Стивен Фрирз: «Заметно, что вы новая страна, и только пытаетесь найти свою идентичность»
Если девочек на Одесском кинофестивале интересовали в основном голливудские красавцы, то кинопрофессионалы стремились пообщаться со Стивеном Фрирзом, чей послужной список включает номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и «Эмми», а также несколько статуэток Британской киноакадемии и победу в «Берлинале».
При этом за Стивеном давно закрепилась репутация киношизофреника, о которой он знает, и даже несколько этим гордится. Он снимает и для кино, и для телевидения. За 40 лет в режиссерском кресле британец не снял двух хоть чуть-чуть похожих фильмов. О том, как в одном человеке уживаются столько режиссеров одновременно, мне удалось поговорить со Стивеном лично. Но для начала я, наравне с мэтрами киноиндустрии и страстно жаждущими приобщиться к прекрасному, отправилась учиться тонкостям работы Фрирза на мастер-классе.
Ажиотаж вокруг уроков маэстро небывалый - девочки-волонтеры не успевали раздавать наушники для синхронного перевода
Яблоки в зале падать не собирались, но если бы вдруг обрели такие намерения, места бы им не нашлось
Стивен появился на сцене в поношенной футболке и вооруженный четкой, как скальпель, иронией - правда напоролся на вопросы разной степени затупленности
Что не мешало британцу блестяще отвечать,
публике - конспектировать,
а профессионалам - внимать. В числе обучающихся на мастер-классе были замечены Виктория Тигипко,
режиссер «Хайтармы» Ахтем Сейтаблаев,
певица Анна Завальская,
десант от FILM.UA в лице Полины Толмачевой,
Маргарита Сичкарь и Ольга Казберова
А послушать было что, поэтому для тех, кому не посчастливилось попасть на мастер-класс, делаю краткий брифинг.
- В этом году исполнится 40 лет, как вы занимаетесь режиссурой. Начинали вы в британском театре Royal Court, которые первыми стали развивать проекты в стиле «новая драма». Как театр повлиял на ваше развитие?
- Я в 60-х наблюдал изменения в Британии после Второй мировой войны. Люди, которые писали пьесы в то время, стали лидерами революции драматургии, а я учился у них. Театр RC был театром писателей, и это перенеслось в мою кинематографическую работу. Мое кино - это кино писателя.
- Вы говорили, что стали режиссером случайно. Почему?
- Я встретил Карела Райса и был его учеником. Он меня, по сути, и затащил в кино... Стоп, почему мне приходится снимать и одевать наушники? Где моя переводчица? Откровенно говоря, слушать мои слова в переводе на украинский в наушниках очень скучно... А возвращаясь к теме режиссуры, я его встретил, учился, вот и все.
- Чем вы вдохновляетесь?
- Я очень пассивный, просто зевака, а люди присылают мне сценарии. Если я сам начинаю их искать - это катастрофа, и фильмы в итоге не получаются, а когда мне присылают, иногда мне везет. Я не ищу вдохновения, со мной это не работает. Оно само меня находит.
- Расскажите про ваш новый проект о Лэнсе Армстронге.
- Да, это про него, он был, откровенно говоря, гопником, принимал наркотики и допинг, но при этом - чемпионом, который победил рак, и интересным человеком. Это, кстати, не байопик. Фильм будет просто о человеке, который сидит на наркотиках.
- Какие три качества наиболее важны для режиссера?
- Помогает носить с собой оружие. Ну а серьезно, поделюсь с вами мудростью, которую мне когда-то внушили. Не обязательно уметь писать, но обязательно уметь читать. Режиссер - это читатель. Еще нужно заботиться о команде в 100 человек, так что: мудрость, терпение, доброта. Вы должны заботиться о людях.
- Есть ли актер, с которым вы хотите поработать?
- Я не мыслю такими категориями. Вы находите тему, а потом находите актеров, которые ей соответствуют. Вы не находите актера и подстраиваете под него тему. Вы пытаетесь открыть мир, о котором снимаете - как Жак-Ив Кусто, а актеры работают проводниками в этом фильме. Впрочем, я не знаю, как снимают другие - только то, что делаю я.
- Какое у вас отношение к украинскому кино?
- Я хочу посмотреть «Племя», но еще не видел. Других фильмов не знаю. Зато знаю, кто такой Андрей Шевченко.
- Как вы работаете со сценарием? Вносите в него правки или оставляете, как есть?
- Ни то, ни другое не делаю. Я начинаю работать со сценаристом, выясняю, что хочет сказать автор и предлагаю ему свои идеи. Но сценарист должен сам вносить правки, это его работа.
- Сложно ли снимать фильмы про геев?
- Нет, достаточно позвонить Дэниэлу Дэй-Льюису.
- Насколько можно вдаваться в личный опыт, когда снимаешь фильм? Нужно ли черпать из глубоко личных переживаний? Или стоит отстраниться от своего опыта, когда работаешь над картиной?
- У меня мозг раскалывается пополам от вашего вопроса. Фильм, который я снимаю, естественно, мне интересен, но при этом я должен сохранять какую-то дистанцию между собой и историей. При этом у меня есть ученица, которая снимает короткометражку. Это травма, которая произошла с ней лично, но она пытается смотреть на событие объективно. Это проблема для всех режиссеров. И для писателей, наверное, тоже. Мы никогда точно не знаем, что делаем, и почему интересуемся именно этими вещами. Нужно соблюдать баланс, то есть быть близко к теме фильма, но не погрязнуть в ней. Это тяжелая работа, тут нет простого рецепта.
- Работали ли вы с украинцами? Как можно попасть в базу вашего кастинг-директора?
- Моя кастинг-директор прекрасная, мудрая женщина, которая любит повторять, что я идиот, и я к ней прислушиваюсь. С украинцами - нет, никогда не работал. А вы что, хотите номер моего кастинг-директора?
Шустрая девочка
- Расскажите о своей работе с Дэниелом Дэй-Льюисом. Как вы его нашли?
- Ну, у меня был его номер телефона. Я не делаю дорогие фильмы и не могу себе позволить известных актеров. У нас было 4 актера на роль, и девочки сказали «Выбирай Дэна, он самый симпатичный». Он выглядел, кстати, немного как Марлен Дитрих. Но никто не знал, что он будет таким известным, он был просто Дэном.
- Вопрос о Филомене. Она ведь лично участвовала в съемках. Как это - работать над фильмом о реальном человеке, который рядом с вами?
- Она была не такая страшная, как королева, если честно. Она молчала 50 лет, теперь ее не заткнуть. История Филомены вдохновляющая, ну и к тому же, ее играла Джуди Денч, всем бы так везло.
- Есть много подходов к структуре фильма и истории, об этом говорит Роберт Макки. Какой близок вам, верите ли вы в такой подход?
- Я не читаю такие книги и считаю абсурдным упрощать фильмы до примитивной формулы. Каждый фильм имеет свои правила, свою структуру. Они неприменимы к другим фильмам. Поэтому работа режиссера - не искать простой выход, а искать, какая на самом деле структура у твоего конкретного фильма.
- Сегодня, когда спецэффекты позволяют сделать фильм интересным и популярным, достаточно ли одной драматургии для успеха?
- Понятия не имею. Нужно, наверное, просто рассказывать хорошую историю. Я пожилой человек, я не смотрю фильмы со спецэффектами?
- Нехватка денег на фильм делает режиссера мудрее,или убивает художника?
- Нехватка денег - это не большая проблема, а стимул для воображения. Булгаков писал книги, которые проходили цензуру, благодаря воображению и изобретательности.
- Что для вас хорошая история?
- А в какую женщину вы хотели бы влюбиться? Это невозможный вопрос.
- Мы на мастер-классе Роберта МакКи узнали многое о структуре сценария. Если кто-то пришлет свой сценарий вам...
- Специально для вас - мой имейл: not_Robert_McKee.
- Как вы выбираете актера?
- Я сижу в комнате, заходит актер, и у меня часть сценария обретает смысл. Так было с Мишель Пфайфер в «Опасных связях» - мне нужен был кто-то, в кого может влюбиться Джон Малкович.
- Какие книги вы любите?
- Я люблю Льва Толстого. Надеюсь, это не зазорно, и меня не побьют за это в темном переулке.
- Почему вы режиссер? Для чего вы снимаете фильмы?
- Просто я больше ничего не умею, разве что такси водить.
- Как вы относитесь к иммигрантам, которые более успешны в Великобритании, чем ваши соотечественники?
- О, к нам на мастер-класс забрался шпион из МИ-6! Если кто-то преуспел, это всегда достойно поощрения. Чего я не люблю, так это людей, которые скупают кучу квартир и потом там не живут. В Лондоне куча недвижимости, в которой не живут российские и китайские собственники, и это ужасно. Из-за них цены на квартиры в хороших районах невозможны.
- Назовите ваших кумиров.
- Мне нравится Месси. Мне нравится Неймар.
- Собирая съемочную команду, вы ищете людей со специальным кинообразованием?
- Вообще-то нет, но может, надо? Обычно мне кто-то говорит - вот это хороший оператор, или это хороший монтажер. Ты знакомишься с кем-то, общаешься, и сразу понимаешь, можешь ли провести с ним много времени.
- Как вы добываете деньги на фильмы?
- Иду в банк, достаю оружие и граблю. А как вы думаете, откуда берутся деньги?
- А когда снимаете фильм, думаете ли о прибыли? И как работает госфинансирование у вас в стране?
- «Филомена» и «Королева» собрали кассу. Я живу в капиталистическом мире, и мне нужно отбивать инвестиции в мой проект. «Филомена» была снята в основном за счет французов из Pathe. Правительство Британии дало налоговый кредит, потом еще были деньги BFI, BBC. Но все это капиталисты, они хотят заработать. Государство дает деньги, чтобы создать рабочие места. Французы, кстати, также оплачивают мой следующий фильм - когда ты зарабатываешь для компаний деньги, ты им нравишься, и они дают тебе деньги снова.
Спустя всего несколько часов мне повезло на несколько минут получить «доступ к телу» человека, которого 5-й ОМКФ наградил «за заслуги в кинематографе». Но говорили мы не столько о кино, сколько о человеческой парадоксальности и интересе к геополитике.
- Ваш последний фильм «Филомена» получил сразу две любопытные награды - лучший католический фильм и лучший атеистический. Вы его намеренно делали двузначным, или люди просто видят то, что хотят видеть?
- Это потому, что у меня сбалансированный ум (улыбается)! Я смеялся несколько недель подряд, когда это произошло. Но если разобраться, фильм действительно принимает сразу две стороны. Лично я - скептик, как и журналист.
- На мастер-классе вы отметили, что недостаточно богаты, чтобы работать с суперзвездами. Но в фильме о Лэнсе Армстронге снимается Дастин Хоффман, Филомену играла Джуди Дэнч, королеву Елизавету - Хелен Миррен. Они согласны работать с вами за меньший гонорар?
- Они в моих фильмах только потому, что они очень добрые люди. А с Джуди я работал часто и много, и должен о ней всегда заботиться. Она - великолепная женщина и актриса.
- То есть, все-таки согласны? Вы много снимаете кино, но вы много работаете и для телевидения.
- Для меня это не имеет никакого значения. Важна не форма, а содержание истории. Если мне предложат снять историю для чайника, но история будет хороша, я соглашусь.
- А чем отличается процесс работы над телефильмом и полным метром для вас?
- Как и у всех, у меня на телевидении меньше бюджеты. И это расстраивает, но и делает меня счастливым. Меньше денег значит, что тебе приходится быть изобретательным и выдумывать всякие штуки, а это всегда интересно и продуктивно для хорошего результата. Но меньше денег значит также, что ты нищенствуешь, а это иногда утомляет. Так или иначе, ты не можешь иметь все, о чем мечтаешь.
- В последнее время критики заметили новый тренд в ваших фильмах. Вы начали снимать реальные события, а не выдуманные истории.
- Да. Я не идиот, я сам заметил, что это произошло, но могу только констатировать факт. Я понятия не имею, почему... Извините, что не могу дать вам ответ, но я сам над ним еще думаю.
- Фильмы, основанные на реальных событиях, - все равно не реальность, это тоже придуманная история.
- А линию между реальностью и выдумкой я провожу по своему капризу, да. Я полностью с вами согласен. Я как режиссер решаю - вот это правда, в это я верю, а вот это - нет. И это всегда касается реальных людей, с некоторыми из которых я согласен, других уважаю, а с третьими у меня долгая история неподдержки. Что поделаешь. Моральная демаркация в таких фильмах - уважать своих героев, даже если ты с ними не согласен. С королевой мы просто решили, что она не слишком занималась самокопанием.
- Но это же не совсем добрая оценка?
- В том, что касается британской аристократки - это совершенно справедливо. Королева любит скачки, а не лежать на кушетке у психоаналитика и разбираться в своих мотивах.
- Поскольку я с Ее Величеством не знакома, судить не могу.
- Я тоже не знаком.
- Кстати о королеве. Ваши излюбленные персонажи - все на одном или на другом краю общественного спектра. В ваших фильмах фигурируют либо маргиналы, либо аристократы.
- А сам я - средний класс.
- Но вы не рассказываете историй о среднем классе?
- Не встретил пока интересной истории о таких, как я. Полагаю, что эти люди мне просто более интересны. Но в реальной жизни я знаком только с людьм из серединки.
- А что по поводу Одесского кинофестиваля. Много успели посмотреть?
- Один фильм, и тот британский.
- Остальные вам были не интересны?
- Если бы! На самом деле я приехал сюда и постоянно занят работой, так что времени посмотреть что-то не было физически. Очень надеюсь, что удастся наверстать.
- Заметна ли по ОМКФ его национальная идентичность?
- Заметно, что вы новая страна, и только пытаетесь найти свою идентичность. Эта ваша молодость меняет правила во всех аспектах. То, что Украина и политически, и культурно только ищет себя, делает ее уникальной - сравнивать вас, правда, не с кем. Все, что происходит здесь с 1991 года - очень интересно. Очевидно, что Украина пытается разобраться с тем, какие ценности близки ее народу, и этот процесс почему-то идет не так, как в остальных постсоветстких странах.
- Выходит, вы следите за происходящим в нашей стране в последнее время?
- Не в подробностях. По крайней мере не так, как, думаю, следите вы, поэтому, чтобы не облажаться с анализом, не буду выносить суждений. В Британии, вы понимаете, мы не очень любим Путина. После 50 лет холодной войны мы все запрограммированы думать, что российские диктаторы - это враги. При этом Украина - страна, которая борется за свою независимости и право на самоопределение, это всегда вызывает немедленную симпатию у людей. Но детали происходящего гораздо сложнее и запутаннее, я, как режиссер, это понимаю. Вот что мне совсем непонятно - это что происходит между Киевом и Евросоюзом. Там черт ногу сломит!
- В последнее время я все чаще слышу отзывы из Европы, что «истории из Украины им надоели».
- Если вы это слышали от моих соотечественников, я заочно прошу за них прощения. Лично мне эта история интересна, но мои соотечественники редко интересуются тем, что происходит за проливом. Мы - островная страна, и поэтому от всего изолированны и дистанцируемся. К тому же я понимаю, что людям в Британии надоела мышиная возня российских и украинских - да и европейских - политиков. К людям же, вовлеченным в этот конфликт с любой стороны, мы испытываем только сочувствие и желаем им только мира.
На этой высокой ноте мне пришлось со Стивеном попрощаться. Но пожелание мэтра, надеюсь, будет услышано, и мир окажется не выдумкой, а вполне достижимой реальностью.
Фото Иванны Зубович