«Уходя из кинотеатра, я жалел, что нельзя потребовать свои деньги назад, если фильм оказался дерьмовым». Все о премии «Золотая Малина»
Сейчас на каждый «Телетриумф» найдется свой «Телепозор», и в ответ на каждого человека года в каком-нибудь клубе обязательно раздают «золотые батоны», высмеивая ошибки и проливая свет на главные провалы года.
Но мало что известно о первопроходце индустриальных антипремий - «Золотой малине», а еще меньше - о ее основателе Джоне Уилсоне. Мне кажется, это досадное упущение, которое нужно срочно исправить. Тем более, что вручение этой ягодки, как и «Оскар», уже на носу - «победителей» объявят 25 февраля 2017 года, как обычно, за день до церемонии Американской Киноакадемии. Малиной главных лузеров наградят уже, между прочим, в 37 раз.
Номинанты на звание «худших» (о том, насколько они на самом деле худшие, мы еще поговорим) в этом году: «Бэтмен против Супермена: Рассвет справедливости», «Зулендер 2», «Боги Египта», «Пошлый дед», «Америка Хиллари: Тайны демократической партии США» и «День независимости 2».
Правда ли это самые худшие фильмы года, днище, ниже которого упасть просто невозможно? Кто вообще может объективно оценить, насколько хорош или плох фильм, актерская работа? В 1980 году выпускники факультета кино UCLA Джон Уилсон и Мо Мерфи считали, что оценить вполне способны они, и провели первую церемонию 31 марта 1981 года в гостинной квартиры Уилсона в Лос-Анджелесе.
«С тех пор я поумнел», - рассказывает Джон Уилсон. Мо быстро потерял интерес к «Малине» и занялся другими делами, но Уилсону не давала покоя мысль, что премию можно сделать интересной, и, что более важно, заслуженной - то есть критиковать индустрию и ее продукты, основываясь не на «объективном» мнении студентов кинофакультетов, а на более солидных критериях.
После шуточной первой церемонии (на которой присутствовали 30 гостей, все друзья Джона), он разослал шуточный же пресс-релиз о том, что, мол, состоялась такая-то церемония «Золотая малина», отметившая худщие фильмы киноцикла 1980 года. Местная, а затем и международная пресса обратила внимание.
Вторая церемония вручения «Золотой малины» привлекла почти сотню гостей, половина из которых были журналисты и просто заинтересованные представители индустрии. На третью церемонию заявилось уже несколько сотен гостей, и пришлось снимать для ее проведения специальное помещение. К четвертой церемонии CNN прислали съемочную группу, и Джона - неудавшегося кинематографиста но, как выяснилось, талантливого маркетолога, посетило озарение - конкурировать с «Оскаром» невозможно, но если проводить церемонию за день до Киноакадемии, можно воспользоваться их маркетингом против них же, и на волне около-оскаровской шумихи привлечь внимание гостей и прессы.
Само название «Золотая малина» премия получила в честь вот такого ироничного жеста:
«Я вырос в семье, где «Оскар» смотрели каждый год, - рассказывает Уилсон. - Я знаю историю этой премии. Мне всегда казалось, что у Киноакадемиков достаточно чувства собственной важности, чтобы сделать их прекрасной мишенью для сатиры. У меня своеобразное чувство юмора и я смотрю много, очень много фильмов. В 1980-м, я помню, посмотрел за 99 центов «Невзможно остановить музыку» с Оливией Ньютон-Джон, и по пути домой в машине жалел, что в кино нельзя потребовать свои деньги назад, если фильм оказался дерьмовым, и нет какого-нибудь анти-«Оскара», чтобы номинировать этот фильм. Через несколько дней у нас была соседская вечеринка - а в Лос-Анджелесе, если на вечеринку собираются соседи с улицы, но на ней обязательно окажется как минимум три представителя шоу-бизнеса. И я решил провести «церемонию анти-«Оскар». Мы с Мо написали сценарий, построили картонный подиум, это было очень глупо и очень смешно. Я годами пытаюсь наставивать, чтобы продюсеры не сделали «Малину» серьезной, борюсь за сохранение этой «глупости».
Понимают ли «дурашливый» аспект церемонии актеры, продюсеры и режиссеры - вопрос. «У церемонии было несколько слоганов, но моим любимым был придуманный сооснователем Мо Мерфи - Own Your Bad (признайся в своих ошибках). Не ошибается только тот, кто ничего не делает, но если ты честно выходишь и говоришь - да, тут можно было лучше, да, тут я все полимеры бросил в унитаз - даже «Золотая малина» становится хорошим паблисити. Вспомните Сандру Буллок».
Сандра, кстати, сделала из своего звания худшей актрисы года целый спектакль:
Что показательно, на следующий день в том же году она получила «Оскар» как исполнительница лучшей женской роли. Там ее пафосную речь никто не запомнил.
Аналогичная история произошла и с Холли Берри, которая стала худшей актрисой года за роль в «Женщине-кошке», и не только появилась на церемонии, но и устроила из своей речи большое шоу:
Если прислушаться, в зале на 1000 человек раздаются исключительно апплодисменты и восклицания, выражающие любовь к актрисам, которые готовы прийти на церемонию и относятся к комедийной премии как к комедии, а не как к личному оскорблению.
«Я вот как думаю - ты заработал $10 млн на том, что снял «Бэтмен против Супермена». Мы не отбираем у тебя твои деньги, мы говорим «ха-ха». У тебя должно быть достаточно чувства юмора, чтобы над этим посмеяться», - отмечает Джон, намекая на Бена Аффлека. Который, кстати, уже получал «Золотую малину» за свой шедевр «Джигли» и тоже не постеснялся принять премию лично.
«Первым, кто не постеснялся лично получить «Золотую малину», стал Билл Косби. Он не был на церемонии, так как был на съемках, но заранее прилетел к нам записать свою речь с озера Тахо, Fox Television даже сделали ему «Малину» из итальянского мрамора и инкрустировали статуэтку бриллиантами. Сейчас у него в Голливуде большие проблемы, но тогда он мог над собой посмеяться и не воспринимал себя как королевскую особу», - вспоминает основатель премии.
За премию «Золотая малина» голосует около 1000 членов Razzie-клуба - то есть в 10 раз больше, чем у «Золотого глобуса» (за эту премию голосует обычно меньше 100 журналистов). Чтобы стать голосующим членом клуба, можно попасть в те 50% голосующих, кто регистрируется на сайте и может доказать, что просмотрел достаточное количество фильмов в сезон, в 25%, среди которых журналисты, пишущие об индустрии, и кинокритики, или, наконец, последние 25% - предстаители индустрии (преимущественно сценаристы и публицисты, а также несколько актеров, как пояснил Джон).
«В наш клуб вошли несколько очень известных актеров и режиссеров, настоящий список А, но они просили их имена не раскрывать» - рассказывает Уилсон. Якобы в индустрии их за критику коллег могут предать настоящей опале.
За всю историю премии только однажды на нее серьезно обиделся настоящий представитель индустрии. Впрочем, было за что: с середины 80-х и до 2000 года - 14 лет подряд - в номинации худший исполнитель мужской роли постоянно фигурировал Сильвестр Сталлоне. «Когда он узнал, что мы хотим выдвинуть его на звание худшего актера века в церемонии 2000 года, он оставил мне голосовое сообщение - по крайней мере, голос был похож на голос Сталлоне - и сказал: «Мои фильмы зарабатывают кассу и нравятся людям, почему вы ко мне пристали, это личная неприязнь?»
Впрочем, есть и еще один обиженный «Малиной» кинематографист... Впрочем, Уве Болл обижен жизнью в целом, поэтому чем меньше о нем, тем лучше:
Но вы не освобождаетесь от «Золотой малины» только потому, что понравились зрителям (собрали бокс-офис) или понравились критикам (собрали хороший рейтинг). Иногда «малина» огорошивает тем, что награждает фильмы, которые в целом понравились всем. Но никогда не наезжает на низкобюджетные, независимые или экспериментальные проекты. «Я понимаю, что работать на задворках индустрии сложно, и есть много факторов, которые могут превратить хорошую задумку и работу талантливых исполнителей в неудачную. Но когда фильмом занимаются мейджоры, когда он выходит в широкий прокат, когда речь идет о профессионалах с многомиллионными бюджетами - у них нет оправдания, если в результате получилось провальное кино. Мы не можем потребовать свои деньги назад, но мы можем хоть так призвать их к ответу», - объяснил Джон.
В этом году церемония «Золотая малина» ввела новые «адресные» номинации - «целый состав некогда уважаемых актеров», за участие оскароносных и уважаемых в индустрии звезд в проекте Уилла Смита «Призрачная красота» и «Джонни Депп и его тошнотворно яркие костюмы» за «Алису в Зазеркалье». «Если я могу использовать свою должность сценариста церемонии и привлечь внимание к определенным провальным проектам, я этим пользуюсь», - не стесняется Уилсон.
Интересно, может ли премия «Золотой кирдык» похвастать таким же серьезным подходом к делу?
Фото - comic.highlightzone.de, katieatthemoviespdx.blogspot.com,
thepopopinion.wordpress.com, observer.com