
- Учитывая ваш расширившийся угол зрения и то, что сейчас над вами не довлеет мнение одного человека, можете оценить последние проекты, сделанные вами на Плюсах?
- Начну с конца: «Джентльменский набор». Его сложно оценить, потому что он был брошен на полпути: когда первые программы пошли в эфир, мы начали процедуру расставания с Плюсами. Я предлагала и настаивала на том, чтобы завершить проект, но вердикт был однозначен: если уходишь, то уходи прямо сейчас. В итоге в эфир вышло только три программы, которыми я занималась и на стадии постпродакшена.
Зритель не очень оценил мальчиков в образе брутальных пацанов: к концу цифры скатились ниже средней доли. Этому есть объяснение: хамящая девочка – это ново, вызывает бурю эмоций, а мальчиков-хулиганов все видели. По этому поводу, кстати, мы долго дискутировали, сомневались, но решили рискнуть.
По «Меняю жену» все понятно – отработан механизм, там все хорошо. Но мне интересно, как новый сезон сделает новая команда, потому что из проекта ушли все – кастинг, психологи, редакторы.
- Выходит, его будут делать абсолютно новые люди?
- Да. И мне интересно, каким оно получится, потому что все изменилось. Что еще? «Королева бала». Второй сезон получился очень удачным, хорошо пошел, и это шоу я бы делала с удовольствием, о чем говорила и Плюсам, и ТЕТу. Но сейчас этим занимается творческая группа, образовавшаяся на месте нашего ТО. То есть, тоже совершенно новые люди: из команды остались только ведущие.
- И предложений от ТЕТа вам не поступало?
- А ТЕТ не вправе решать, если Ткаченко сказал «нет».
- Холдингу выгоднее делать шоу своими силами?
- Мелкие продакшены часто демпингуют: некоторые вообще делают копеечные проекты, которые ин-хаус физически не может сделать.
- Но копеечные проекты и выглядят на копейку.
- … да (смеется). Поэтому я не хочу делать копеечных проектов. Когда мы открывались, я говорила, что не хочу быть маленьким, но гордым продакшеном. Хочется быть большим и благородным: да, дольше пообщаться, больше времени потратить на сценарий. И пусть выйдет один проект (а не десять), но качественный. Чтобы было не стыдно.
Поговорив с Оксаной, я отправилась на экскурсию по офису,
попутно запечатлев ее оранжевую сумочку - под цвет ноутбука
Стена в кабинете продюсера украшена фотографиями
А в комнате для кастингов - банером
Логотип продакшена разрабатывали его сотрудники
Одна из сотрудниц Кучеровой со смехом шепнула мне, что "О.К." расшифровывается как "Очень Красиво"
Wish list и таинственный Аркадий
Как вы яхту назовете, так она и поплывет: похоже, у OK Media действительно все OK. По крайней мере, этого я от всей души желаю Оксане и ее команде.
Фото Иванны Зубович