Сергей Цыпцын: «Постпродакшены переходят из эры феодализма в эру капитализма»
Побывав на двух конференциях CG Event в Киеве, я заинтересовалась внутренним устройством мероприятия. За 6 лет организаторы Ивента, начинавшегося с идеи одного-двух человек, сумели превратить свое детище в мощный канал коммуникации и, если хотите, двигатель прогресса, аналогов которому в отечественной cg-индустрии нет. И лучше всех рассказать, как это получилось, мог Сергей Цыпцын – генеральный директор Ивента. Разговор состоялся по следам второго CG Event Kyiv, поэтому закономерно начался с подведения неких итогов прошедшей конференции:
- Впечатления следующие, - начал Сергей. – Нам осложняет жизнь собственное стремление сделать Ивент еще больше, еще шире, еще круче. В этот раз мы практически удвоили количество докладов, для чего пришлось построить дополнительный зал (существующие секционные залы на 100 мест, уже не вмещают всех желающих). И в общем, мы не промахнулись, потому что шатер на 200 мест, который мы построили во дворе, полностью забивался слушателями во время самых хитовых мастер-классов. После этого мы поняли, что можем проводить Ивент даже в лесу или на Северном полюсе.
Одной из находок было летнее кафе во дворе, где народ общался. Мы считаем, что народу нужна информация, и ее по-прежнему не хватает, так как каналы доставки этой информации (как и каналы коммуникации) не очень хорошо проработаны. А здесь у них есть возможность получить информацию, и потом ее обсудить. Это действительно работает: проведя опрос участников, мы отказались от обеденного перерыва (это по одному докладу в каждом зале, то есть, еще 4 часа информации). Люди говорят: мы сами решим, когда обедать. Они потом мучаются, не могут решить и голодают до вечера. Но зато насыщаются информационно. Кроме того, мы понимаем, что невозможно успеть на все доклады, одновременно идущие в разных залах, поэтому пишем все выступления на видео и складываем в архив, доступ к которому имеют все посетители конференции. Это еще одна из причин сюда прийти, потому что люди знают: информация не пропадет, им не нужно записывать ее на бумажки или потом расспрашивать друзей, ходивших в другую секцию.
- Сколько людей пришло на конференцию?
- На основе опыта проведения Ивентов в Москве, мы ожидали, что аудитория немного сузится. Это связано с тем, что первый киевский Ивент привлек абсолютно всех, люди пришли на информационный шум. А в этот раз пришли не любопытствующие, а строго мотивированные люди. Таким образом, у нас осталась лояльная аудитория – порядка 600 человек, что все равно в два раза превышает первоначальны ожидания по киевскому Ивенту. И именно эту лояльную аудиторию мы будем растить вширь. Если говорить о географии, то 72% людей, насколько я помню, - из Киева, 12% - из Харькова, по 8% - Москва и Минск, 3% - Одесса, 2% - Днепропетровск, а дальше - по одному проценту. К примеру, 1% приехал из Молдовы.
- Бедненькие, что ж они в Молдове делают? Там же нет индустрии.
- Во-первых, там есть студия Simpals, когда-то запустившая мощный проект «Цыган» – трехмерный мультфильм. Он, правда, сейчас заглох, но когда проекты возникают, происходит впрыск некоего количества специалистов на рынок. Во-вторых, в Молдове делают аутсорс для Киева. И вот, 6 человек оттуда объединились и приехали на Ивент.
По традиции, я очень рад видеть здесь людей из Харькова – они очень дружные, очень мотивированные, объединяются заранее и, по-моему, едут в Киев даже одним поездом. Они, например, сами захотели и сделали нам дизайн 2D-Блока. И это очень здорово, что есть люди, которые хотят помогать.
- Так мы плавно переходим к вопросу о команде Ивента. Кто его делает?
- Систему мы отработали на десяти московских Ивентах, все расписано на информационную, техническую, коммуникационную составляющие, пиар и так далее. У нас очень небольшой костяк, но, как это модно сейчас говорить, мы его окутываем облачными технологиями. Мне на ум приходит фильм «13 друзей Оушена», где Дэнни Оушен собирает команду по телефону: ты свободен? Свободен. Так и у нас: люди собираются, делают Ивент и расходятся по своим делам до следующей команды. Ну а костяк команды работает между Ивентами.
- В прошлом году вы говорили, что Ивент не имеет ничего общего с маркетинговыми активностями компаний, производящих что либо. А в этом году у компании Adobe был собственный мощный блок. Это что?
- Хороший вопрос. Каждый раз у нас есть сверхзадачи – грамотно вписать спонсоров (хотя я не люблю это слово, потому что нас связывает партнерские и дружеские отношения). Даже большой «железный» спонсор не сделает у нас стандартную двухчасовую презентацию, потому что просто распугает аудиторию. Каждый раз мы придумываем, как донести информацию партнеров так, чтобы это не выглядело грубым впариванием. Вот был пример с компанией Intel: им надо было рассказать, что появились новые жесткие диски, которые не греются и так далее. Мы нашли ролики об этом и озвучили их а-ля Володарский, причем голосом человека из этой же компании, он сам вызвался. Такие вещи мы пристыковываем к выступлениям по теме, и все органично вписывается в канву Ивента. Спонсоры релевантны нашей аудитории, которой нужна и такая информация, ну а мы, благодаря спонсорам, можем провести афтерпати или, к примеру, построить целый шатер… В общем, мы идем от аудитории, и не имеем права пугать ее или заставлять слушать какую-то ерунду.
- Александр Горохов рассказал мне, что от результатов второго киевского ивента будет зависеть появление конференции еще в одной постсоветской стране. В какой?
- Мы собираемся съездить в Минск, откуда к нам традиционно приезжают люди – человек по 60. Если это количество умножить втрое, можно проводить Ивент – там много фрилансеров, работающих в игровой индустрии.
- Как набираются докладчики – вы находите их или они находят вас?
- Вопрос из серии: у вас В2В или В2С (Business to Business или Business to Customer, - МН)? Время размывает стандарты, тем более, в нашей индустрии, где вчера ты дизайнер, а сегодня – уже владелец студии. Но даже в крупной студии генеральный директор, если дедлайн, запросто сядет и будет делать материал. Все очень горизонтально у нас. И я, сознавая это, пытаюсь предоставлять информацию, интересную и тем, кто сидит за планшетом, и тем, кто сидит в почте и решает проблемы.
Докладчики появляются спонтанно-дружеским путем. На рынке происходит некое количество событий – темы, проекты, тренды, о которых говорят. Вот эти тренды я мониторю и смотрю, кто бы мог сделать выступление на эту тему. Это строится на личных связях. Но в то же время на сайте в контактах висит мой личный имейл: хотите сделать выступление? Пишите – обсудим. Все выступления продюсирую я сам, и это некий контроль качества… Расскажу уж, как есть. Ко мне приходит заявка. Я соглашаюсь, предложив прислать план выступления и 3-4 предложения на эту тему. Если люди не присылают план в течение двух дней, значит, они просто хотят выступить, но не знают, о чем рассказывать. Тех, кто может сформулировать свою мысль, я, как правило, беру. Но потом могу поспрашивать коллег - «пробить» этих людей на предмет адекватности.
- На круглом столе говорили о многих проблемах, но каждая из них в итоге оказывалась не главной. В общем, я так и не поняла, какая из проблем индустрии – главная на сегодняшний день. И она глобальна или локальна?
- В вашем вопросе кроется главная фишка славянской ментальности: что делать и кто виноват. Нам всем кажется, что сейчас поймем, в чем главная проблема, решим ее и будет полный ништяк. Но я провоцирую вещи, вроде круглого стола, не затем, чтобы обозначить главную проблему, а чтобы провести некие сдвиги в сознании, чтобы заставить людей подумать, поговорить об этом – своего рода мозговой штурм. И там, действительно, не было проблемы глобальной, но были проблемы насущные – что называется, наболевшие. Что делать, если заказчик не платит и ничего не боится, потому что знает – подашь на него в суд, больше заказов не получишь. И вот ребята делятся рецептами – от шантажа до юридических нюансов. Это же локальная проблема, мы не найдем ее глобального решения в случае абстрактного заказчика. Или вопрос утечки кадров: что выгоднее – переманивать чужих или учить своих и сторожить их, чтобы не пришли те, кто переманивает чужих? Глобального решения снова нет, но есть локальные, которые помогут конкретным людям в их ситуациях. В 2008 году мы проводили подобный круглый стол в Москве. И мне приятно осознавать, что за прошедшие годы изменилось мышление людей, мы стали более открытыми. И, кроме того, мы переходим из эры феодализма в эру капитализма.
- Это как?
- Надеюсь, никто не обидится, если я скажу, что до недавнего времени постпродакшены были эдакими феодальными князьями, которые иногда объединялись друг с другом, чтобы побить соседнего князя и оттяпать у него кусок аудитории. Потом они разъединялись и оттяпывали территорию друг у друга – битва за заказы, проекты, участие в тендерах проходило примерно так. А сейчас мы, наконец, переходим к капиталистической психологии: может быть, лучше договориться на берегу и потом действовать в соответствии с договоренностями, не совершая набеги на младших братьев? Круглый стол мы сделали как раз, чтобы прощупать – действительно ли это так.
Да, происходят сдвиги: люди делятся проблемами и решают, что делать. Был вопрос, например, насколько опасно и безопасно покупать программное обеспечение. Казалось бы, странный. Но дело в том, что определенные компании, продающие софт, немножко накосячили в Украине. Ты покупаешь лицензию на программное обеспечение, а завтра к тебе приходит компания и говорит: «Сколько у вас компьютеров? 20? Ага, ща купите 20 лицензий». Следуя формальной логике, они правы. Но если заходить в рынок таким образом, все спрячутся и будут сидеть по берлогам еще лет десять. Все-таки, легче найти 10 компаний, которые купят по одной лицензии, через год – уже по 5 лицензий, и рост пойдет в геометрической прогрессии. А у нас пытались найти одну компанию, впарить ей сразу 10 и убить ее. В Киеве были такие прецеденты, и народ до сих пор напуган. Я работаю с теми, кто продает лицензии, и говорю им: так делать нельзя. И, судя по России, диалог между покупателями и продавцами выстраивается, продажи пошли.
- Все темы круглого стола сводились к тому, что нужно создать некую организацию cg- человеков, некий профсоюз. Есть какие-то подвижки в эту сторону? Или все пока что на уровне разговоров?
- Пока на уровне разговоров. Но, кстати, ситуация в Киеве более благоприятная: здесь меньше компаний, все друг друга знают – возможно, проще и быстрее будет договориться. Проблема в том, что это должна быть некая сторонняя сила, чтобы никто не мог обвинить ее в лоббировании чьих-либо интересов. Такой независимости трудно добиться, ведь у нас, в отличие от Запада, очень крепки родственные связи и связи по знакомству... Но мы будем делать такие круглые столы, на одном из них явно случится некий брейнсторм, придет решение, как это сделать, и мы это сделаем.
- Много говорили и о профильном образовании. Где на постсоветской территории учат cg-артистов, кроме онлайн-курсов и Scream School?
- Хороший вопрос. Ответ следующий: к сожалению, опять все связанно с психологией – люди хотят быстро научиться, чтобы быстро начать работать. Но когда вы поступаете в институт, вы же не собираетесь учиться быстро (улыбается). Но тут, правда, есть особенность: когда мы говорим о системном обучении в области компьютерной графики, выясняется, что к концу обучения многие вещи уже устарели. Очень быстро все меняется. Поэтому обучение должно быть динамичным, программа должна быстро адаптироваться под нынешние реалии. И в то же время, за неделю ты ничему не научишься.
Если брать тех, кто занимается более-менее системным обучением, то есть успешные компании, вроде Real Time School. Они покрывают потребности людей чему-то быстро дообучиться. А Online-VFX, с моей точки зрения, представляют очень удачную альтернативу: курсы занимают немного времени, но у народа есть возможность закрепить услышанный материал. Кроме того, онлайн-образование – это удобно. Но Online-VFX, с моей точки зрения, берет уж очень круто, готовит специалистов узкого профиля. А базовых программ, которые привлекут еще больше народа, не хватает. Но я думаю, что за онлайн-обучением – будущее, потому что тут есть правильный баланс между короткой и длинной формами. Кроме того, это дает преподавателям быстро образовываться самим и адаптировать программу в процессе обучения. Потому что принцип ВУЗов – вот программу утвердили, и мы по ней работаем – тут не проходит.
- Образование в этой сфере рассчитано на то, что ты сам уже чему-то научился. А есть что-то для тех, кто начинает с нуля?
- Нет. Такой вот начальной школы в области CG не существует. И, надо сказать, такой подход диктует время, когда есть интернет, есть YouTube, в котором полно обучающих роликов. Человек просвещается сам, потом приходит на курс, дообучается и идет работать. Есть, конечно, психологический барьер, потому что опыта нет. Но хорошие школы как раз и должны заниматься трудоустройством, потому что дефицит на рынке есть.
- Вы каждым ответом предвосхищаете мой следующий вопрос. Мне тоже показалось, что кадров не хватает. Это действительно так? Или их количество все же соответствует потребностям рынка?
- Количество, может, и соответствует, но качество – нет. Был, к примеру, проект Бекмамбетова «Особо опасен», который делала вся Россия и часть Украины. Людей не хватало, на работу брали всех. Проект закончился, и на рынке осталось некое количество людей, которые потом говорили: да мы же работали на Wanted! А их всего лишь набрали по объявлению, потому что надо было срочно закрыть некоторые дырки. Их много, запросы – адские, это перегревает рынок, а качества по-прежнему нет.
Индустрия испытывает острый дефицит адекватных людей – тех, что могут сделать задачу, не вызывая дополнительных коммуникаций. Мы даже думали открыть на Ивентах курсы адекватинга (смеется). Кроме того, на локальном рынке зачастую нужны так называемые дженералисты, которые могут и замоделить, и санимировать, и отрендерить, и закомпозить. Требуя уникальных людей, индустрия сама себе ставит палки в колеса. Но так уж мы устроены.
- Ну, хватит о проблемах. Почему логотипом CG Event стал перец?
- Потому что не яблоко (кивает на свой ноутбук). Он поострее. Нам перец помогает – мы же неформальная конференция, можем позволить себе покуражиться. Например, на позапрошлой конференции. Вот представьте: суббота, 9 утра, гостиница «Сокольники», пафос-пафос. Человек приходит на регистрацию, ему выдают программу, бейдж, сопутствующие материалы, а сверху на это все ставится стопочка, в которую налита перцовочка. И девочка, не меняя выражения лица, говорит: «Хлопнете?»
Два типа реакции: хлоп – отлично – стопочку в карман в качестве сувенира и – на конференцию. Или удвиление: мол, как это?
Девочка: не вопрос, проходите, следующий. Наливалось всего по 30 грамм, чтобы никто не напился. Но все выступающие сказали: «Слушайте, в этом году были какие-то удивительно дружелюбные вопросы, адекватные. Народ был классно настроен». Мы просто поиграли с перцем, поняли, что он работает, но не стали тиражировать, как фишку. Хотя это отличный пиар-повод – я помню, эти стопочки с нашим логотипом все фотографировали. И этот перец дает нам возможность креативить каждый раз. Например, конкурс 2D-анимации: сажаем модель в красном платье и говорим «Девушка с перцем» - у кого какие ассоциации, тот так и рисует. Вот поэтому перец – потому что не яблоко.
- Вы много чем занимались: преподавали, вели научную работу, консультировали студии. А чем занимаетесь сейчас, кроме организации CG Event?
- Думаю о судьбах мира (улыбается).
- Книгу не собираетесь писать? О судьбах мира-то.
- Я должен как следует подумать для начала (смеется). Нет, ну правда, я реализовал себя во многих вещах: окончил мехмат МГУ (факультет высшей математики и кибернетики), защитил диссертацию, работал научным сотрудником. И знаете, ничего не приносило большего адреналина, чем научная деятельность, когда ты решаешь научные задачи и рождается нечто новое, чего еще не было в мире. Потом я пришел в компьютерную графику, очень много преподавал – по 12-14 часов в день. Оттуда еще, наверное, пришла идея делать вот такие ивенты, которые начинаются в 10.00 и заканчиваются в 22.00, без перерывов на обед. Я многих людей научил полезным вещам, и сейчас мне легко делать Ивенты, потому что повсюду мои ученики.
Потом на основе того, что я говорил 7 лет подряд, я написал книжку. Потом я проводил семинары: на 7 человек, на 50, на 100 – уже до тысячи дошло. В общем, есть некая реализация. Иногда я пишу программы (я же в прошлом программист), но, скорее, для себя – когда есть интересная задача. Иногда я консультирую людей. Моя книжка до сих пор продается – в конце года у меня есть некий гонорар. Иногда сотрудничаю со студиями. Но все это носит эпизодический характер. Сейчас я пытаюсь быть спонтанным, много езжу, стараюсь не сидеть на одном месте. Не очень много времени провожу в Москве, потому что с тех пор, как родились дети, там тяжело жить. Много времени провожу на Красном море, я же серфер.
- Вот вы опять предвосхитили мой следующий вопрос. Ну, продолжайте.
- Да, я серфер, и даже жену свою встретил прямо на Красном море, катаясь на доске. У меня там много друзей – как две параллельные реальности, которые я пытаюсь совмещать. Лететь с Красного моря до Москвы – как по пробкам ехать. До Киева – еще ближе. Интернет никто не отменял, и зачастую я встречаюсь со своими коллегами и друзьями в самых разных точках мира, где есть большие волны и хороший ветер. Я не могу даже сказать, где я постоянно обитаю. Но мне нравится: вот мы приехали в Киев, засели в «Мастер-классе», и это наш офис – здесь мы назначаем встречи, проводим интервью и так далее. Современный мир позволяет существовать отдельно от инфраструктуры. Ну а страсть к виндсерфингу накладывает некий отпечаток на ведение бизнеса. В свое время в Швеции вышла книга «Бизнес в стиле фанк», она оказала на меня некоторое влияние. И сейчас у нас бизнес в стиле фанк, причем более радикально – без географической привязки.
- А как пришло увлечение виндсерфигом? Это не совсем типично для жителя России.
- У меня в книжке есть целая глава об этом. Однажды посмотрел фильм «На гребне волны» и совершенно сошел с ума – так захотелось попробовать именно вот это. В 1999 году я попал на выставку «Сиграф» в Лос-Анджелесе, после которой у меня был буквально один день. Я приехал на берег, взял эту огромную доску и пытался кататься. Инструктора мне не дали, потому что был выходной, и, соответственно, меня ломало и швыряло в прибое, но я реализовал свою мечту. Потом была некая адреналиновая зависимость – я катался на лыжах, на досках, катался везде. Ее удалось преодолеть, но я знаю, что это такое.
Как-то друзья мне сказали, что лучшее место для виндсерфинга – это Египет. Потому что там круглый год тепло и дует хороший ветер. Я просто туда поехал, а сейчас провожу на Красном море много времени. И работаю со всеми своими друзьями в этом плане. Говорю им: поймите, вы очень большую часть жизни тратите на работу. Раньше были какие-то меры безопасности, мобильные телефоны отсутствовали – люди приходили домой и отдыхали. А сейчас все работают круглосуточно. И я им говорю: вы тратите большую часть жизни на работу, ассоциируете себя с ней так сильно, что ваша личность постепенно исчезает. Не забывайте, что есть спорт, есть друзья, есть путешествия – все можно совмещать. Это меня беспокоит. Так что, когда я думаю о судьбах мира, я думаю еще и об этом (улыбается).
В качестве послесловия приведу еще одну цитату Сергея – о перспективах. «Киев – феноменальная точка, феноменальный город. С одной стороны, очень креативные люди. А с другой, московская дороговизна просто вынуждает делать работу здесь. Поэтому здесь наблюдается устойчивый подъем индустрии. И я ожидаю, что этот регион будет по-прежнему развиваться в области постпродакшена и продакшена. Кроме того, близость к Европе тоже играет роль – оттуда текут заказы, поэтому у Киева все будет хорошо». Уверена, что так и будет.
Ну, а следующий украинский CG Event состоится через год, в мае.
Фото Иванны Зубович