Canneseries 2018: кому и зачем понадобился Каннский фестиваль сериалов
Вряд ли человечество в своем развитии сумело бы добраться так далеко, если бы наравне с хлебом ему не требовались зрелища. К счастью, это понимаю не только я, а над тем, чтобы вам было с чем скоротать очередной вечер, в поте лица работает целая индустрия. И если когда-то основная ставка делалась на полный метр, то последнее десятилетие прошло под знаком сериалов, которые, впрочем, и сейчас не собираются никому уступать свое место на пьедестале и в сердцах зрителей.
Да что уж там: даже в Каннах, где привыкли встречать серьезное полнометражное кино, в этом году впервые решили отметить достижения малого экрана. Ради этого компанией Reed Midem в рамках MIPTV был основан Международный фестиваль сериалов International Cannes Series Festival, а проще говоря - Canneseries. Для самой Франции мероприятие стало уже третьим за последние несколько лет специализированным смотром сериалов - после Series Mania в Париже и Международного фестиваля сериалов в Лилле. Другими словами, телеиндустрия не стоит на месте, в рамках экрана ей давно тесно, а причастными к ней не хотят быть только очень ленивые и недальновидные люди.
К слову, одной из глобальных целей нового каннского мероприятия еще до его старта заявлялась возможность привлечения к индустрии крупных брендов и представителей смежных с телевидением отраслей - музыки, моды и т.п. Все это - ради еще большей синергии между ними, и как следствие - вывода телеконтента на новый уровень, что в перспективе непременно порадует конечного потребителя, то есть нас с вами.
Неудивительно, что организаторы смотра еще до его старта не стеснялись говорить о фестивале, как о «важнейшей теленеделе года». Серьезная заявочка, не правда ли?
Кстати, помните дорожку, цвету которой удивлялся Дмитрий Кицай? Теперь секрет раскрыт: ее расстелили именно для Canneseries. Ну а что, нужно же чем-то отличаться от ближайших родственников из мира кино, которые давно закрепили за собой право на красный цвет коврового покрытия
Теперь несколько слов об организаторах фестиваля, чтобы вы окончательно осознали его значимость. Президентом смотра стала Флер Пельрен, в 2014-16 годах занимавшая пост министра культуры и массовых коммуникаций Франции, управляющим директором – Бенуа Луве, а художественным директором - Альбин Леви.
Только в прошлом году Пельрен (первая справа) выходила на красную дорожку MIPCOM, а теперь обзавелась своей, розовой
Что же до главных задач Canneseries, то команда здесь единогласна: телесериалы давно заняли почетное место в сердцах и умах зрителей, а теперь заслужили собственный профессиональный слет, который выведет их на новый уровень. «С одной стороны, Canneseries представит телевизионный контент профессиональному сообществу – и в этом смысле очень помогает наше сотрудничество с MIPTV. С другой стороны, будет еще одна возможность показать сериалы обычным зрителям, ведь именно они решают судьбу проекта», - считает Пельрен.
Луве в этом плане еще более поэтичен, и с помощью фестиваля надеется «услышать новые голоса и увидеть завтрашние таланты», а Леви так вообще уверен, что прошли времена, когда кино и телевидение находились по разные стороны баррикад, и Canneseries поможет собрать в одном место в одно время профессионалов индустрии со всего мира.
Последнее, кстати, совершенно справедливо: ради достижения своей цели оргкомитет решил не ставить перед потенциальными участниками смотра никаких ограничений - в программу могли попасть картины, снятые в любой стране, в любом жанре и любой стилистике. В целом же Canneseries разделили на несколько мероприятий: основной конкурс Canneseries Addict, программа для онлайн-сериалов Canneseries Digital и секция In Development. Надо ли говорить, что задуманное удалось: только в основном конкурсе поучаствовало 10 проектов из Бельгии, Германии, Дании, Италии, Израиля, Испании, Мексики, Норвегии, США и Южной Кореи, что еще раз доказывает, что и за пределами Голливуда существует бурная сериальная жизнь.
Сейчас, когда мероприятие уже закончилось, никакой интриги вокруг победителей уже нет, так что я без лишних слов предлагаю с ними познакомиться.
Главный приз - звание лучшего сериала - завоевал проект из Израиля «Когда летают герои». Это драматическая история о четверых друзьях-спецназовцах, которые вновь собираются вместе после 11 лет разлуки, чтобы решить старые конфликты и найти сестру одного из них. К слову, поиски заводят их аж в джунгли Колумбии, так что скучно зрителям определенно не будет.
Итальянской криминальной драме о сицилийский мафии «Охотник» взять главный приз не удалось, зато награды удостоился ее главная звезда Франческо Монтанари за лучшую актерскую игру.
Еще один израильский проект - картина «Мигель» - получила приз за лучший актерский ансамбль. В сериале, основанном на реальных событиях, речь идет об упрямом пятилетнем мальчике Мигеле, которого усыновляет 23-летний Том. Казалось бы, здесь должно начинаться счастье, вот только с самого начала все идет наперекосяк: первая встреча парня с ребенком оказывается не такой уж трогательной, а спустя 16 лет события переносятся в Гватемалу, где уже взрослый Мигель пытается отыскать настоящих родственников, которых Том от него все это время тщательно скрывал.
Норвежская историческая драма «Состояние счастья» взяла сразу две награды - за сценарий и за музыку. Ее действие разворачивается летом 1969 года в маленьком прибрежном городе. Международная нефтяная компания несколько лет проводит пробное бурение, но не находит нефть, а в городе тем временем развивается кризис: основным источником дохода его жителей много лет была рыба, но совсем скоро море станет пустым. В ночь перед Рождеством на нефтяной установке происходит выброс, что только усугубляет ситуацию. На фоне этих событий показана история троих американцев, которые участвуют в открытии нефтяных месторождений с 1969 по 1972 годы.
Ну а лучшим проектом в секции Canneseries Digital стал канадский веб-сериал «Домино» режиссера Зои Пельчат. Начинается он как история двух братьев, которые недавно потеряли мать и очень по этому поводу расстроены. Постепенно персонажей в картине становится все больше, и в анамнезе у каждого - собственная трагедия, с которой они пытаются справиться. Каждый эпизод шоу фокусируется на одном из героев, но объединяет их то, что действие всего сезона развивается на протяжении 24 часов.
Выявление и награждение лучших из лучших - далеко не единственная цель Canneseries. Как и надеялись организаторы, фестивалю не просто удалось собрать в одном месте в одно время игроков индустрии со всего мира, но и предоставить им отличную площадку для общения и обмена опытом. А там, где собирается больше двух продюсеров, неминуемо родится что-то новое, будь то яркий проект или любопытная сделка.
Так, к примеру, именно здесь Николай Картозия из российской «Пятницы» нашел общий язык с британским ВВС, и в итоге его вещатель завладел правами на показ одного из самый громких и противоречивых для России британских проектов - сериала «МакМафия». И, между прочим, не только им: в купленном пакете обнаружились права на показ вторых частей шоу «Планета Земля» и «Голубая планета», а также права на уже легендарного «Шерлока». Признаться, зачем «Пятнице» последний, учитывая, что все желающие уже посмотрели его на «Первом канале», я так и не поняла, но Картозии, конечно, виднее.
Не отставать от коллег решили и представители компаний Beta Film (Германия) и Red Bull Media House (Австрия), которые на Canneseries объявили о совместной разработке новой амбициозной футбольной драмы The Net. Согласно задумке, она будет состоять из пяти восьмисерийных сезонов, эпизоды будут длиться по 40 минут, и каждый сосредоточится на человеке, связанном с миром футбола - тренере, игроке, болельщике или жене футболиста. Ожидается, что производство проекта начнется в 2019-2020 годах.
Заинтриговать сумел и автор культовой «Прослушки» Дэвид Саймон. Теперь он работает с испанской компанией Mediapro (одним из создателей «Молодого папы», между прочим) над новым проектом A Dry Run - драме о членах батальона имени Авраама Линкольна, который участвовал в гражданской войне в Испании в 1937-39 годах.
Словом, сериалы продолжают победное шествие по планете, и добрались уже даже до Канн. Первый блин, как видите, не стал комом, а значит, есть все основания ждать продолжения Canneseries в следующем году. И как знать: возможно, именно этот фестиваль позволит европейскому сериальному рынку догнать и, чем черт не шутит, перегнать американский. А там, глядишь, и Украина подтянется.
Фото - variety.com, BX1, reedmidemphotos.com