Как создать, продать и защитить успешный формат. 10 важнейших уроков от лидеров индустрии
Хотите стать миллионером, выжить на необитаемом острове, познакомиться с самым завидным холостяком страны или донести до сограждан свой вокальный талант? К вашим услугам индустрия форматов. В этом году крупнейший телефорум MIPTV вместе с исследовательской компанией TheWit, подбив итоги 20-летней работы, составили исчерпывающий мануал - «10 уроков по созданию успешного формата». И презентовать его в рамках FORMAT SHOW Spring Edition доверил украинским специалистам - компании MRM. Ну а мне, как всегда, удалось выведать для вас кое-что заранее.
Урок 1. Что такое формат
Итак, 20% всех новых телешоу основаны на форматах. Что лежит в основе хорошего формата? Успешный телепродукт. Даже «бумажный» формат может рассчитывать на международный успех только после того, как на его основе снимут проект.
В рамках этого урока вы узнаете: чем адаптация формата отличается от его копирования и плагиата; почему второй вариант - более рисковый (и не только из-за проблем с авторским правом); как автор может спрятать «секретные ингридиенты» шоу в библию формата, сделав их неочевидными в готовом продукте; почему формат - это больше, чем просто механизм производства; какие риски можно минимизировать, покупая библию и адаптируя ее; почему в мире «форматными» считаются развлекательные жанры, но почти невозможно форматировать и адаптировать ток-шоу?
Урок 2. Тайная изюминка любого успешного формата
В этом уроке участники FORMAT SHOW. Spring Edition смогут узнать, из чего состоит формат (название, визуальная и звуковая идентика, ставки и риски участников, драматическая структура и «уникальное торговое предложение»), а также как найти и поглубже спрятать тайную изюминку своего формата.
Среди прочего, в этом уроке рассматриваются вопросы: как исправить ошибки и недостатки предыдущих форматов этого жанра; как, внедряя проверенную и успешную «формулу» не превратить шоу в несмотрибельный алгоритм; как анализировать социальные тренды и запросы; почему в формате обязательно нужен парадокс, и как его внедрить в структуру шоу; почему в форматах работает психология «от обратного»; как «вывернуть наизнанку» уже существующий формат.
Урок 3. Как найти удачную идею? Секреты вдохновения для создания форматов
Третий урок посвящен не эфемерным материям вдохновения, как можно было бы подумать, а самообразованию. Почему нужно досконально изучить рынок и все другие форматы в своем жанре до того, как приступать к созданию собственного проекта, и при чем тут новые медиа, попкультура и соцсети, - только один из ответов на вопросы этого блока.
Кроме того, вы узнаете: как можно использовать ингридиенты других форматов, не прибегая к откровенному плагиату; как найти в интернете, и особенно в соцсетях, то, что увлекает зрителя, и интегрировать это в формат без ущерба для его целостности; почему интернет стал главным поставщиком ингридиентов для формата, но не может произвести полноценный формат; что такое социальные эксперименты и как ими пользоваться при создании форматов; почему важно изучить методы и технологии настольных игр, древние легенды, мифы и даже учебники по психологии.
Урок 4. Формализация формата: как написать библию
Один из самых практичных уроков этой серии - «Как написать библию формата» - объясняет, почему до сих пор не сформулированы четкие правила и стандарты написания библии форматов, в отличие от сценариев. Кроме того, здесь же можно узнать, какие элементы обязательно нужно включить в библию, почему ее нужно писать для себя, а не только для продажи; что ожидает увидеть бродкастер при покупке библии и как ее продать; как наличие библии поможет защититься от плагиаторов.
Основные составляющие библии форматов - ответы на вопросы «что?» (библия концепции) и «как?» (библия производства). Но из этого урока можно узнать и подробности оформления титульной страницы библии и ее содержания; как сформулировать концепцию, «обещание» и питч формата, описать требования к стилю, подбору персонажей, ведущему, кастингу, внешнему виду локаций и сетов, внутреннюю и внешнюю механику формата, режиссерские и монтажные требования формата, музыку, детальные принципы разработки сценария и поэпизодников, мультиплатформенное использование бренда формата и его сопровождение на других экранах.
Ну и правило номер 1 всех библий всех форматов - полная конфеденциальность и защита от разглашения.
Урок 5. Как обеспечить уникальность вашего формата
Уникальность - единственная настоящая ценность формата как для бродкастера в стране происхождения, так и на международных рынках. Поэтому рынок форматов - это рынок брендов премиум-класса. Не существует форматов массового потребления, поэтому каждый из них должен быть инновационным.
В этом уроке вы узнаете: чем уникальность отличается от оригинальности и странности, и почему первое хорошо, а второе и третье - не очень; как продать телеканалу формат, если у него уже есть телешоу в том же жанре, и почему даже самые дешевые и непраймовые шоу и сериалы в качестве формата - продукт лакшери - и должны позиционироваться соответственно.
Урок 6. Имитация - не лучшая форма лести. Как защитить формат от плагиата
Этот урок будет полезен всем игрокам телерынка, особенно украинского. В нем вы найдете ответы на вопросы, почему закон неэффективен в защите форматов, и почему не стоит полагаться на правоохранительную и судебную системы защиты своего авторского права.
Кроме того, вы сможете узнать: как использовать библию формата, чтобы защититься от плагиаторов; как зарегистрировать свой формат и его библию в международной базе данных форматов, какие права и гарантии это дает создателям и почему это не паранойя (за вами действительно все время следят); какие обязанности по защите формата лежат на авторе, а какие - на покупателе; почему важно продать свой формат побыстрее и создать ему бренд и айдентику; наконец, почему нужно инвестировать в продюсеров, а не в юристов.
Урок 7. Как продать формат телевидению
Прежде чем выносить свой формат на суд международного форума или телерынка, всегда важно попробовать продать его дома. Из седьмого урока вы узнаете, что такое «малая библия», какие элементы формата в нее входят, какое видеосопровождение должно быть у малой библии для первых продаж, и как снять это иллюстрирующее видео при минимальном бюджете; как использовать архивы других форматов и анимацию, чтобы продать «малую библию» без пилотного эпизода.
Кроме того, в уроке раскроют и некоторые «секретные» приемы продаж: как вовлечь потенциального покупателя в съемку пилота; что такое техники win-win, FOMO (fear of missing out), коллаборационное предложение и спонсорство.
Урок 8. Как продать формат за границу
Если успех в шоу-бизнесе определяется неким х-фактором, то успех формата на международной арене - девятью F-факторами, которые определили специалисты TheWit. Среди них - название, визуальная айдентика бренда, простой принцип, ключевой драматический вопрос, универсальность, нейтральность, повторность, возобновляемость, потенциал для мерчандайзинга и потенциал для spin-off.
Расшифровать все эти факторы можно будет уже в рамках урока, как и узнать, какие именно условия нужны в контракте о купле-продаже, чтобы в процессе ни одна сторона не оказалась обманутой.
Урое 9. Как адаптировать формат в другой стране
Продали формат зарубеж? Какие вы молодцы! Но теперь нужно сделать так, чтобы он оказался успешным не только дома, но и за границей. Почему локальная версия не может слишком сильно отличаться от того, что требует формат, но в чем лицензия должна быть «гибкой», позволяя местному продакшену эксперименты, - можно узнать в девятом уроке.
Кроме того в уроке содержаться ответы на вопрос, как локальная версия может превратиться в самостоятельный формат и удвоить тем самым прибыли автора; почему кастинг - это важнейший элемент зарубежной адаптации; почему «культурная адаптация» формата не так уж и важна; и почему приоритет отдается «эффективности адаптации»; почему хронометраж эпизода и частота выхода в эфир всегда локальны; как локализировать название формата, и почему лучше, чтобы у местного правообладателя был свой продакшен.
Урок 10. Как сделать так, чтобы формат жил вечно
Ну, вечно - это, конечно, преувеличение, но существуют форматы, которые выходят в разных странах годами и даже десятилетиями, а некоторые разменивают уже третий десяток сезонов. В чем залог их успеха?
Форматы-долгожители - это проекты, которые на самом деле «обновляются» очень редко и по сути почти не меняются от сезона к сезону. Как диагностировать состояние здоровья формата, разобраться в необходимых ему изменениях; как преодолеть монотонность нарратива формата и не дать зрителю заскучать, не меняя сути проекта; почему падающие рейтинги - не всегда повод «перезапускать» и «перезагружать» проект; и как можно создать новый формат, возродив его из старого путем редевелопмента - все это в заключительном, десятом уроке.
Заинтригованы? Регистрируйтесь для участия в FORMAT SHOW Spring Edition, получайте всю необходимую информацию - и вперед, к покорению форматных вершин!