К убийству Павла Шеремета причастна СБУ?
Вчера вечером в эфире «Громадське» прошел фильм «Убийство Павла» – расследование убийства Павла Шеремета, проведенное журналистами проекта «Слідство.Інфо» с коллегами из международной сети OCCRP. Задавшись вопросом, почему за прошедшее время (почти 10 месяцев) официальное расследование убийства так и не было завершено, медийщики взялись за собственное расследование, обнаружив как минимум еще 6 свидетелей, присутствовавших на месте преступления, видео с камер наблюдения, вроде бы не отработанное полицией, а главное, добыв доказательства, говорящие о возможной причастности СБУ к убийству Шеремета.
Пересказывать почти часовой фильм нет смысла – вы можете ознакомиться с ним сами.
Остановлюсь лишь на нескольких показательных моментах. В частности, у журналистов возникли вопросы к обнародованной полицией карте, на которой отмечено передвижение двух человек – мужчины и женщины, заложивших взрывчатку в автомобиль Павла.
Самое интересное на ней не отображено: оказывается, за 900 метров от места заложения взрывчатки (это место на карту полиции не попало) камера наблюдения, снимающая цветное видео, зафиксировала, что преступники были не в серых спортивных костюмах, как предполагалось ранее, исходя из черно-белого видео, а в черных. Более того, на спине мужчины виден огромный светлый логотип.
На записях, сделанных камерами утром, видно, что мужчина в таком же костюме с логотипом ошивался возле машины Павла.
А неподалеку – в месте, с которого видно и припаркованную машину и перекресток, на котором произошел взрыв, стояла женщина в темных очках, наблюдая за происходящим. Исходя из этого, журналисты сделали вывод: возможно, мужчина зафиксировал, как Шеремет садился в авто, и дал команду женщине активировать взрывчатку, когда жертва проезжала мимо нее.
Еще один момент. Поздно вечером накануне убийства Шеремет встречался с бойцами подразделения «Азов» во дворе своего дома. Возвращаясь со встречи, «азовцы» обратили внимание на серую Шкоду, человек в которой вел себя подозрительно (поздно ночью сидел с выключенными двигателем и фарами), а двое мужчин, чуть позже встреченных «азовцами», – и вовсе странно (впоследствии об этом было рассказано следователям). На машины – серую Шкоду и белый Мерседес, зафиксированные камерами наблюдения за 120 метров от дома Шеремета, обратили внимание и журналисты. Машины приехали во время встречи Павла с «Азовом», припарковались недалеко друг от друга, вышедшие из авто мужчины сначала делали вид, что приехали по отдельности, но уже через 8 минут начали общаться. Один из них несколько раз спускался вниз по улице (в направлении дома Шеремета). Мужчины явно за кем-то наблюдали. Вскоре мимо них прошли мужчина и женщина, заложившие взрывчатку в машину Павла. А через 43 минуты после заложения взрывчатки «наружка» уехала.
Чтобы разобрать номера Шкоды, журналисты обратились к расследовательской организации Bellingcat. Немецкий специалист по работе с видео взялся помочь: через две недели ему удалось получить максимально допустимое качество картинки, на котором можно было разобрать номера. Журналисты узнали, что машина зарегистрирована на Наталью Зарецкую, а через нее вышли на Игоря Устименко из Одессы.
Сначала Наталья сказала Дмитрию Гнапу, что машина не ее, позже, что ее, но она не знает, кто был в ней в ночь перед убийством Шеремета, а еще через пару недель призналась, что на Шкоде ездит ее знакомый Игорь.
Встретившись с журналистами, Устименко рассказал, что в тот вечер у него была «работа, связанная с несовершеннолетними детьми», и никаких подробностей он раскрыть не может, поскольку это «частное дело». Позже журналисты обнаружили в словах Игоря множество несоответствий, но дозвониться к нему уже было невозможно.
Ну и самое главное: в ходе расследования у журналистов появилась информация, что Игорь Устименко работает (или работал) на СБУ. Источник «Слідство.Інфо» в Службе безопасности пообещал поискать выяснить, так ли это. А пока он выяснял, нам показали еще одну линию – о «наружке».
Алена Притула рассказала, что за их с Павлом машиной следили, а Севгиль Мусаева вспомнила, как в редакцию «УП» присылали конверт с данными о том, что за сотрудниками издания следят, их переписку читают, а телефоны – прослушивают. Севгиль предположила, что их прослушивала их СБУ.
Через 7 месяцев после убийства Шеремета министр МВД Арсен Аваков созвал пресс-конференцию. На вопрос «Слідство.Інфо» он ответил, что ни СБУ, ни Нацполиция слежку за Шереметом, Притулой и другими журналистами «УП» не вела.
Тем временем, источник журналистов в СБУ нашел документы, подтверждающие, что по состоянию на 2014 год Игорь Андреевич Устименко был сотрудником Службы безопасности. Источник не позволил фотографировать или копировать документы, но разрешил законспектировать данные из них. Чтобы расспросить Игоря о связи с СБУ, Анна Бабинец звонила ему несколько недель, а когда все же дозвонились – услышала лишь поздравление с Крещением.
«Присутствие Игоря на месте преступления не доказывает его причастности к убийству Шеремета, - резюмируют авторы фильма. – Но доказывает, что непосредственно возле места совершения преступления находился бывший или нынешний сотрудник СБУ. Поведение мужчины в некоторых моментах сложно объяснить, а сам он не может или не хочет рассказать о событиях того вечера. Мужчина пытался скрыть, что связан со Службой безопасности. И главное: несмотря на то, что полиция знала об Игоре и его серой Шкоде, из разговоров с ним и владелицей авто очевидно, что полиция их не нашла».
Все представители власти, к которым обратились журналисты, выяснив изложенное выше, комментировать ситуацию не захотели: президент Петр Порошенко оставил запрос без ответа, Генпрокуратура и СБУ общаться отказались, Арсен Аваков запрос проигнорировал. Единственной, кто общалась со «Слідство.Інфо», оказалась экс-руководитель Нацполиции Хатия Деканоидзе, интервью с которой ничего существенного, к сожалению, не добавило.
Незадолго до интервью Деканоидзе покинула пост главы Нацполиции и не могла раскрывать всех тайн следствия
Что имеем в сухом остатке: с момента убийства Шеремета прошло почти 10 месяцев, официальное расследование не завершено, от важной информации, которую нашли журналисты (и, судя по всему, не нашли следователи), власть отмахивается. Та самая власть, которая в день гибели Павла называла расследование преступления делом чести для себя и для страны. Почему никого не интересует, что накануне убийства рядом с местом преступления дежурил сотрудник СБУ? И почему этого не выяснила полиция? «Причина в некомпетентности, или речь идет о чем-то, что намного страшнее?» - спрашивают авторы фильма. Вопрос, как вы понимаете, риторический.