Верной дорогой... Как в России осваивают госбюджеты на патриотическое кино
Ну что, курс на Back in USSR в соседской стране взят четко. При этом, конечно же, «важнейшему из искусств» в этом курсе отведено особое место. Вот, например, Фонд кино России объявил сценарный конкурс для режиссеров, желающих получить госфинансирование. Для освоения бюджетным денег молодым, но патриотичным кинематографистам предложены следующие темы: про Крым, про «человека труда», про «легендарных спортсменов» и т.д. – все, как положено.
При этом, как выяснил The Insider, особого рвения снять шедевр у тех, кто это финансирование таки получил, не наблюдается. Издание пообщалось с режиссером Арсением Гончуковым, у которого уже имеется печальный опыт попытки освоения государственного финансирования.
Оказывается, какое-то время назад на Арсения вышли продюсеры, получившие госфинансирование от Министерства культуры России – режиссеру предложили снять патриотический фильм о войне.
Режиссер с радостью согласился, но уже на этапе написания сценария «заподозрил неладное». Написать сценарий поручили не профессиональному сценаристу, а другу продюсера, автору бульварных романов: «Продюсер сам признался, что его друг не умеет писать сценарии, но зато пишет быстро – это была единственная причина выбора в его пользу», – рассказывает Гончуков.
С подготовкой тянули месяц, снимать батальные сцены стало уже невозможно. Затем художник-постановщик оказался «слишком дорогим».
«Я, если честно, не знаю, какая у них там бухгалтерия. Но представьте, бюджет – порядка $3 млн, а люди категорически отказались брать на два месяца ассистента по актерам за 50 тыс. руб. в месяц, – удивляется Арсений. – Затем наступил момент, когда они, кажется, поняли, что работать я умею, люблю, настроен сделать хорошее кино, и стали жестко сопротивляться. Отказывались брать нужных профессиональных людей в команду, тянули с подписанием договоров, а в конце концов продюсеры начали откровенно саботировать работу, откровенно признавая, что они не хотят работать на хоть каком-то приличном уровне. Они прямо так говорили – и не раз – «нам этим кино зарабатывать не надо, деньги возвращать не надо, пофиг на результат – главное отчитаться, сдать».
Сценарий, конечно же, вышел беспомощным, переписывать его отказались даже за бесплатно.
«А потом я случайно узнал, что они взяли другого режиссера. Вот так мы и расстались. Они обвинили меня, что потратили на меня деньги (10 тыс. руб.), за месяц моей работы. И взяли на проект совсем зеленого режиссера, который до этого снимал фильм про зомби. Даже не сообщили о решении, хотя я месяц работал на проекте… На одной из последних встреч, когда я уже написал у себя в Facebook о ситуации, они пригрозили со мной расправиться, если я буду много болтать. Просто и ясно, в глаза сказали это. В России, чтобы снимать кино, проще вообще не связываться с государством. При этом темы, под которые Минкульт дает деньги – это какой-то ад. Есть, конечно, приятные исключения, вроде «Левиафана» – но там Роднянский. В России есть пяток продюсеров, которым можно все. Остальным же достается про «Крым в истории России» и «о людях трудовых профессий».
Кстати, вот и список разрешенных тем:
Странные люди, конечно. В СССР идеологических агиток снимали миллион в год, но и поручали их не кому-нибудь, а профессионалам, да и финансировали так, чтобы уже наверняка. Так что тщательнЕе, товарищи, тщательнЕе. Пропаганда, все-таки – дело серьезное.
По материалам theins.ru