Приключения украинцев в Турции: как наши Стамбульский рынок контента брали
Вот за что я люблю наших телевизионщиков, так это за умение, когда нужно, выступить единым фронтом - будь то борьба с пиратами, просветительская работа с соседями или освоение новых рынков. В последнем отечественные медийщики особенно хороши: недавно, к примеру, взяли и соорудили специализированный «Украинский павильон» в рамках DISCOP ISTANBUL, чем вызвали на мероприятии настоящий ажиотаж. Как я вам уже рассказывала, в павильоне на международном рынке контента в Турции работали представители телеканалов «Украина», «1+1», СТБ, группы компаний FILM.UA Group, студии Animagrad, продакшенов Activ Vision и OK Media, а также «Студии «Квартал 95» и группы компаний «РОСТ».
«Паровозом» в нелегком деле организации специализированного павильона выступила компания «Медиа Ресурсы Менеджмент». К ее директору - Виктории Ярмощук - я и отправилась за подробностями происходившего в Стамбуле.
- Украинский павильон на турецком рынке - это чья инициатива?
- Организаторы рынка в Стамбуле сами предложили нам сделать украинский павильон. Каждый год выделяется бюджет для создания павильонов, представляющих перспективные территории. И в этом году они решили этот бюджет выделить для Украины, чтобы предоставить возможность украинским компаниям показать себя - как потенциальных продавцов контента, так и партнеров для совместного производства. Мы решили, что это прекрасный шанс для наших компаний выйти на рынки северной Африки и Азии. И предложили ведущим отечественным производителям и дистрибуторам принять участие в этом мероприятии.
- Как они отреагировали?
- Предложение было воспринято с огромным энтузиазмом.
- Результат оправдал ожидания? Украинский павильон был интересен на рынке?
- На нашем стенде было очень много посетителей. Настоящая толкучка. Украинское производство аудиовизуального контента достигло очень высокого уровня по всем параметрам - творческим, техническим, по человеческим ресурсам. Добавим к этому весьма привлекательную ценовую политику и поймем, что мы - конкурентоспособны. Этот факт еще раз нашел свое подтверждение во время рынка.
- Чем интересовались покупатели контента в первую очередь?
- Самый большой интерес представляли форматы. Готовый продукт на азиатские рынки продавать тяжело – слишком большая разница в менталитетах, а вот идеи и форматы идут на ура. К примеру, за сериалом «Нюхач» в прямом смысле слова бегали. И интерес покупателей показал, что это перспективная история, которую нужно развивать.
- Чем еще интересовались?
- Форматами телепрограмм. Правда, тут тоже возникали вопросы адаптации к восточной ментальности. Киргизы, например, пришли к «1+1» и очень внимательно слушали, как Инна Филиппова рассказывала о форматах, идея, программах. Когда речь зашла о программе «Семья», идея которой в свое время выиграла на питчинге во время KIEV MEDIA WEEK, они очень удивились: «Свадьба вслепую? А в чем фишка? В чем формат? У нас все так женятся»... Активно интересовались анимацией, возможностями в области постпродакшна. А из готового продукта – военные сериалы, детективы, докудрамы.
- В чем отличие Стамбульского рынка от других?
- Рынок интересно построен: там есть 2-4 флагманских стенда турецких компаний и очень много региональных павильонов - малазийский, африканский, британский, китайский... теперь и украинский. А вот крупных дистрибуторов форматов – их нет. Для них больше Канны интересны.
Так, к примеру, выглядел стенд крупной турецкой компании Global Agency
Этот рынок очень локальный, и там можно найти уникальную аудиторию. Украинский павильон продуктивно работал с грузинами - им по духу наши продукты очень близки. Киргизы, узбеки, таджики на другие рынки не доезжают в принципе. Те же Канны - дорого, а Стамбул они могут себе позволить: приехать, присмотреться, найти то, что близко по духу.
- А покупать программы и форматы они себе могут позволить?
- Они в основном присматриваются. В том же Кыргызстане наши коллеги только начинают путь, который Украина прошла за 10 лет - отходят от ретрансляции российских каналов, борются с повсеместным пиратством, воровством, создают индустриальные институции, панели измерения и начинают потихоньку задумываться о том, чтобы покупать права и создавать цивилизованный рынок. А потенциал у них огромный - территории большие, населения много.
В целом азиатский регион сейчас на подъеме во всех экономических областях. Очень сильная поддержка аудиовизуального сектора со стороны государства, есть специальные фонды, которые выделяют деньги на индустриальные мероприятия, на производство контента, на инвестиции. И нам с ними однозначно есть, о чем говорить.
- Наверняка всех интересовала политическая ситуация в нашей стране.
- Да, мы провели довольно много времени, рассказывая о том, что происходит. И о том, что наша страна будет жить, будет развиваться. И, например, турки, относились к нам и нашим событиям с большим пониманием: «Мы живем так всю жизнь, и вы тоже справитесь», - говорили они. Латиноамериканцы тоже нас понимают - очень душевная, теплая встреча прошла с компанией из Венесуэлы, которая сейчас переживает события, подобные нашим.
А вообще, вне зависимости от политики, популяризировать имидж Украины – это то, что нужно делать постоянно и системно. И это то, чем «МРМ», собственно говоря, и занимается. Нашей главной задачей было показать территориям, которые еще не работали с Украиной, что у нас тут хорошо поставленное производство, есть идеи, есть технические возможности , есть человеческие ресурсы. Украина - конкурентоспособный игрок на рынке производства контента. И это факт.
Конечно, поиск новых рынков сбыта – самая важная задача на сегодня. Нам нельзя быть зацикленными на внутреннем рынке – производство не окупится. Российский рынок не должен быть «нашим всем». В любой индустрии есть эволюционное развитие, и нам нужно двигаться в направлении глобализации - и на Восток, и на Запад. Вот для этого мы «Украинский павильон» и сделали. И считаем, что цель достигнута.
Эффекта украинского павильона Виктория ожидает не в краткострочной, а в долгосрочной перспективе
Что касается конкретных проектов, то, как мне удалось узнать, особое внимание было проявлено к докудрамам «История Криминалистики» и «Великие Мечтатели», анимационному сериалу «Эскимоска», а детективный сериал «Нюхач» (все - FILM.UA Group) рассматривали на уровне формата, имеющего безусловный международный потенциал. Представителей киностудии даже попросили поделиться опытом в рамках панельной дискуссии на соответствующую тему. К продуктам канала «1+1» особенно присматривались покупатели из Турции, Болгарии, Италии и Хорватии, а контент «Украины» заинтересовал ОАЭ, Италию и Великобританию. Надеюсь, интересом не ограничится, и в будущем отечественные компании порадуют нас новостями о следках, заключенных с участниками DISCOP ISTANBUL. Кроме того, несмотря на сложную политическую ситуация в Украине, многочисленные партнеры и клиенты KIEV MEDIA WEEK выразили готовность принять участие в форуме в сентябре этого года.
Что ж, добро пожаловать - гостеприимства (и контента) у нас на всех хватит.
Фото - пресс-служба МРМ, Иванна Зубович, wushuodessa.com