Вся правда о продаже «Радио ЕС», или Как трудно быть Габсбургом
Исторически сложилось, что практически всеми медийными активами в Украине владеют местные олигархи. Поэтому появление особы королевских кровей в списке собственников «Гала-радио» (осенью 2014 года) меня обрадовало – хоть какое-то разнообразие! Европейский инвестор, изменение формата и концепции – все в этой истории внушало позитив. Но у судьбы, как говорится, свои законы: всего за два года Карл Габсбург-Лотаринген потерял интерес к украинскому активу, и теперь радиостанция выставлена на продажу. Настало время рассказать вам, почему «Радио ЕС» продается. И за сколько.
О том, что радиостанция выставлена на продажу, впервые сообщил глава Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания – на июльском конкурсе радиочастот. Тогда же представители «Радио ЕС» уверяли, что все не так, и вещатель готовится к новому сезону, но я решила информацию перепроверить. И пока проверяла, выяснила множество интересных деталей, о которых вы просто обязаны знать.
Цена вопроса
Для начала вспомним, как все начиналось. В один из самых тяжелых для нашей страны моментов – осенью 2014-го – многолетний собственник радиостанции «Гала-радио» Джозеф Лемир продал ее голландскому медиахолдингу RadioCorp, которым владеет 55-летний Карл Габсбург-Лотаринген – политик и журналист, депутат Европарламента и глава дома Габсбургов, внук последнего австрийского императора Карла I.
В декабре 2014-го, после завершения сделки, радиостанция перезапустилась, отказавшись от российской музыки и сменив название на «Радио ЕС». По наследству от «Гала радио» станции досталась сеть – частоты в семи областных центрах (Киев, Харьков, Одесса, Львов, Днепр, Кривой Рог, Запорожье и Винница), а в августе прошлого года она обзавелась еще и частотой в Черкассах.
В последние годы иностранцев в медиасфере Украины все меньше. Причины вы знаете: медиабизнес (настоящий, а не влияние на умы) в нашей стране денег, как правило, не приносит. Заход иностранного инвестора на рынок погрязшей в коррупции страны, да еще и во время серьезнейшего кризиса – вообще в диковинку. Естественно, интерес Габсбурга давал надежду на приход европейских инвесторов в Украину. Надежду, впрочем, напрасную.
Мои источники уверяют, что Габсбург действительно хочет продать радиостанцию, и называют сумму в $4 млн – именно столько и просит. Хотя ранее называлась цена в $5 млн. На продажу «Радио ЕС» выставили еще осенью прошлого года, но активом пока не особенно интересуются. Поэтому, как говорят одни источники, Карл готов расстаться с радиостанцией за полцены – лишь бы побыстрее избавиться. Другие же убеждают, что заграничный инвестор с продажей не спешит и хочет отбить все средства, потраченные на покупку и содержание станции, а также обновление студийного комплекса и сеть передатчиков.
Если верить моим источникам, радиостанция обошлась Габсбургу в почти $2,5 млн, еще $0,5 млн он потратил на обновление оборудования и передатчики, а дополнительный миллион попросту хочет заработать на продаже. Карла якобы не удовлетворяет объем рекламы на украинском радиорынке, а также работа менеджмента его актива. Напомню, в 2014-м (после покупки) станцию возглавил Богдан Болховецкий, и тут мнения моих источников расходятся: одни называют его главным «слабым звеном», другие же уверяют, что расширение сети радиостанции за счет Черкасс – как раз-таки его заслуга. Кроме того, у Болховецкого есть опыт работы с европейскими инвесторами – ирландской компанией Communicorp Group, ранее владевшей радиостанциями «Наше радио» и (на тот момент) столичной NRJ (в 2011-м обе были проданы УМХ).
Из-за войн с измерителем «Радио ЕС» не получает тех рекламных денег, которые могла бы получать. Напомню, в прошлом году радиостанция была недовольна данными GfK, по которым ее показатели по Украине были намного хуже рейтингов локальных киевских радиостанций. А еще в GfK путали название радиостанции, что также отражалось на цифрах. Впрочем, после прихода TNS «Радио ЕС» не рискнуло измерять свои рейтинги, хотя рекламодатели обращают внимание на вещателей, которые это делают. Как известно, рынок радиорекламы оценивают в 300 млн грн в год. Эти деньги распределяются между крупнейшими группами – «ТАВР Медиа» Николая Баграева и Виктора Пинчука, «Радиогруппа UMH» беглого Сергея Курченко и Business Radio Group Анатолия Евтухова. Остальным достается мизер. При этом, как уверяют мои источники, «Радио ЕС» все же зарабатывает на существование.
Монарх-коммерсант
Зачем же Габсбургу радиостанция? Говорят, медиабизнес в Европе – его главный бизнес. А еще мои источники рассказывают, что много лет Карл в судах добивался получения австрийского гражданства. Оказывается, его родина – Австрия – не хотела выдавать документ из-за происхождения Карла. Тут стоит вспомнить историю: в 1919 году дедушка нашего героя самоустранился от управления империей, и австрийский парламент тут же лишил династию Габсбургов права на престол. Карл I с семьей был вынужден покинуть родину, отправившись в Швейцарию, а в 1921-м после попытки вернуть престол были выслан на остров Мадейра, где умер из-за воспаления легких. До конца Второй мировой семья императора была в бегах, но после преследования прекратились. А в 2004-м Католическая церковь даже причислила Карла I к лику святых. У него осталось 5 сыновей, 3 дочери, 13 внуков и 23 правнука только по прямой мужской линии, из-за чего дом Габсбургов считается одной из крупнейших династий в Европе, уступая по численности только Бурбонам.
Кстати, при Карле I (в 1918-м) империя признала независимость Украинской Народной Республики (без Западной Украины). А сын Карла I (и отец нашего героя) Отто фон Габсбург был формальным претендентом на престолы семи королевств, прекративших свое существование (одним из которых была Галичина), но в 1961 году отказался от претензий на австрийский престол, и через пять лет ему разрешили вернуться в Австрию. Отто был депутатом Европарламента, выступал за объединенную Европу и против политики Путина. За несколько лет до смерти (в 2007-м) Отто заявил, что следующим главой дома будет его сын Карл, который сейчас значится в открытых источниках не просто потомком Габсбургов, а «титулярным императором» Австрии, «королем» Венгрии, Хорватии, Богемии, Галиции и Волыни, «герцогом» Буковины. О том, чтобы Карл, как и отец, открестился от этих титулов, нигде не упоминается. Может, именно это как-то связанно с проблемами Карла с австрийским гражданством? Как бы там ни было, суд по этому вопросу не окончен – как говорят мои источники, Карл добивается полного признания вины Австрии в деле о гражданстве.
Позиция императорского наследника в отношении Украины вполне ясна: «В состав империи Габсбургов входила лишь часть Украины, но мы рассматриваем вашу страну как абсолютно целостную и европейскую, и рады способствовать вашей интеграции в ЕС», - говорил он в интервью прошлой осенью. Ну а причина его интереса к украинскому медиабизнесу еще яснее: радиостанция в нашей стране нужна была Габсбургу исключительно для перепродажи. По словам моих источников, Карл работает как типичный коммерсант, его принцип – купить подешевле (к примеру, в кризис), а со временем продать подороже. И не только в Украине: недавно Габсбург якобы продал радиостанцию в Нидерландах и обзавелся радиостанцией в Болгарии.
Почему, спросите, Джозеф Лемир так легко (и дешево) расстался с «Гала-радио»? Причина – не только в обвале гривны, войне и кризисе 2014 года. Как оказалось, в свое время ему удалось заработать около $10 млн на суде с государством Украина – из-за того, что радиостанция не смогла расширить свою сеть вещания. Лемиру надоело, что за 10 лет во всех конкурсах Нацсовета частоты выигрывали то радиостанции «ТАВР Медиа», то «Радиогруппы UMH». Ничего, мол, поделать он не мог, взятки давать не хотел, а потому пошел за правдой в европейский суд, требуя от Украины компенсации в размере $10 млн. Летом 2013-го он успешно выиграл Арбитражный трибунал Международного центра по решению инвестиционных споров при Всемирном банке (ICSID). Согласно международным договорам, Украина была вынуждена выплатить заявленную сумму компенсации. Решение не может быть оспорено ни в каком другом суде.
Это, кстати, не первое обращение Лемира с иском к Украине. В 2000 году рассмотрение спора в том же Центре закончилось подписанием мирового соглашения (со стороны Украины его подписывал тогдашний вице-премьер Сергей Тигипко). В 2006 году Лемир вновь подал в суд, поскольку Украина, по его мнению, не выполнила условия мировой, но дело выиграл только в 2013-м. За шесть лет (с 2000 по 2006) «Гала Радио» около 200 раз принимало участие в конкурсах на частоты, но получило только одну лицензию. В то же время основные конкуренты получили от 38 до 56 лицензий каждый. Сколько конкурсов радиостанция проиграла с 2006-го по 2013-й, не уведомлялось. Указано лишь, что в 2013-м в связи с этим разбирательством Центр признал, что радиосеть «Радио «Эра» экс-регионала Андрея Деркача строилась по указу президента.
Болгарский след
Кто же порекомендовал Карлу инвестировать в украинскую радиостанцию? У Габсбурга есть бизнес-партнер – 45-летний болгарин Христо Грозев, с которым он знаком со студенческих времен. Последний занимался «медиасводничеством» в странах СНГ и посоветовал Габсбургу совершить покупку, узнав, что Джозеф Лемир продает радиостанцию по низкой цене. В свое время российская пресса немало писала о Христо: Грозев получил степень бакалавра в American University в Болгарии и MBA в Imadec University в Австрии, свободно говорит по-английски, по-русски, по-эстонски и по-голландски, а в его биографии – множество интересных фактов.
В 1988 году Грозев пришел на радио в родном Пловдиве простым репортером, но уже в 1990-м стал одним из основателей первой частной радиостанции в Болгарии, а в 1995-м был приглашен в американскую компанию Metromedia International, где занимался активами в разных странах (в частности, Христо запускал в России «Радио Ника», «Мелодия», «Эльдорадио» и «Радио на Семи Холмах», а также десятки радиостанций в Финляндии, Болгарии, Венгрии и странах Балтии). В 2000 году Грозев стал президентом Metromedia International, под его началом работали 26 радиостанций в 9 странах мира. А в 2003-м, когда Metromedia International решила выйти из радиобизнеса, Христо приобрел у компании российские радиоактивы, которые в 2006 году продал французскому медиахолдингу Lagardere. Говорят, миноритарную долю в «Радио на Семи Холмах» имел Владимир Познер, и позже в частных разговорах Грозев хвастал, что помог журналисту хорошо заработать на сделке.
Одновременно Христо руководил ирландской компанией Communicorp, которая приобрела у Metromedia International другие радиовещательные активы. Тогда же, как рассказывают мои источники, медиаменеджер познакомился с Богданом Болховецким. После 2006 года Грозев инвестировал в разные медийные активы – преимущественно в Нидерландах и Болгарии. Так, в 2006-м принадлежащая ему и Карлу Габсбургу компания RadioCorp получила лицензию на вещание в Нидерландах – под создание радиостанции Radio 100% NL с национальным музыкальным форматом. Вскоре после запуска станция стала одной из самых популярных в Нидерландах, а в 2009-м был запущен сестринский одноименный глянцевый журнал. Другие медиаактивы Грозева сегодня — это новостной телеканал и несколько газет в Болгарии. Точной информации мне найти не удалось, но, если верить источникам, Христо удачно продал голландское радио и приобрел радиостанцию у себя в Болгарии.
Возвращаемся в Украину: мои источники утверждают, что Христо принадлежит до 10% «Радио ЕС» (официально в списке собственников он не указан). Карл Габсбург владеет радиостанцией на 98,1%, еще 0,9% принадлежит гражданину Украины Виктору Петренко. Кто он – неизвестно. Еще 1% - предыдущему собственнику Джозефу Лемиру, хотя сделка вроде бы была окончена. Также стоит обратить внимание на структуру собственности: ранее сделка была оформлена на голландскую RadioCorp, а сегодня в структуре фигурирует другая голландская компания – «Эд Венчэ Рэйдио», единоличным бенефициаром которой является Карл Габсбург. При этом все электронные адреса радиостанции по-прежнему привязаны к RadioCorp.
Почему болгарин не указан в списке собственников, мои источники не знают, но уверяют, что Христо Грозеву по-прежнему принадлежит доля в радиостанции. И именно он занимается сделкой сегодня. Кстати, программный директор радиостанции Роман Давыдов на заседаниях в Нацсовете не раз называл Грозева и Габсбурга реальными собственниками радиостанции, а глава регулятора Юрий Артеменко рассказывал, что в 2014 году – после завершения сделки – Христо приходил в Нацсовет знакомиться, представляясь новым совладельцем актива.
Ну вот, теперь вы все знаете. Кроме одного нюанса: почему именно глава Нацсовета решил сделать информацию продаже «Радио ЕС» достоянием общественности. Об этом, а также о том, как эта история связана с радиостанциями УМХ, расскажу вам в ближайшее время.
Фото - nikolaevec.livejournal.com, photoua.com, novinite.com, kurier.hu