Люби меня по-турецки. Украинское кино в гареме османов
Название «Краковская» на колбасе еще не делает ее землячкой Леха Валенсы. А украинское кино - не всегда для украинцев. Полтора года назад стартовали съемки фильма «Люби меня» - одного из победителей первого открытого конкурса Госкино Украины 2011 года. И вот его премьера состоялась... на международном кинофестивале в Монреале. В середине октября лента вышла в прокат в Турции. И только в Украине о ней пока ни сном, ни духом.
Фильм - детище семейной пары: украинского режиссера Марины Горбач и турецкого продюсера Мехмета Бахадыра Эр (компания «Каракирмизифильм»). Грустная история разочаровавшейся в мужчинах героини Виктории Спесивцевой, которая решает забеременнеть от первого встречного. Первым встречным оказывается турок в исполнении Усана Чакира. С украинской стороны фильм продюсировала Елена Ершова и компания «Татофильм». У них я и решила разузнать, почему кино, частично снятое за украинские деньги, постигла судьба пятой наложницы в восточном гареме.
Украинский продюсер фильма Елена Ершова
- Елена, каким в итоге получился бюджет ленты, и какова доля участия Госкино Украины в производстве?
- Бюджет картины - 14 млн. грн. Доля Госкино Украины составляет ровно 50% от общего бюджета, соответственно, 7 миллионов.
- Действие фильма происходит в основном в Украине, но большинство задействованных актеров - турки. Вы рассчитывали на турецкую аудиторию? Каким вы видите своего зрителя?
- Это впечатление обманчиво. На самом деле все сбалансировано, наблюдается даже некоторый перевес в сторону украинских актеров. Высокая лояльность турецкой аудитории к своему кинематографу общеизвестна, но это скорее вопросы проката, а не творчества. Ядро нашей зрительской аудитории, если попытаться его очертить – это мыслящая и способная к сопереживанию часть женского сообщества. Помимо этого, и другие группы населения также найдут в нашем фильме пищу для эмоциональных и интеллектуальных рефлексий. Там присутствует достаточно сентиментальная любовная история, там полно иронии даже на фоне узнаваемого украинского быта.
Из украинского быта в фильме - киевское метро
Ночной клуб
И массовое катание на санках в Гидропарке
- Насколько я знаю, вы планировали три версии - на русском, турецком и английском. Как обстоят дела с международным прокатом? Наблюдался ли интерес к картине на фестивале в Монреале?
- Нет, никакого дополнительного озвучания не предполагалось. В фильме все герои разговаривают на своих родных языках и в меру возможностей пытаются объясниться друг с другом. Это один из элементов драматургической конструкции, и любое озвучание полностью обессмысливает этот прием. Ради этого приходится смириться с некоторым дискомфортом, связанным с чтением субтитров.
- Первый совместный фильм семейной пары Марины Горбач и Бахадыра Эр «Рычание черных псов» показали на 40 международных кинофестивалях. Есть ли такие же обширные фестивальные планы на «Люби меня»?
- Конечно. Планку понижать никто не собирается. Тем более, некий опыт фестивального продвижения уже наработан. Сейчас фильм очень активно путешествует по фестивалям, и мы едва успеваем пересылать фильмокопии с одного конце света в другой. Два с половиной месяца прошло со дня премьеры на МКФ в Монреале, а позади уже конкурсная программа МКФ «Золотой апельсин» в Анталии, Главный приз фестиваля «Ферфильм» в Косово, два фестиваля в Германии: Мангейм (программа «Международные открытия») и конкурс в Коттбусе, конкурс МКФ в Братиславе, внеконкурсная программа МКФ «Лістапад» в Минске, Калькутта (Индия), дальше конкурс в Тбилиси, опять же Индия, МКФ в Ченнай. И на этом мы останавливаться не собираемся.
- Довольны ли вы первыми результатами проката в Турции? Насколько эти результаты сравнимы с прокатом других турецких фильмов?
- О лояльности турецкого зрителя к своему кино мы уже упоминали. Фильм получил достаточно серьезный резонанс в прессе и, соответственно, вполне приличную посещаемость: за первый уикенд - 20 тыс. зрителей.
- Как вам сотрудничалось с Госкино Украины? Довольны ли результатами? Получали ли все деньги без проволочек, или возникали задержки и сложности?
- Опыт сотрудничества с Госкино Украины интересен в том смысле, что разрушает десятилетиями сложившийся негативный стереотип взаимоотношений производителя с госорганами. Вы вдруг начинаете понимать, что можно работать по-партнерски, ответственно, без проволочек получая финансирование, при полной поддержке и содействии чиновников, постепенно приходя к убеждению, что так должно быть повсюду. Но столь позитивное впечатление оставляет пока что только наше Госкино.
- Насколько мне известно, одно из условий госудаственного финансирования в Украине - то, что права на фильм получает Госкино, даже если финансирует только часть ленты. Кому принадлежат права на «Люби меня»?
- В этом вопросе ситуация вполне прозрачна и адекватна. Никто ничего не узурпирует. Права распределяются в соответствии с вкладами сторон. Дальше часть этих прав может быть делегирована производителю. Сейчас мы готовим соответствующие предложения для Госкино Украины и надеемся на положительное решение вопроса.
- В производстве было задействовано больше украинских или турецких специалистов? Постпродакшен делали в Украине или в Турции?
- На всех этапах производства с нами работали специалисты не только из Украины или Турции. Запись звука осуществляли чехи, художник-постановщик приехал из Берлина, звуковые эффекты помогали делать бельгийцы, одним словом, производственная кооперация в действии. Постпродкшен делали в Турции, во-первых, потому что так изначально было задумано, во-вторых, потому что на фоне бурного роста собственного кинопроизводства цены там ниже, чем у нас, а качество не уступает европейскому.
- После премьеры в Монреале и проката на других фестивалях многие жаловались на угнетающий, депрессивный финал фильма. Чем вы сами по результатам съемок остались недовольны?
- Категорически не могу с вами согласиться. Открытый финал по определению не может быть депрессивным. Главные герои пережили трогательную душевную историю, они изменились внутренне и практически стоят на пороге новой жизни. Турецкие зрители, оставляющие свои отзывы в интернете, просто требуют продолжения истории. И никто из них не предполагает увидеть похороны надежды на счастье, напротив, все ждут торжества любви. А это, согласитесь, вполне оптимистические ожидания. Более того, именно в Монреале нам поступило предложение о продвижении фильма на североамериканский рынок. Это произошло в то время, когда фильм еще не имел фестивальной истории, и наш немецкий агент Патра Спаноу, которая разработала стратегию и координирует его промо на международном рынке, отказалась от этого предложения. Ведь каждый фестивальный показ добавляет нам очки в общении с любыми переговорщиками.
Любовь в фильме хоть и по-турецки, но в переводчиках не нуждается
В финале, правда, обошлось без свадьбы - может, поэтому зритель и требует продолжения с хэппи-эндом?
- Когда вы планируете выпустить фильм в Украине?
- Ориентировочная дата украинского релиза – февраль 2014-го. Пока контракты не подписаны, что-то конкретное по поводу прокатчика говорить рано.
- В Украине о фильме почти ничего не слышно. Какую планируете промо-кампанию?
- Промо-кампания должна быть нацелена на достижение определенного результата. Поэтому проводить ее ради того, чтобы о фильме было просто больше слышно, нет смысла. Она будет запущена с прицелом на выход фильма в прокат.
- Вы уже начали работу над следующим проектом?
- Проект «Люби меня» еще не исчерпал себя. Он по-прежнему требует внимания и приложения усилий. Кроме того, компания «Татофильм» параллельно принимала участие в реализации другого вполне успешного грузинского проекта под названием «Свидания вслепую» режиссера Левана Когуашвили. Несмотря на то, что нам не удалось заручиться государственной поддержкой с украинской стороны, фильм вышел очень хороший, и сейчас мы также заняты его фестивальной судьбой – кинофорум в Торонто, основной конкурс МКФ в Токио, специальный приз жюри в Абу Даби и т.д.
- Как обстоит ситуация с телепрокатом - есть ли интерес у телеканалов, и собираетесь ли вы продавать права на телепоказ?
- Да, и в Украине, и в Турции интерес со стороны телевизионщиков есть. У нас уже есть предварительные договоренности с одним из ведущих украинских каналов, а в Турции фильм был закуплен каналом «D» еще на этапе производства.
Ну а пока релиз фильма в Украине еще не подготовлен, и украинского трейлера нет, предлагаю вам посмотреть трейлер для турецкого проката.
Фото - «Татофильм»