Наши люди в Каннах. Как на самом деле представили Украину на международном кинофестивале
Это в яслях чем больше нянек на поголовье детей, тем меньше у них глаз. А в организации кинопроцесса или, например, павильона страны на Marché du Film - главном кинорынке мира, который каждый год проходит в Каннах параллельно с кинофестивалем, две головы лучше одной, а четыре - лучше двух.
Как я вам уже рассказывала, 70-й международный Каннский кинофестиваль уникален тем, что для представления Украины на кинорынке впервые в истории независимой страны объединили усилия почти все крупные игроки отечественной индустрии, благодаря чему страна была представлена в Каннах максимально широко. Все ли прошло так же дружно и гладко, как нам бы хотелось, я решила выяснить у участников процесса, а затем просто сличить показания.
Важно отметить (впрочем, спикеры не дадут об этом забыть), что Украинский павильон работал в Каннах каждый год уже много лет. Другое дело, как он работал и что представлял. Благодаря объединению усилий индустрии и государства в этом году павильон был наполнен под завязку - и информацией, и людьми.
Помимо традиционного ежегодного каталога украинских фильмов (готовых и work-in-progress), благодаря усилиям Украинской киноассоциации были подготовлены также полезная информационная справка об Украине и ее киноиндустрии:
...и еще более полезный production guide - перечень студий и продакшен-компаний Украины, в котором перечислены сервисы, которые они предоставляют, и контакты каждого. Напомню тем, что начнет возмущаться, что попасть в этот production guide было совсем несложно и бесплатно, и никакой это не эксклюзивный список. А кто вовремя не успел, пусть не прошляпит в следующем году. Между прочим, production guide разлетелся в Каннах «на ура» - брошюры буквально с руками отрывали все, кто хоть сколько-нибудь заинтересован в сотрудничестве с украинскими кинематографистами.
Поскольку, несмотря на многочисленные призывы, «не успевших» подать информацию о своих компании и фильмах для каталога и production guide снова оказалось немало, позволю себе небольшую ремарку: для многих европейских продюсеров, отборщиков фестивалей, дистрибуторов и сейлз-агентов ежегодно издаваемый Госкино каталог украинского кино - единственный источник сведений о том, что вообще в Украине снимается и в каких объемах. Каталог готовится ежегодно еще до Берлинале. Насколько бы независимым ни был продакшен и режиссер, насколько бы самостоятельным не хотелось быть проекту, подать - напомню, бесплатно - заявку с информацией о своем проекте в Госкино всегда лучше, чем не подать.
Что касается работы украинского павильона, то в этом году она была намного менее стихийной, чем обычно: благодаря заранее спланированному расписанию встреч все, кто «резервировал место», могли спокойно провести запланированные переговоры за одним из четырех столов в павильоне.
Кроме того, самому помещению тоже добавили красок:
На экранах постоянно транслировали собранные со всех желающих шоурилы, ролики, трейлеры - видеоматериалы, способные должным образом продемонстрировать возможности Украины не на словах, а на деле. Всего с рынка собрали 30 видео по 1 минуте каждое.
Ну и о важном - о гуляньях.
На Украинскую вечеринку, организованную индустрией без финансового участия, но с полной моральной поддержкой государства, пришло более 450 человек. «Было страшно смотреть на очередь, которая выстроилась на вход», - рассказывали мне очевидцы.
Впрочем, это не значит, что за счет Украины решили погулять случайные люди - список приглашенных формировали непосредственно те, кто работал в павильоне, он получился сбалансированным и ориентированным на тех, кто уже работает с Украиной или планирует (продюсеры подавали для списка контакты существующих, потенциальных и желаемых партнеров, фестивали - отборщиков). А если кто вдруг решит, что вечеринка - это лишнее, то напомню, что в Каннах без нее - никуда: надо же показать мировой индустрии, что Украина – надежный и платежеспособный партнер.
Ну и сложно говорить о том, как была представлена в Каннах Украина, не упомянув, что в программе фестиваля фигурировали два украинских фильма - «Кроткая» Сергея Лозницы в основном конкурсе и «Иней» Шарунаса Бартаса в режиссерской программе.
Но что это я все говорю и говорю, лучше пусть сами за себя скажут организаторы.
Владислав Лясовский, глава Набсовета кинофестиваля «Молодість», например:
- В этом году все заботы взяли на тебя «Молодость», Госкино и представители разных отраслей украинской киноиндустрии. Когда «Молодость» начинала все это десять лет тому, то украинских кинематографистов было сложно привлечь к организационному процессу, но сейчас ситуация изменилась, украинская киноиндустрия доросла до того уровня, когда не стыдно показывать ее миру, - сразу обозначил Владислав.
- Павильон начал работу 17 мая, и в первый же день его посетило минимум сто человек. Не было ни одной спокойной минутки. Но всем хватило информации, на все вопросы были подготовлены ответы. Интерес к Украинскому павильону в этом году был очень большим. На наш прием 20 мая на входе в ресторан была огромная очередь. И вечер был насыщен не только развлечениями, но в первую очередь деловыми договоренностями. А приглашенный европейский DJ Ravin стал «изюминкой» приема благодаря тому, что замиксовал украинские хиты: песни таких групп, как «Океан Ельзи» и ONUKA. Наутро все говорили, что это была самая драйвовая вечеринка всего фестиваля.
Это мероприятие прошло при активной поддержке публичной дипломатии МИД Украины и его посетил, в том числе, посол Украины во Франции Олег Шамшур.
В рамках проекта «Молодости» World cinema support Ukraine гости Украинского павильона оставляли свои послания в специальном альбоме. Мы привезли каждое слово в Украину, и скоро все украинцы их услышат. Кроме того при поддержке фестиваля прошли встречи молодых украинских кинематографистов с отборщиками мировых кинофестивалей. Продюсеры Toy Cinema, Pronto Film, «Кіновир» и Good Morning Film встретились с представителем фестиваля COTTBUS Берндом Будером и передали ему свои проекты. С отборщиком Венецианского кинофестиваля встретились уже представители «Молодости» и передали ему каталог украинских фильмов и проекты тех, кто не смог лично посетить Канны.
Впрочем, имели что сказать и представители индустрии, которая «доросла». Как, например, глава Украинской киноассоциации Виктория Ярмощук:
- Мы как Ассоциация очень рады, что удалось всех собрать, договориться, слажено работать и даже скинуться финансово на участие в кинофестивале, которое обошлось в сумму порядка 55 тыс. евро. В нее вошли организация павильона, работа в нем, подготовка материалов и украинская вечеринка. 300 тыс. грн дало Госкино, 10 тыс. евро – Украинская киноассоциация, 10 тыс. евро – Ассоциация киноиндустрии Украины, 10 тыс. евро – кинофестиваль «Молодость». Оставшееся собрали участники индустрии – в частности, Solar Media, Одесский кинофестиваль, Ассоциация продюсеров Украины и Garmata Film. Кроме того, нас поддержало посольство Украины во Франции. Все участники выложили свои кровные – для нашего рынка это беспрецедентно и внушает надежду. В Украинской киноассоциации вкладчиками стали Radioaktive Film, FILM.UA, Star Media и, что удивительно, StarLightMedia, которая пока находится в процессе входа в Ассоциацию.
В украинском павильоне можно было получить комплексную информацию о стране: что происходит, какие изменения произошли в законодательстве, объемы господдержки, территориальное положение, локации и так далее. И у людей, работавших на стенде, была задача отвечать на все вопросы – от конкретного фильма до размера государственной поддержки в этом году. Отдельно в павильоне провели презентацию Discover Ukraine, на которой обобщили информацию о стане – раньше у нас такого не делали. И именно благодаря синергии и профессиональному подходу в организации нам удалось к Украине, к павильону и ко всему, что происходило, привлечь максимальное количество внимания.
В украинском павильоне было очень живо – намного живее по сравнению с павильонами других стран. Если не считать американцев, которые дошли до такой степени развития и цинизма, что просто продают всем подряд членство: можно заплатить $300 и проводить свои встречи в американском павильоне. Надеюсь, когда-нибудь украинский павильон станет таким же крутым (улыбается). Гостей было много, потому что мы, кроме всего прочего, заранее, за месяц до начала фестиваля, начали анонсировать работу украинского павильона и всего, что там будет происходить. В Ассоциации взяли базы всех участников павильона, и делали рассылки, в которых рассказывали, что есть такая Украина, у нее будет такая активность, новое законодательство… Новое законодательство, кстати, было той фишкой, на которую все обращали внимание
Мы как организаторы предоставили международному рынку огромный массив информации и видели интерес с его стороны. Теперь важно, чтобы продюсеры правильно выстроили отношения с потенциальными партнерами, чтобы законодательство заработало, и все это в конечном итоге вылилось в успешные проекты.
Или глава Ассоциации киноиндустрии Украины Владимир Яценко:
- Как я оцениваю работу Украинского павильона? Однозначно позитивно. Впервые большинство активных игроков украинского рынка объединились. 2017-й - первый год, когда павильон не «Молодости», а национальный, представлял Украину. Это позволило, например, участвовать ОМКФ. Да и все те иностранные партнеры, действующие и потенциальные, кто приходил на презентации или вечеринку, отмечали именно объединение индустрии.
Кстати о вечеринке - это была очень важная, можно сказать знаковая активность. Мы побили все рекорды, наверное: вместо запланированных в Киеве 150-200 человек итоговый список был более 400 приглашенных, а пришли все 500. Кто-то может назвать вечеринку «пиром во время чумы», но такое мероприятие хорошо проводить с точки зрения индустрии. Мы со своим 16,6% ребейта – странно, что не 16,66% - смешны на фоне 35% Эстонии, 30% Франции и т.д. Нас пока что спасают низкие цены из-за слабого курса гривны. Тем важнее показать, что мы входим в поле цивилизованной игры. В том числе - такими вечеринками.
Интересно прошла и презентация на стенде Discover Ukraine, и face-to-face украинских продюсеров, организованный фондом Янковского. На последний пришло больше людей чем в прошлом году, и, что главное, пришли новые люди, а не те, кто специализируется на Восточной Европе и посещает наши мероприятия из года в год.
Отдельное спасибо надо сказать Грузинскому павильону. Мы с ними сотрудничали, они нам уступали свою часть террасы, когда у нас были активности, мы им уступали, когда они проводили презентацию. И вообще нам многому стоит поучиться у Грузии - не самая богатая страна с маленькой киноиндустрией уже вошла в Eurimage, а мы - еще нет. Это очень тормозит развитие украинской киноиндустрии. Потенциальные копродюсеры всегда спрашивают о Eurimage, надеюсь, через год-полтора мы сможем давать им на эти вопросы удовлетворительные ответы.
Ну и, наконец, свое веское слово сказал глава Госкино Филипп Ильенко:
- Я не могу оценивать работу Украинского павильона в этом году иначе, чем позитивно. Прогресс виден невооруженным взглядом и в организации, и в наполнении павильона активностями, мероприятиями, и в контентном смысле. Частично это зависело не от павильона: украинская индустрия имеет, наконец, что продемонстрировать. Но очень важный фактор, который сыграл на позитив – то, что мы смогли объединить всю индустрию. Это первый, и, я надеюсь, не последний прецедент, когда государство, фестивали и продакшн-студии совместно работают для достижения общих целей. Все убедились, что такое объединение идет только на пользу.
- На рынке говорят, что впервые павильон был не «Молодости», а именно Украины...
- Нет, это всегда был национальный павильон, но ранее «Молодость» была основным организатором. В прошлом были периоды, когда Госкино не могло поддержать участие Украины в Каннском кинорынке финансово, но павильон всегда был именно национальным.
Хочу отметить основные активности, которые мы провели – это и ряд презентаций, и Discover Ukraine, и Meet Ukrainian Producers фонда Янковского, и наша вечеринка, которая привлекла много внимания. Несмотря на то, что это звучит легкомысленно, вечеринка – важный элемент формирования профессиональных связей. Важнее, чем многие официальные презентации и встречи. Она подтверждает статус Украины как надежного, стабильного партнера.
Я лично провел ряд встреч и переговоров о двустороннем сотрудничестве в сфере кинематографа. И, кстати, кое-какие договоренности сформировались именно на вечеринке.
Ребейты - это та новость, которую от нас ожидали услышать. Теперь все партнеры ждут имплементации норм закона. Но факт вступления в действие новой системы поддержки – важный сигнал для восприятия Украины как серьезного партнера.
В общем, весело было в солнечных Каннах
Но и продуктивно тоже
Будем надеяться, что 2017 год станет первым, а не единственным, когда индустрия и государство рука об руку сотрудничали в проведении этого мероприятия. А там, глядишь, и иностранные партнеры поверят в то, что на украинском рынке заработали единые для всех понятные правила игры.
Фото - Кирилл Авраменко, Ukrainian Motion Picture Association