В Париже проходит показ 700-часового фильма, основанного на биографии Льва Ландау
Это должен был быть байопик о физике и Нобелевском лауреате Льве Ландау. Когда режиссер Илья Хржановский прочитал воспоминания жены физика, он пообещал себе, что обязательно экранизирует книгу Коры Ландау.
Но в конечном результате от изначальной задумки не осталось из следа. Лев Ландау превратился в Дау, Кора – в Нору, а академик Капица стал носить фамилию Крупица. Остальные актеры, которых в проекте более 300 человек, играют сами себя. У проекта в итоге не осталось сценария, и всем участвующим нужно было импровизировать на заданную тему: любовь, ненависть, научная рабов в стенах некоего Института, работавшего в течение 30 лет в тоталитарном СССР. В итоге получилась не реконструкция сталинских времен, а некая параллельная реальность, сочетающее эпоху советов и современность. Последняя выражается, в основном, в речи героев и некоторых элементах интерьера.
Декорации для съемок были выстроены в Харькове, и практически все участники жили на территории съемочной площадки. Весть процесс создания занял у автора более трех лет. В съемках участвовал оператор Мануэль Альберто Кларо, оператор «Меланхолии» и «Нимфоманки» Ларса фон Триера, а главным оператором-постановщиком был легендарный немец Юргенс Юргес, когда-то снимавший, среди прочего, «Страх съедает душу» Райнера Вернера Фассбиндера и «Забавные игры» Михаэля Ханеке.
В конечном итоге это не просто фильм, это собрание из 13 фильмов и сериалов продолжительностью от часа до 10, выставок, концертов и даже конференций. В фильме очень много натурализма: жесткие сцены насилия и настоящий секс, а в отдельном фильме, где героиню Норы навещает мама, на площадку для участия в съемках и вправду приехала мама Радмилы Щеголевой, которая сыграла главную женскую роль. Все травматичные или вызывающие сцены демонстрировались участникам в процессе монтажа и, если актер не давал согласия на ее использование, сцену не использовали в конечном материале.
Среди актеров - студенты, сотрудники органов госбезопасности Украины и России, бездомные, проститутки, интеллектуалы и безработные. Научных сотрудников играют реальные физики и математики, священников – настоящие служители церки и раввины.
Показ ленты проходит в трех пространствах Парижа — театре Шатле, Театре-де ля Виль и Центре Помпиду с 24 января по 17 февраля. Чтобы попасть на просмотр, зрители на выбор покупают «визу», которая позволяет находится в зале практически круглосуточно. Перед началом знакомства с «Дау» гости заполняют анкету и сдают мобильный, а также в процессе прибывания на место проведения мероприятия имеют возможность пообщаться со священником или психологом.
После Парижа демонстрация перформанса «Дау» поедет в Лондон и Берлин. Проект «Дау digital» рано или поздно будет доступен в интернете, но на каких условиях и в какой форме, тоже неясно.
700-часовой проект уже назвали «культурным феноменом», но эксперты индустрии сомневаются, что он станет мейнстримом – воспроизвести подобный съемочный процесс крайне сложно.
По материалам esquire.ru
Фото - currenttime.tv