6-килограммовые платья, километры тканей и наряды для «ночных бабочек». Что и почем носят герои сериала «Крепостная»
В жанре исторической костюмированной драмы слово «историческая» отнюдь не ключевое, ведь встречает зритель по одежке. Именно эта нехитрая истина стала отправным пунктом в работе компаний StarLightFilms и FILM.UA над сериальным проектом «Крепостная» по заказу телеканала СТБ.
В том, что в общем все здесь выглядит богато, я уже успела убедиться и рассказать вам, но уж очень хотелось узнать, насколько дорого. С этим вопросом я отправилась к художникам по костюмам «Крепостной». Их у проекта три: Дмитрий Курята, который на этапе запуска проекта разрабатывал образы и отшивал наряды, Антонина Белинская, которой он со временем передал обязанности, и Дарья Поштенко, принявшая от них эстафету. Готовы окунуться в удивительный мир производства исторических костюмов? Тогда поехали!
– Дмитрий, насколько я знаю, подготовкой костюмов для сериала еще на этапе его разработки занимались вы. Что именно на тот момент входило в ваши обязанности?
Дмитрий Курята: На мне было изучение конкретной эпохи и разработка образов. Тем не менее, у нас не было задачи создать полную реконструкцию эпохи, мы могли отходить от нее. Меня, например, очень просили сделать меньше кринолин, потому что период, который описывается в сериале, припадает как раз на пик его размеров. Просьба сделать его чуть меньше была связана с тем, что героям нужно максимально комфортно передвигаться в интерьерах. Я постарался сделать баланс между правдой и сериалом.
У каждого персонажа – своя история, свой колорит, свои формы, потому под каждого делалось по-разному. На протяжении всего сериала с жизнью героев менялся и этот колорит. Если говорить об одной из главных героинь, то она из воздушной, нежной девочки превратилась в серьезную женщину, скопировала образ своей свекрови. Это отразилось на ее гардеробе.
Дмитрий Курята успел не только подготовить костюмы для сериала, но и поработать с ними непосредственно на съемках
– А как именно вы изучали колорит 19 века и историю костюма?
Д.К.: До этого я изучал историю костюма в институте, поэтому базовые знания у меня были. Просто тщательнее изучил именно этот период. Очень хорошо помогает ориентироваться в истории костюма конкретной эпохи Музей Виктории и Альберта в Лондоне. И по украинским музеям тоже изучали, но в основном народные костюмы. Их можно увидеть в музее Лавры и музее Гончара. Особенно тяжело было найти примеры народных костюмов Черниговской губернии, их почти нельзя сейчас достать. Так что искали подобные вещи в других регионах, которые были хотя бы визуально похожи. Но это допустимо, так как, напомню, мы делали не реконструкцию, а художественное произведение о той эпохе.
– Какую часть костюмов шили сами, а какую – брали в аренду?
Д.К.: Костюмы главных героев я отшивал лично, но только на первый период. А дальше ведь еще были балы, свадьбы, которые отшивали под руководством других художников. Тем не менее, в Украине такой объем невозможно взять в аренду, да и отшить тоже. Киностудия Довженко нам уже помочь не могла. А потому некоторые костюмы я привозил из пражской киностудии («Баррандов Студия»), у них огромный костюмерный цех. Буквально за 3-4 дня мне надо было отобрать все костюмы нашей эпохи. Не все еще было утверждено, просто брал, что подходило, а на месте уже разбирали, миксовали. Некоторые пришлось переделывать из-за роста и параметров актеров, но вернуть их нам надо в том же виде, в котором брали.
– Все мы понимаем, что главная головная боль – это платья для девушек. А что насчет мужских костюмов?
Д.К.: Мужской костюм стоит дороже женского платья. Хоть женское платье и выглядит дороже, это не совсем так.
– Из чего он состоит?
Д.К.: Рубашка, жилет, сюртук, брюки, и, если улица, то плащ и головной убор. Это немалый набор. А еще ведь есть аксессуары: часы на цепочке, застежка для галстука, сам галстук, перстни. Недешево.
– Часто приходилось перешивать, дублировать наряды? Возможно, состаривать...
Д.К.: Конечно. Мы делали дубликаты костюмов, потому что у главных героев есть дублеры, как минимум. Основное платье главной героини сразу же дублировалось. Ведь были сцены, где оно разодрано и в крови, и были, где оно в идеальном состоянии. Иногда разница в съемках была в один день, так что нам нужен был чистый вариант платья. Также у главной героини, когда я работал на площадке, была сцена, где она в народном костюме, и он в грязи, а через несколько дней надо было его снова задействовать как праздничный. Повторить такой костюм невозможно, он полностью аутентичный. Потому приходилось всеми методами отчищать.
Подол кринолина пачкался, потому мы специально крепили его на застежки. Иногда его отстегивали, сразу стирали и крепили обратно. Если это натура – надо обязательно стирать, потому что очень заметно в кадре. Не могла же барышня сесть в карету в грязном платье, а выйти в чистом. Работы у костюмеров на площадке очень много. Химчистка нам не особо помогала. Они могут только навредить той фактуре, что нам требовалась. Что касается состаривания, то иногда мы новое платье специально стирали несколько раз в машинке, чтобы был эффект поношенного.
– На определенном этапе вы передали обязанности Антонине Белинской. Она все реализовала по вашему плану? Или что-то поменяла?
Д.К.: Я отработал больше полугода, мы заявили персонажей, то есть определенный этап работы я сделал и на съемочной площадке. С Тоней мы учились вместе в институте, давно знакомы, потому никаких конфликтов не было. Мои костюмы просто повторяли. На площадке есть специальный человек, который следит, чтобы все было правильно: с той ли стороны прикреплена брошка, какие перчатки и зонтик держит героиня. От него многое зависит. Я могу как художник сделать заявку, но дальше нужно следить, чтобы она выполнилась в том же виде. Я даже список составлял, фотографии делал, на какой руке какой перстень, на воротнике брошка или на груди. Это серьезная часть работы, потому что могут быть ляпы, которые заметны уже аж на этапе монтажа.
Показываю вам эксклюзивный эксклюзив - эскизы нарядов для сериала авторства Дмитрия Куряты
Как вам ожидание и реальность?
По-моему, идеальная реализация, клеточка к клеточке, шов к шву
– Антонина, теперь, собственно, расскажите вы, как проходила передача дел. Какой объем работы был сделан, какой предстоял?
Антонина Белинская: Діма задав напрямок та розробив частину костюмів. Потім я та моя команда перейняли естафету. Ми запускали знімальний майданчик з костюмами, які відшив Діма, та паралельно розробляли гардероб персонажам, яких ще не було в знімальному періоді. Наприклад, Жадан, Ольга, Богдан, Олена Корєнєва та її чоловік. Наша команда повністю розробила костюми «метеликів», як ми ніжно називали дівчат з публічного будинку. Ми розширили гардероб Каті та розробили багато нарядів для Наталі. Наприклад, її весільна сукня – наша робота.
Образы, разработанные Антониной и ее командой
– Не было конфликта интересов, желания переделать что-то за Димой?
А.Б.: Безумовно, кожен художник заходить на проект зі своїм баченням. Але, чесно кажучи, в більшості випадків, наше з Дімою бачення збігалось, тому не було бажання щось переробити або не вдягати героя в якісь костюми (улыбается). Характери персонажів вимальовувались дуже чітко. Сподіваюсь, я вписалась в його бачення. Адже з розвитком персонажа в сценарії зовнішній вигляд також повинен змінюватись.
– До «Крепостной» вы работали со «Сторожевой заставой». Костюмы для какого из фильмов готовить тяжелее?
А.Б.: Немає розуміння «важче». Зараз я працюю на «Захарі Беркуті». З 13 століття («Сторожова застава») я переключилась на 19 століття («Кріпачка»), тепер знову на 13-те («Захар Беркут»). Насправді, історичний костюм дуже об’ємний та цікавий. Багато фактур та дрібниць. Деталями можна дуже влучно допрацювати образ. Завжди можна провести паралелі з характером персонажа, його поведінкою. Якщо взяти часи Середньовіччя, 19 століття чи 21 століття, люди завжди мають сильні та слабкі сторони, звички та схильності до чогось – це не змінюється з роками, і ці речі дуже цікаво витягувати.
Антонина Белинская с Ахтемом Сеитаблаевым и Джонном Винном на съемках фильма «Захар Беркут»
– Сколько платьев было отшито на момент вашего прихода в проект «Крепостная»?
А.Б.: Важко сказати, не рахувала. Але близько 10 суконь тільки у Наталі, 5-6 суконь Каті, 5 нарядів Олени, всі наряди «метеликів». Повністю уніформа лакеїв, прибиральниць та покоївок сім’ї Корєнєвих та Дорошенко. Більше 50 нарядів точно.
– А какое количество человек их шили?
А.Б.: Не рахувала, але шили їх три ательє, додаткові приватні кравчині та вишивальниця, яка вручну вишивала корсети та білизну. Дуже люблю реконструкцію і намагаюсь максимально достовірно все відтворювати. Одне ательє, з яким я успішно попрацювала, мені передав Діма. Але його було недостатньо, тому підключила знайомих приватних кравчинь.
– Сколько костюмеров работает на площадке?
А.Б.: У мене було два асистенти, супервайзер та 4 костюмери.
– А сколько примерно времени нужно, чтобы одеть героиню?
Дарья Поштенко: Если схема уже отработана, то минут 25. Сначала надевается корсет, шнуруется, затем кринолин, наверх – платье, или юбка и верх. Вот и все. Дальше со всех сторон подкалывается, подшивается, застегивается. Это делают два человека, так удобнее всего.
Дарья Поштенко
– Какие сложности могут возникнуть с костюмами в связи с погодными условиями?
Д.П.: Ой, помню, снимали мы зимнюю натуру, а был уже май. Локацию искусственно снежили. А актеры же парятся, потеют. Сушили их на месте. Из-за снега многие юбки полиняли, да и механических повреждений много, дырочки-зацепочки. Страдали как платья главных героинь, так и массовки.
– Сколько ее, кстати? И тяжело ли одевать такое количество людей?
Д.П.: В среднем, человек 50. Одеваем их конвейером, одного за другим. Мы работаем слаженно, потому все быстро происходит: между собой перекрикиваемся, у кого нужный размер – передаем. Актеры по одному заходят в вагончик и одеваются, иногда больше, зависит от размера гримерки. Я наблюдаю со стороны и корректирую по ходу.
Платья, сшитые под руководством Дарьи
– Ничего пока не воровали?
Д.П.: Мы стараемся не бросать одежду где попало, потому вряд ли что-то пропало. Мне кажется, какие-то вещи чаще «уносят» на современном кино, не знаю, зачем воровать здесь - куда их можно потом отдать?
– Сколько стоит самое дорогое платье? И кому оно принадлежит?
А.Б.: Знаєте, художники придумали, пошили і забули. Про гроші – до продюсерів (улыбается). Але якщо згадувати по тканинам, то всі вони достатньо дорогі. Я використовувала тільки якісні матеріали: тафта чи натуральний шовк. До того ж, сам пошив сукні – це достатньо дорога стаття витрат. Думаю, Наталі та Олена – на одному рівні дороговизни. Можливо, сукня Олени на бал, повністю розшита камінням, одна з найдорожчих.
– А какой элемент платья дороже всего?
А.Б.: В середньому на одну сукню йде від 9,5 до 12 метрів тканини. Дивлячись, який фасон, скільки оборок потрібно, чи є шлейф. Натуральна тканина – це досить дорого, а якщо помножити на таку кількість метрів, то можна сказати, що кожна сукня – це просто дуже дороге задоволення.
– На чем приходится экономить?
А.Б.: На комплектації гардеробу. Оскільки це костюмована драма, кожен художник мріє, щоб у всіх героїнь була ціла шафа суконь. І щоб на кожну сцену героїня заходила в новій сукні (улыбается). Але ми живемо в українських реаліях кінематографу, тому такої можливості немає, і доводиться комбінувати. Підбирається набір одягу, в тому числі верхнього, та аксесуарів, який між собою має поєднуватись. Таким чином формується гардероб персонажа.
– Может, какие-то платья перешивали?
А.Б.: Ніякі із суконь, які ми розробляли самі, не перешивали. Для кожної сукні малюється ескіз. Коли у художника є конкретне бачення, то наряд має відшитись лише по ескізам. Орендовані наряди ми допрацьовували майже всі. Різний зріст та параметри акторів все-таки. Для посилення образу потрібно було змінювати деталі. Наприклад, для мадам – хазяйки публічного будинку – сукня була досить витримана, цнотлива та вишукана. Ми її зробили більш вульгарною.
– Порча имущества часто случается?
А.Б.: Не всі актори вміють носити історичний одяг. Під час зйомок ми багато раз підшивали, латали, підклеювали деталі костюмів. Постійний ремонт костюмів – це норма. Історичний наряд потрібно вміти носити. До корсетів та кринолінів наші дівчата не звикли. І я дуже рада, що проект і Діма одразу вирішили йти стежкою, якою потім пішла і я, – не створювати реальний історичний кринолін 19 століття. Iнтер’єри, в яких ми живемо та знімаємо, могли б вмістити максимум 4 жінки в сукнях тих років. Криноліни були дуже об’ємні. Є фото, на яких видно, як 7 людей вдягають одну жінку. Там кринолін займає майже всю кімнату. Для суконь на кожен день він був приблизно нашого розміру, але для балів та прийомів – десь в 3,5 рази більший.
– Сколько в среднем весит каждое платье?
А.Б.: З корсетами та під’юбниками, думаю, 5-6 кг точно. Мабуть, одна із найважчих суконь була у мадам.
– А что будет с костюмами потом? На другой проект их ведь не «перекинешь», слишком специфические.
Д.П.: Все, что было пошито нами, остается в костюмерных Starlightfilms и FILM.UA. Арендованное мы возвращаем в Прагу, в том виде, в котором брали, даже если в процессе что-то переделывали.
Так что, друзья, шанс почувствовать себя принцессой есть у каждого – вдруг Starlightfilms и FILM.UA все-таки устроят распродажу платьев? Если повезет, может, даже свадебное себе прикупите. Ну а про другие нюансы производства «Крепостной» мы еще поговорим - благо, до премьеры сериала, запланированной на весну 2019-го, еще есть время.
Фото - пресс-служба СТБ