Княжицкий уломал депутатов отобрать у Гостелерадио «Украинскую книгу»
На прошлой неделе Верховная Рада во втором чтении поддержала законопроект Николая Княжицкого о создании еще одного бюрократического органа власти – Института книги, как нового структурного подразделения Минкульта. «За» проголосовали 232 депутата (в первом чтении было 233 голоса). Институт книги должен заниматься вопросами книгоиздания, книгораспространения, продвижением украинской книги за рубежом, и все это – по польскому образцу (подобное учреждение у наших соседей функционирует с 2004 года). Соавторами Николая Княжицкого были Ирина Подоляк («Самопомiч»), Вадим Денисенко (БПП), Мария Матиос (БПП) и Сергей Тарута. Эта группа депутатов, как мы знаем, попотела не над одним проектом.
Законопроект не на руку бюрократическому органу Госкомтелерадио, ликвидации которого добивается МинСтець. И, кажется, Княжицкий помогает ему в этом деле. Следом за гостелеканалами, которые отошли Общественному вещателю, у ведомства стараниями Княжицкого отберут последний «актив» – программу «Украинская книга». Напомню, программу обвиняли в коррупции в пользу ее учредителей, а также издательства «Фолио» и его директора и совладельца Александра Красовицкого. Бюджет программы на этот год составил 41,575 млн грн (в прошлом году – 50 млн грн).
Княжицкий считает перенесение «Украинской книги» в структуру Института книги, своей главной победой. Но это произойдет только в 2017 году. «На сегодняшний день существует программа «Украинская книга», которая реализуется Госкомтелерадио. И это единственная программа, которая осталась в этом комитете. Мы предлагаем со следующего года, не с этого, перенести реализацию программы в Украинский институт книги, который, по сути, является подразделением Министерства культуры. То есть вопросами книги будет заниматься Минкульт. Но заниматься он будет не только вопросами распределения средств, как это происходит сейчас, но и поддержкой украинских переводов за рубежом, поддержкой переводов на украинский, защитой украинского книжного рынка, поддержкой украинских писателей и международных выставок – всем, чем и должно заниматься Министерство культуры. Только делать это оно будет через Институт книги», - убеждал автор законопроекта депутатов перед голосованием.
Ко второму чтению законопроект оброс многочисленными (71) поправками нардепов, 53 из них были учтены. Удалось детальнее расписать функции Института книги, процедуры утверждения его директора и Набсовета. Закон не будет касаться библиотек (ранее предлагалось систематизировать библиотечные закупки, как в «Украинской книге»), а только издательств, писателей. Критике подверглась процедура назначения главы ведомства: Княжицкий наделил такими полномочиями министра культуры, хотя общественность предлагала выбрать главу максимально публично – на открытом конкурсе, без влияния министра.
Это прописал в своей поправке нардеп Николай Томенко: «Министр культуры не должен назначать директора, этим должен заниматься наблюдательный совет, авторитетные люди, которых по соответствующей процедуре, прописанной в законе, выбирают. Министр должен только подписать контракт, а уважаемые специалисты в этой сфере должны по результатам конкурса выбрать достойного директора Института книги», - считает депутат. Однако поправку Томенко депутаты дружно провалили после соответствующих объяснений Княжицкого: «Директор назначается (на конкурсной основе) непосредственным руководителем министерства, но существует и наблюдательный совет, который контролирует этот орган на постоянной основе. Устав должен определять положение о директоре как внутренний документ. Но члены комитета решили, что урегулирование положений о порядке назначения/увольнения директора и требований к нему будет способствовать отсутствию коррупционной составляющей при назначении руководителя и прозрачности такой процедуры. Именно поэтому поправка была отклонена».
Также изменения произошли в процедуре назначения членов конкурсной комиссии, избрающей директора Института книги. Сначала Княжицкий приписал «себе» влияние на трех из девяти членов комиссии, которые должны быть назначены Комитетом по вопросам культуры и духовности. После критики пришлось отказаться от своего влияния: 6 членов будет назначать общественность и еще трех – Минкульт. Поскольку понятие «общественность» довольно размыто, Юрий Левченко из «Свободы» предложил откорректировать этот нюанс: «Сейчас в законопроекте прописали 6 человек от общественных организаций. И, казалось бы, это положительный момент. Но, с другой стороны, в законопроекте настолько нечетко прописаны требования к соответствующим общественным организациям (их практически нет, - МН), что, по моему мнению, в документе следует оставить трех членов «от Верховной Рады», не «от комитета», как было прописано ранее. Институт будет распоряжаться существенными средствами, и нельзя полностью терять парламентский контроль над этим. Тем более что, к большому сожалению, у нас распространен опыт, когда так называемые общественные организации являются на самом деле «диванными». Ими и будет заполняться эта конкурсная комиссия».
Левченко не прошла голосования, поскольку Николай Княжицкий снова все объяснил: «Многое из того, что говорит депутат Левченко, безусловно, логично и правильнр. Но мы обращали внимание на то, что Конституция не предусматривает полномочий Верховной Рады назначать членов конкурсных комиссий. Кроме того, члены комитета пришли к решению, что такая процедура назначения членов конкурсных комиссий может затянуть процесс избрания директора. Поэтому мы решили, что лучшим вариантом будет состав конкурсной комиссии из 9 человек: 3 – от министерств и 6 – от общественных организаций».
Согласно закону, Наблюдательный совет также состоит из семи членов, назначаемых сроком на пять лет (как и директор Института книги, с которым подписывается контракт на 5 лет). Одно и то же лицо не может быть назначено членом Набсовета, оба работают на безвозмездной основе. При этом имеют ряд полномочий: в частности, влияют на решение директора по заключению договоров на сумму, превышающую 100 размеров минимальной зарплаты (137,8 тыс. грн).
Скандальная поправка Ирины Подоляк вызвала большой резонанс, поскольку взвинчивала размер заработной платы директора (50 минимальных зарплат – почти 70 тыс. грн), заместителей и работников Института книги. В итоге она была отменена самим автором во время голосования.
Вот так пан Мыкола раскрутил государство на еще один бюрократический орган. Во сколько он обойдется налогоплательщикам, насколько действенным будет и кто его возглавит, узнаем позже.
Фото - Яна Новоселова