Нэнси Бишоп: правила жизни на кастинге
- К сожалению, не могу вам рассказать таких секретов кастинга, о которых вы сами не знаете, - сразу предупредила меня накануне своего мастер-класса в Украине кастинг-директор Нэнси Бишоп. - Как все «секреты профессии», наши - весьма банальные истины, просто почему-то всем хочется заменить их простыми и дешевыми трюками.
Но ведь у кастинг-директора фильмов «Борн», «Миссия невыполнима», «Мстители» и «Хроники Нарнии» какие-то свои тузы в рукаве наверняка должны быть. И после мастер-класса, организованного компанией «Медиа Ресурсы Менеджмент», я отправилась выведать у Нэнси самое интересное тет-а-тет.
- Вы работаете и живете в Чехии, однако в вашем портфолио очень много голливудского кино. Как происходит работа с американскими студиями в таком режиме?
- Чехия - это вообще европейский Голливуд. Еще до революции у них была сильная кинематографическая традиция, в 60-е в Чехословакии был расцвет киношколы, «новая волна», которая привлекла внимание Голливуда. Именно там началась карьера Милоша Формана. Когда произошла революция, Чехия оказалась удивительно дешевым местом, и при этом была способна предложить профессиональные съемочные группы для работы. Многие фильмы начали пользоваться этим - как, например, первая «Миссия невыполнима».
Я в это время работала театральным режиссером, и меня пригласили поставить пьесу в чешский театр. Мне очень понравилось работать, и я стала худруком англоязычной труппы. А из-за того, что я была на месте, была англичанкой и знала многих местных актеров, мои знакомые из киноиндустрии постоянно просили помочь с кастингами. Со временем это стало профессией, и я стала заниматься не только локальными кастингами, но и международными. При этом я до сих пор считаюсь специалистом по Восточной Европе, поэтому ко мне часто обращаются специально в связи с этим регионом.
Многие специалисты по кастингу имеют в прошлом опыт театральной режиссуры - в отличие от кинематографа, театр заставляет очень близко работать именно с актерами. Возможно, поэтому театральные режиссеры - отличные специалисты по кастингу, они чувствуют роль и актера полнее, чем кинорежиссеры, они знают, как вытащить из актера его лучшую игру.
- Насколько широки ваши полномочия, когда вы проводите кастинг? Как часто с вашими решениями не согласны, и удается ли настоять на своем?
- Кто будет играть в проекте, зависит от целого комитета: утверждение актеров - чаще всего коллегиальное решение. Максимум, который я могу сделать - это подобрать лучших актеров, показав их режиссеру и продюсеру в лучшем свете. Большие роли всегда утверждает человек, который будет платить этим людям зарплату, и то, насколько подходит актер роли, - не всегда самый решающий фактор.
Маленькие роли могут быть очень, очень важны. Они не сильно влияют на бюджет фильма в смысле зарплаты, но суперзвезды с большим именем на площадке создают даже меньше проблем, чем актеры, которые снимаются в эпизодах. Каждому из них хочется, чтобы его роль была больше, чтобы его заметили, их дубли приходится переснимать чаще, чем вы думаете, они пытаются перетянуть сцену на себя. Никому неизвестные статисты - самые большие эгоцентрики на площадке.
- Очевидно, что кастинг для телевидения и кино - разные вещи. Расскажите, в чем именно ключевые отличия?
- В кино режиссер обычно имеет больше влияния на кастинг - да и в целом на то, как снимается и каким выйдет фильм. На телевидении намного важнее мнение продюсера - более того, у сериала часто не один, а три или пять, или даже десять режиссеров, каждый из которых снимает эпизод-два. Ответственность за сериал лежит на продюсере или шоу-раннере, поэтому режиссеры редко вмешиваются в кастинг. В крупных дорогих сериалах кастинг усложняется еще и тем, что во все вмешивается канал.
Но фильм фильму рознь. Если речь идет о работе Романа Полански или Вуди Аллена - понятно, что никто, кроме них, не имеет особого влияния на кастинг. В случае с большими студийными проектами, вроде «Миссия невыполнима» или «Мстителей», в мою работу больше вмешивались не режиссеры или продюсеры, а исполнительные директоры студии.
- Это если говорить о сериалах. Совсем другой тип кастинга - для реалити.
- Я никогда не работала с реалити-шоу. И скажу по секрету, мне никогда не хотелось. Люди во всем мире смотрят реалити, они дешевле в производстве, чем сериалы, идут с хорошими рейтингами, но я даже не думала браться за эту работу. Кастинг для реалити - совсем другая профессия, больше сценарная, чем режиссерская. В реалити искать приходится не среди актеров, а среди обычных людей, для которых съемки - это шок и стресс. Тянуть из них актерскую игру нельзя - по формату требуется естественная эмоция. Так что лично для себя я в реалити места не вижу.
- Насколько часто вы несогласны с выбором режиссера или продюсера по поводу кастинга?
- Каждый хороший режиссер нанимает кастинг-директора, с которым он будет не согласен - не в принципиальных вопросах, а по мелочам. Лучший результат в кино - если работаешь с человеком, имеющим альтернативный взгляд на вещи. В небольших спорах рождаются новые идеи, так что борьба за кастинг - это нормальный рабочий процесс. Если твой кастинг-директор все время во всем с тобой согласен, то толку в нем немного.
- Многие решения в кастинге принимаются бюджетом, а не режиссером...
- Это правда, но не совсем. Если повезло работать с очень хорошим сценарием, или очень хорошим режиссером, вполне реально уговорить актера работать на сумму, которая меньше его обычной ставки. Так было в случае с «Девушкой с жемчужной сережкой», например. И с сериалом-байопиком по «Дневникам Анны Франк»: актеры и многие в продакшне шли работать не за зарплату, а чтобы «Дневники Анны Франк» появились у них в резюме. В итоге этот сериал номинировался на «Эмми».
Секрет заключается в том, чтобы предложить актерам и их агентам то, чего они хотят - сменить амплуа, заполучить «творческую, наградную» роль в фильме, в котором важна будет не касса, а признание критиков.
- Вы проводите кастинги во всех уголках мира - в Африке, Южной Америке, Азии - а живете в Восточной Европе. Насколько технологичными и удаленными стали кастинги?
- Действительно, очень много «полевой» работы переместилось в интернет. Человек, который хочет работать на международных копродакшенах или в Голливуде, имеет резюме и портфолио в YouTube, зарегистрирован во всех международных базах данных, и кастинг по Skype сейчас - обычное дело. Это не идеальная ситуация, но она создает множество возможностей для актеров - и экономит продюсерам огромные деньги.
Для сериала «Доктор Хаус», к примеру, Хью Лори прислал прослушивание из Азии, где он тогда снимал фильм, а записала его жена. Причем первые прослушивания он записывал с британским акцентом. В Лос-Анджелес актер попал только на самом последнем этапе кастинга.
- Вам приходилось работать в Украине?
- Да, я была кастинг-директором фильма «И все осветилось» десять лет назад, для этого я приезжала на запад страны.
Хотя должна заметить, что для большинства мейджоров нет большой разницы, актер какой национальности исполняет роль. Обычно меня не просят найти украинца, хорвата или словенца - запрос более общий. «Славянской внешности», «русскоговорящий» или «с югославским акцентом» - самые популярные формулировки. Для «Мстителей», например, мы проводили кастинг для сцены, в которой героиню Скарлетт Йоханссон допрашивают российские спецслужбы: у меня не было задачи найти именно россиян на эти роли - просто людей, владеющих русским языком.
- В чем заключается основная сложность работы на международных проектах для украинских актеров?
- В основном, акцент. Лично я привыкла слышать людей с акцентами, но зритель, особенно американский, ленив, поэтому режиссеры не хотят брать людей со специфическим акцентом. Более того, вам в Украине этого не понять, потому что у вас работают выдающиеся специалисты по дубляжу, но в Голливуде дублировать не умеют, и получается у них, если они вдруг за это берутся, плохо. Иностранные фильмы в США идут всегда с субтитрами.
Мой совет украинским актерам, которые хотят работать на международных проектах - перестать пытаться сымитировать американский или британский акцент, что практически невозможно, а работать над тем, чтобы речь была максимально четкой и понятной. Жюльет Бинош, например, полностью потеряла французский акцент, и на английском говорит, как британка, но это исключение, а не правило. Если вас возьмут в международный проект, то чаще всего именно как носителя акцента - главное, говорить внятно, бегло и разборчиво. Это называется не имитация, а приглушение акцента.
Хотя я немного скорректирую, акцент - вторая главная проблема. Первая - доступность. Украинские актеры редко когда работают всерьез над тем, чтобы международные агенты и кастинг-директора узнали об их существовании. Обычно этим занимаются только звезды местного кинематографа - а те хотят уже не эпизодов, а серьезной роли - больше, чем на две строчки. А ведь, несмотря на все местные заслуги, для европейского кинематографа все эти актеры - начинающие.
- Что необходимо восточноевропейскому актеру, чтобы попасть в международный проект?
- Украинцы, похоже, не сильно и пытаются выйти на европейский рынок. Надо всего-то найти европейского агента. Если же с этим проблемы, например, финансовые, то есть другие возможности. Во-первых, нужно зарегистрировать себя во всех базах данных актеров, которые только можно найти. Во-вторых, у каждого есть смартфон с видеокамерой - записать как можно больше разных вариантов прослушиваний, показать себя с самых выгодных сторон и сделать так, чтобы все эти видео было доступны. Актер должен легко гуглиться и ютубиться, чтобы кастинг-директор без проблем его нашел.
- А что вы можете посоветовать кастинг-директорам, режисерам и продюсерам?
- Почаще ходить в театр. Я не знаю, но предполагаю, что у вас в Украине та же ситуация, что и в мире - театр существует как бы параллельно кино. Есть очень много прекрасных театральных актеров, которые даже не думают о карьере на телевидении или в кино, пока с ними об этом не заговорить. Кастинг - это всегда еще и общение. Нужно поддерживать связи с огромным количеством людей, и всегда знакомиться с интересными людьми на улицах, в пабах, в музеях. Сейчас это еще проще благодаря интернету - хороший кастинг-директор есть во всех соцсетях.
Еще один секрет хорошей игры - всегда иметь на площадке специалиста, который разбирается в том, что предстоит играть актеру. Если бюджет позволяет - а обычно, это не очень затратно - то на площадке сериала о полицейских должен быть полицейский, а сериала о врачах - медик, который подскажет, если актер совершает глобальную ошибку.
Как видите, каких-то тайных приемов в моей работе действительно нет. Только один - любить кастинги и любить актеров. В кинопроцессе никто, кроме вас, любить их не будет - у режиссера, продюсера и студии совсем другие задачи. Ваша функция - вытащить из них те черты, о которых они сами не подозревают, заставить их раскрыться, дать эмоцию. Если каждому актеру дать максимум времени и усилий, то у вас получится идеальное для режиссера портфолио, и студия будет вами довольна, и канал. Вот и весь секрет.
Засим мне пришлось Нэнси отпустить - график ее пребывания в Украине был напряженным, и больше времени со мной она провести не смогла. Но посыл мне показался важным: думаю, любить свою работу - и есть главное правило, работающее не только для кастинг-директоров, но и для всех кинематографистов. И, что не менее важно - всегда быть самому себе маркетологом.
Фото Иванны Зубович