Виктор Приходько: «Интриги, обливание грязью, продажа ворованных телеканалов – тут Княжицкий специалист. Причем тут кино?»
Как государственные подачки убивают кино и почему Минкульт вместе с Госкино давно следует разогнать? Почему губительны любые запреты и чем опасен запрет российских сериалов? Как избавиться от примкнувших к политикам аферистов и начать снимать интересное зрителю кино? Чем Питер Джексон круче Эмира Кустурицы?.. Ответы на эти и многие другие вопросы – в интереснейшем интервью гендиректора телекомпании PRO TV Виктора Приходько изданию «РИА Новости Украина»:
- Как вы оцениваете современные кинопроцессы в Украине? Прокатное кино, телесериалы…
- У прокатного кино и сериалов судьба кардинально разная. Кинопроцесса как такового нет. Есть имитация и воровство. Есть какие-то жалкие подачки государственные, в очередь за которыми выстраиваются в основном бездарные люди, которые не могут найти себе другую работу по специальности. В основном, потому что есть еще откровенные аферисты и неизвестно откуда взявшиеся компании, которые неожиданно легко получают дармовые деньги, зная, что ни за что отвечать не придется. А в телевидении все иначе – это вполне рыночный, самодостаточный бизнес. Сейчас у телевизионного кино не самые лучшие времена из-за кризиса, но в отличие от прокатного кино, никто не требует от государства денег. ТВ и производители сериалов требуют от государства только одного – не вмешивайтесь, и не вредите!
- Давно ли вы были в кинотеатре и что смотрели?
- Я в кино регулярно хожу, но в кинотеатрах показывают только откровенно коммерческое кино. Кинотеатры теперь стали бастионами поп-культуры и попкорна. Намного больше смотрю в интернете и на дисках.
- Отечественное смотрите? Вы видели фильм Санина «Поводырь» и Слабошпицкого «Племя»?
- Честно говоря, не смотрел и не планирую. Видел трейлеры и отрывки – неинтересно. Два циничных персонажа сделали два разных, но одинаково циничных фильма. Оба рассчитаны исключительно на призы и фестивали, а не для того, чтобы их смотрели люди. Есть такой афоризм, что брак по расчету может быть счастливым, если расчет правильный. У Слабошпицкого получилось рассчитать правильно, и это был абсолютно циничный расчет на фестивальные призы. Никто его смотреть не будет, и вы не будете. Режиссеру не нужны были зрители, ему надо было ездить по фестивалям, получать призы, и получать деньги на следующий фильм. Я еще подумал – на какую тему будет его следующий фильм – Голодомор, Чернобыль или Бабий Яр? И конечно – про Чернобыль! Уже вижу очереди в кинотеатрах...
Я вообще не люблю «фестивальное кино». Это такая узкая тусовка из пятнадцати закомплексованных человек, которые ездят по фестивалям, друг другу показывают свое никому не нужное кино, и друг другу вручают призы. Они живут своей жизнью, и она не пересекается с жизнью остальных, «нормальных» людей. А когда говорят, что победы на фестивалях «прославляют страну», доказывают что мы «великая кинодержава» – это вранье. Какую страну прославил Кустурица? Сербию, Хорватию или Черногорию? Кто сразу вспомнит? А знаете, что он боится ехать на родину, потому что «благодарные» соотечественники обещали ему вставить вилы в разные места, за то, как он их показал? Но Кустурица хоть забавный, как минимум не противный! Или у кого-то есть ощущение, что Дания великая кинодержава? А ведь фон Триер получил кучу призов! И что? Все печеньки получает лично Триер, а не Дания! А вот Питер Джексон … Кто знал, что есть Новая Зеландия на глобусе до того, как там появился Питер Джексон и начал снимать своих «Хоббитов»? Никто же не знал, думал, что это какой-то заповедник для кенгуру неизвестно где. Это оказалась прекрасная страна, прекрасные пейзажи, прекрасные люди, чертова туча профессионалов – вдруг, откуда не возьмись. Один человек сделал из страны кинематографическую державу.
Я не поклонник «Хоббитов», но Питер Джексон романтик, и любит кино. А вся эта циничная группа самодеятельности им. министерства культуры любит себя, деньги и фестивали.
- Сейчас в прокат не попадают многие российские киноленты. Нам говорят, что там пропаганда. Правда ли это?
- А как вы можете об этом судить, если вы его не видели? Наверное, пропаганда. Им выделяют деньги целенаправленно под это. Пропаганда мне отвратительна по своей сути, но я не могу не признать, что она сделана профессионально. Точно также как в тридцатые годы, когда были репрессии, миллионы человек в лагерях, -с экрана пели: «Я такой другой страны не знаю, где так вольно дышит человек». И все верили, всем нравилось. И, к сожалению, мы ничего не можем противопоставить. Вместо того чтобы снимать острые и современные картины, мы продолжаем ныть – пожалейте нас, у нас был Чернобыль и голодомор! Дайте медальку на фестивале… Спекулировать на трагедиях – такое же преступление, как воровать деньги, собранные волонтерами на АТО. У нас по-прежнему раздают деньги просто так. Лишь бы подтвердить «необходимость» существования министерства культуры. Потом министерство бравурно отчитывается – в этом году «прорыв»! В прокате было 20 «министерских» фильмов! А вы пойдите, посмотрите эти «фильмы»… а потом пойдите и сожгите министерство! К чему я давно призываю. Заодно надо бы распустить все союзы – кинематографистов, писателей и пр. И министерство и союзы – остатки сталинской системы, созданные чтобы контролировать «творческую интеллигенцию». Они – одни из главных тормозов развития кино. Пока они есть – кина не будет!
Единственное, что вызывает надежду – люди, которые снимали на Майдане непрофессиональные документальные фильмы, часто искренние и эмоциональные. И без министерства, союза, и без денег! Есть очень симпатичные люди, которые сами снимают короткометражки, выкладывают в интернет. Мы их ищем, знакомимся, предлагаем работу.
- А стоит ли вообще запрещать фильмы к просмотру, да еще при нынешнем развитии коммуникационных технологий, когда любое запрещенное кино можно скачать в интернете?
- Я категорически против любых запретов вообще. Давайте тогда запрещать и карикатуры, неважно, на пророка Мухаммеда или на Порошенко, или Путина. Я уверен, что надо все делать наоборот – не запрещать, а поощрять. Например, нельзя запрещать, условно говоря, использование русского языка, надо поощрять развитие украинского. От того, что вы просто запретите русский, украинский не выиграет.
- Сейчас в Раде в первом чтении принят законопроект Николая Княжицкого о запрете…
- Всего, что шевелится.
- …о запрете публичного использования любой аудиовизуальной продукции, которая вредит национальной безопасности Украины, в частности прославляет вооруженные формирования государства-оккупанта. Лично вам о чем говорят эти запреты? О засилье политики в киноведомстве или некомпетентности чиновников?
- Дело даже не в некомпетентности и коррумпированности. Дело в попытках руководить и направлять кино совершенно советскими методами. Кто эти люди, которые считают, что вправе руководить кино, телевидением, всей культурой? Они откуда взялись?
Вот появился пан Кириленко: я не знаю, чем он занимался в прошлой жизни, и сразу взялся за кино! И как этот славный парень, который, скорее всего, никогда не был на съемочной площадке, как он может сейчас взять и начать все «спасать», «реформировать» и «регулировать»? А он же считает это своим долгом" В минкульте появился какой-то «Пилип з конопель». Какими такими сакральными знаниями и заслугами он обладает, чтоб возродить то, чего нет? Всплыл вдруг Княжицкий. Он какое отношение имеет к кино? Интриги, аферы, обливание грязью, продажа ворованных телеканалов – тут он специалист. Причем тут кино? И вот эта сталинского образца тройка взялась «спасать» кино!!! Сама схема построения государства, которое должно все регулировать – тоталитарная, советская. И это в головах. Кириленко не такой старый человек, но пока его поколение не вымрет, вместе с этими мыслями о том, что надо все регулировать, к сожалению, будет плохо. Нам нужен наш Моисей, который это поколение политиков и примкнувших к ним аферистов отведет в пустыню и там бросит.
- Если в Украине запретят показ российских сериалов, в состоянии ли Украина за короткий срок поставить на поток производство собственных продуктов?
- Она уже производит. В Украине производится огромное количество сериалов. В лучшее время украинские компании производили до 20% российского рынка сериалов. У нас есть, как минимум, три компании – PRO TV, Star Media и FILM.UA, которые производят по несколько сотен часов сериалов в год каждая. И никаких проблем в том, чтобы сделать вместо 300-400 часов в год 600-800. Проблема в том, что общество, которое закрыто от конкуренции, сразу же загнивает, качество мгновенно падает. Как только вы запретите русские книги, тут же сразу «великими писателями» объявят местных графоманов. И это уже происходит! Попробуйте почитать победителей «Коронации слова» или как там она называется… Очень замечательный в этом смысле пример – самые успешные в кинематографическом и телевизионном смысле США. У них никогда не было ни одной государственной киностудии, у них никогда не было ни одной государственной газеты, радио или телекомпании, у них это запрещено законом. И все хорошо, никто не вмешивается, никто никуда не лезет и все просто замечательно. Это, вспоминая министерство культуры и «сталинскую тройку» Кириленко-Ильенко и примкнувшего к ним Княжицкого.
Теперь о запретах. В США организация, которая присваивает рейтинги (с какого возраста можно ходить в кино детям) – общественная организация, и у нее государственных методов влияния не существует. Просто там собрались бабушки, дедушки, которым нечего делать, и они, чтобы защитить своих детей и внуков, говорят: если вы будете пускать наших детей на плохие фильмы, мы будем блокировать, бойкотировать, ходить с плакатами вокруг кинотеатров и громко кричать. Они не могут ни запретить прокат фильма, ни снять его с эфира, ничего они не могут сделать. Это общественная организация, просто кинотеатры, учитывая «возможности и пожелания трудящихся», идут им навстречу. Но запрещать в Америке кино – это невозможно. Фильм «Интервью» авторы сняли добровольно, их не заставляли. И уже то, что они даже добровольно занялись самоцензурой, вызвало огромный скандал. И это нормально. Запрет сериалов в Украине – как и любой другой запрет и политическое давление – тоже не правильно. Государство, в лице Нацсовета или кого там, принимает решение, которое наносит финансовый вред телеканалам. Телевизионные каналы эти фильмы купили, а теперь им не разрешают их показывать. Если вы – Нацсовет, государство, депутаты — приняли решение, вы должны за него отвечать, а не каналы. О’кей, вы считаете, что так правильно, значит, правильно было бы компенсировать телеканалам их потери! Надо договариваться! Если вы договоритесь с каналами, если это будет мирная договоренность, тогда – может быть. Запрещать – запрещено! К сожалению, стало очевидно, как много осталось в стране советского. Повсеместно применяются советские методы – запреты, запугивания, предупреждения…
Вторую часть интервью издание пообещало опубликовать в ближайшее время. Ждем с нетерпением…
По материалам rian.com.ua