«Если кто-то придумает об этом шоу, то почему не я?» Победитель SMALL WORLD. BIG IDEAS об успешных форматах
Каждый телевизионщик желает знать, где сидит формат. Не простой, естественно, а дешевый и при этом сверхрейтинговый. И такой, чтобы на десятилетия полюбился зрителям, из сезона в сезон не теряя новизны и интереса. Как показали результаты конкурса телевизионных форматов SMALL WORLD. BIG IDEAS, организованного компанией Media Resources Management совместно с международным дистрибьютором Small World IFT, который состоялся в рамках конференции FORMAT SHOW Spring Edition, лучше всего ответ на этот вопрос знают в Израиле. Как вы помните, первый приз получил проект Come to Bed, идею которого придумала и разработала Литал Шемеш.
Я решила познакомиться с Литал поближе, чтобы выяснить, как ей удалось обойти других претендентов. Оказалось, что секрет ее успеха прост - делюсь информацией.
- В Израиле форматы давно стали серьезным бизнесом. Как вы попали в него?
- Я на самом деле полный новичок в индустрии форматов: работала журналистом, телекорреспондентом, продюсером новостей, ведущей новостных и информационно-аналитических программ. В целом занималась не совсем развлекательным телевидением.
Литал регулярно освещала, в том числе, военные действия в секторе Газа
И вела репортажи с места событий
Пока не осела в студии
- То есть создавать форматы для вас - это хобби?
- Да. Основным моим делом остается ведение новостей и своего шоу на «20 канале». Год назад я познакомилась с компанией продюсеров из индустрии форматов - ребята, которые работают в Armoza и Keshet. Мы начали дружить, и их рассказы о том, чем они занимаются и как создают форматы, очень меня вдохновили. Мне захотелось попробовать свои силы в этом направлении.
- И как начинающему попасть в индустрию форматов?
- Участвовать в конкурсах! Таких, как вот SMALL WORLD. BIG IDEAS. У нас есть несколько локальных конкурсов в Израиле, я попала в финал конкурса Dori Media. Нет ничего полезнее для автора формата, чем участие в конкурсе: опытное жюри не только раскритикует вас в пух и прах, но и объяснит, в чем именно ошибки и как их исправить. После того, как я вышла в финал конкурса Dori Media, я поняла, что уже что-то понимаю, что мои идеи могут участвовать в соревнованиях на международном уровне.
- Насколько мне известно, вас уже заметили международные дистрибуторы.
- Да, после того, как они увидели одну мою идею - не шоу Come to bed, это другой формат - со мной подписали контракт дистрибуторы из Global Agency в Турции. Но поездка на Format Show Spring Edition - это мой первый конкурс зарубежом. Я так волновалась, у меня даже коленки тряслись...
- Со стороны было вообще незаметно.
- Наверное, сработал опыт прямых эфиров.
- Ваш формат Come to Bed, победитель конкурса, вообще никак не связан с вашей работой - новостями. Как появилась идея, как вы из нее оформили шоу?
- Идея на самом деле именно из личного опыта. Мои отношения с парнем. У нас, как и у всех пар, есть свои проблемы, свои моменты притирки. И в один момент меня осенило - ночью, как раз перед тем, как мы ложимся спать, мы эмоционально и интеллектуально более всего открыты друг перед другом. Самые откровенные разговоры, решение самых острых проблем происходят, когда мы разговариваем перед сном. И это правда для многих людей: все раздражение, которое накопилось за день от работы, от партнера, от быта, выплескивается вечером друг на друга - но при этом именно в такие моменты все проблемы находят свое решение.
- То есть все самое важное происходит в постели.
- Ну, например, этот формат я придумала в постели. Ложилась спать и подумала: «Кто-то должен снять об этом шоу. Это ведь такое интересное время дня, и при этом никто об этом еще ничего не показывал». Подумала и тут же решила, если кто-то придумает об этом шоу, то почему не я?
- Как в Израиле отнеслись к этому формату? Вы показывали его местным форматчикам и дистрибуторам?
- Этот формат предназначался для участия в международных конкурсах. Все очень рады, что израильский представитель участвует в конкурсе в Украине. Об этом писали газеты, сайты. «Израиль - финалист международного конкурса форматов», - это же крутой заголовок! Все очень гордились даже просто моим участием, а когда я сообщу всем, что победила, думаю, резонанс будет еще больше.
- И эта победа - звездочка на флюзеляж для начинающего форматчика.
- Да, теперь меня будут воспринимать серьезно. Но после этой победы начнется сумасшедший дом - нам нужно срочно снять новый трейлер для шоу, дистрибутор собирается продавать его на всех рынках. Надеюсь, в Израиле тоже. Мы будем готовиться к участию в MIPCOM осенью - лично я еще не была на этой конференции, но для форматчика это обязательно.
- А как вам остальные проекты на SMALL WORLD. BIG IDEAS?
- Каждая идея сама по себе была достаточно интересна. Лично мне больше всего понравилась самая первая идея, о стартапах и инновациях - это очень важная и очень популярная тема, сейчас она у всех на слуху. Другое дело что сам формат, насколько я поняла, недоработан - его нужно хорошо структуризировать, автору нужно понять его уникальный сюжетный механизм. К тому же то, о чем она рассказывала, было бы интереснее в виде документального сериала а не развлекательного формата. Я надеюсь, что формат доработают и он еще будет участвовать в других конкурсах!
- Осенью вы поедете на MIPCOM как фоматчик. То есть Литал Шемеш скоро попрощается с карьерой в новостях и займется созданием развлекательных форматов?
- Я очень хочу лично поучаствовать в разработке и продюсировании этого шоу, в реализации других своих идей. Меня восхищает сам процесс. Но пока что я не готова проститься с информационными программами. Собственно, именно поэтому я приехала в Украину всего на три дня, ради чего мне пришлось брать отпуск. Студия и эфиры пока никуда не деваются.
- Выходит, вы не успели посмотреть Киев?
- Я видела достаточно много в свой первый визит: три года назад подруга вытащила меня на Украинскую неделю моды. UFW, кстати, была замечательная! Мне очень понравилось. Плюс, поехала в Умань, и планирую туда еще одну поездку. Не знаю, в курсе ли украинцы, но для нас Умань является важным местом паломничества и туризма. Даже если ты не религиозный, но живешь в Израиле, рано или поздно ты задумаешься над поездкой в Умань: там похоронен один из величайших раввинов - Ребе Нахман. Лично я читала все его книги.
- Вы упомянули другие идеи - давайте остановимся на них подробнее. Какие форматы вы разрабатываете?
- У меня есть несколько идей, и я как раз готовлю предложения нескольким продюсерским компаниям в разных странах по поводу этих форматов. Это сложный процесс: каждый проект нужно кастомизировать под компанию, которой ты его предлагаешь. А у меня даже нет особого портфолио - я занимаюсь этим меньше года. Но я работаю над идеями постоянно - каждый день в свободное от работы время.
Конкретнее могу рассказать только об одной своей идее, я подписала соглашение с Global Agency, передавая им права на свое оригинальное кулинарное шоу. Это, можно сказать, первый формат, который я показала за границей, но ни в каком конкурсе при этом не участвовала. Я отправила заявку GA, им очень понравилась моя идея и со мной сразу подписали контракт. Теперь мы снимаем трейлер, и проект пойдет в предпродакшен.
- То есть останавливаться на паре-тройке форматов вы не собираетесь?
- Это огромный рынок! Что бы ни говорили, жизненный цикл шоу не так долог, телевидению все время нужны новые идеи, новые шоу, новые ходы. Нужно только уметь бежать впереди паровоза и предвосхищать тренды до того, как они стали известны всем.
У меня как у форматчика уже есть своя «фишка» - придать простой идее дополнительную ценность, найти инсайт в жизнь обычного человека. Например, Come to Bed отлично демонстрирует что, несмотря на яркие посты в соцсетях, отношения ни у кого не идеальны. Все спорят, препираются, выясняют отношения. Но большинству все же удается в итоге найти общий язык. Это такой мостик в реальность по сравнению с красивыми картинками целующихся парочек в Instagram.
- По мнению жюри, ваш проект выгодно отличался от конкурентов на Small World Big Ideas качеством презентации. Как вы готовились к питчингу?
- Во первых, нельзя останавливаться на базовой презентации. Я еще не встречала формата, который не был бы эмоциональной историей - все они по сути вариации на тему человеческих эмоций. Поэтому лично я добавила в видео и презентацию максимум живости и эмоциональности, чтобы показать, какие чувства будут переживать участники проекта и зритель.
- В питче фигурировали пять пар. Как вы их нашли, был ли специальный кастинг?
- Я просто оглянулась по сторонам, присмотрелась к тем, кто меня окружает, и нашла пять самых распространенных «типов». В питче фигурировали одинокие люди, пары, супруги с детьми, пожилые пары, дети которых уже выросли - герои, у которых есть своя история, с которой может идентифицировать себя зритель.
- Что делает формат Come to Bed международным? Почему именно его отправили на международный конкурс?
- Я думаю... надеюсь, что межличностные отношения и откровенность интересны телезрителям во всем мире. Мне кажется, я нашла тот специфический интимный момент перед сном, который переживает любой человек на планете.
- Итак, ваш первый формат - factual reality, второй - кулинарное шоу. Вообще разные миры. У вас в каждом жанре есть по идее?
- Идеи приходят ко мне не в связи с жанрами, а из того, чем я увлекаюсь в жизни.
- Так что, следующим проектом будет дейтинг-реалити?
- Возможно (смеется).
- Как проводите исследования для написания формата?
- Это комбинация многих источников информации. Но самый важный, естественно, - мое окружение. Например, нельзя думать, как бы «прикрутить» второй экран и соцсети к формату. Для меня вовлечение соцсетей в кулинарное шоу и задействование второго экрана были естественными - я люблю готовить, люблю ходить в рестораны, обожаю фотографировать еду и выкладывать фото в Instagram. Это часть моей повседневной жизни, и часть жизни миллионов пользователей соцсетей. Использование фото еды в Инстаграм в кулинароном шоу - естественно. Все идеи, которые я использовала, - из моей жизни.
- Я согласна, но имела в виду другое. Многие форматы очень похожи друг на друга, и прежде, чем писать библию, надо понимать, не посчитают ли твою идею вторичной.
- Да, это правда! Перед презентацией формата Come to Bed я проверяла, что в мире еще такого нет, и нужно поступать подобным образом с каждой идеей. Другое дело, что мне в этом очень помогли мои друзья из Keshet и Armoza. Они разбираются в этом лучше, и у них есть доступы к базам данных. Но проверять нужно всегда.
- Израиль продюсирует много уникальных и специфических форматов, при этом страна очень маленькая. Как работает ваш рынок, чтобы поддерживать масштабы производства?
- Отличный вопрос! (смеется) Нет, на самом деле я понимаю, в чем особенность Израиля. Это действительно очень маленькая страна - всего 8 млн населения. При этом Израиль - четвертый в мире по дистрибуции форматов в мире, после США, Британии и Голландии.
Во-первых, в Израиле существует культура инноваций. Это заметно не только по телевизионной или киноиндустрии, но и по уровню развития медицины, сельского хозяйства, других отраслей. Причем причина этому - именно то, что мы очень маленькая страна, с очень ограниченными ресурсами. У нас нет нефти, у нас даже воды почти нет - приходится поддерживать экономику инновациями, новыми подходами и технологиями. Знаете ли вы, например, что Израиль - ведущая страна в мире по количеству стартапов на душу населения? У нас почти каждый житель - стартапер, все разрабатывают приложения, пишут коды для высокотехнологичного производства, изобретают новые методы работы.
Во-вторых, у нас очень популярно телевидение. Я боюсь ошибиться с точной цифрой, но следняя продолжительность смотрения телевидения в Израиле - несколько часов. У нас очень популярны международные реалити, как «Голос», «Большой брат», «Восходящая звезда». При этом у нас очень высокое проникновение социальных сетей - в Израиле почти все на Facebook и в Instagram, причем очень активно.
- Так это от вас пошла мода объединять соцмедиа и телеформаты! А лично вы думаете об интеграции с соцсетями когда пишете формат?
- Я уже говорила про свое кулинарное шоу, что там это - естественная часть проекта. Но и во всех остальных шоу нужно, чтобы соцсети были задействованы - это я вам говорю и как форматчик, и как новостийщик. Зрители хотят взаимодействовать, чувствовать себя частью процесса, они хотят общения с тем, что видят на экране телевизора, и мгновенной ответной реакции. Но внедрять это нужно грамотно, понимая, зачем людям взаимодействие именно с этим контентом, и в какой форме они хотят его получить.
Многое из того, что я увидела на SMALL WORLD. BIG IDEAS, я хочу рассказать своим коллегам в Израиле. А еще - показать всем мой приз. Это же гениально! Такую штуку в офис захотят себе все мои знакомые.
Вот, собственно, сам приз, если вы раньше его не рассмотрели. Признаться, и я хочу такую лампу, поэтому сажусь писать формат - как раз к следующему конкурсу успею. И вам того же советую.
Фото - Кирилл Авраменко, facebook.com