Между Пентагоном и рекламой. Как Amazon планирует переждать конкурентные войны Google, Apple и Netflix
А вы тоже обратили внимание, что в последнее время в деловых и финансовых кругах только и разговоров, что о квартальных прогнозах и результатах «всадников IT-апокалипсиса» - Facebook, Google, Apple и младшего их брата Netflix?
Даже я, хоть и не специализируюсь на сводках с бирж и котировках ценных бумаг, сообщила вам о свежых отчетах стриминговой платформы. Компания Netflix уже несколько кварталов подряд превосходит самые оптимистичные прогнозы. YouTube от Google растет со скоростью света, Марк Цукерберг вот-вот обернет ситуацию с утечкой данных в Cambridge Analitica выгодой, а не репутационными потерями. И только Илон Маск курит бамбук в прямом эфире.
Но погодите-ка. Вы обратили внимание, кто не принимает участия во этом празднике жизни, за интерфейсом которого скрывается напряженная конкурентная борьба?
Джефф Безос, глава Amazon и, по состоянию на 2018 год, лучший стивджобс на рынке. Почему, пока IT-гиганты перекрикивают друг друга, Безос отступает все дальше в сторону и на что делает ставку, мне удалось разобраться, изучив последние выступления, интервью и посты Безоса. Так что предлагаю вашему вниманию свою, краткую версию генерального плана по завоеванию вселенной от Amazon.
Ну, поехали.
Во-первых, с ценными бумагами и квартальным отчетом у Amazon, если вы вдруг успели занервничать, все хорошо.
Несмотря на то, что график месяца показывает падение (это общие проблемы в IT-секторе), показатели за год или за пять лет расставят все знаки препинания в вопросах:
За год акции Amazon выросли на 103%, за пять лет - больше, чем на 350%, ну а за 21 год - на ошеломляющие 98000% (нет, в этой цифре нет лишних нолей, на 98 тысяч процентов). Причем процесс увеличения ценности акций только ускоряется.
Во-вторых, это значит, по меркам современной финансовой аналитики, что Amazon растет экспоненциально. Впрочем, почитайте лучше, как это оценивают специалисты.
Но термин «экспоненциальный рост» справедлив по отношению и ко многим другим компаниям - к IT-гигантам особенно. Чем же интересна Amazon? Почему она не трубит о своих рекордах на каждом углу?
Потому что Джефф Безос управляет компанией, сильно отличающейся от обычного IT-кампуса. И, кажется, нашел еще один способ этим воспользоваться.
В Amazon работают 575 тыс. сотрудников. Несмотря на это, Безос утверждает, что «исторически мы находимся только в самом начале пути развития интернета, и Amazon сейчас только на этапе «День первый». Если проще, то глава Amazon во всех свежих интервью называет свое детище стартапом.
«Стартап» Amazon, напомню, фактически монополист на сразу двух рынках объемами в триллионы долларов США, причем независимо друг от друга: рынок розничной торговли, по крайней мере в странах первого мира, и рынок облачных услуг, который Безос создал, предложив Amazon Web Services. И готовится захватить еще несколько.
«Стартапы всегда без проблем свергали тиранию крупных корпораций по одной причине: отсутствия бюрократии. Любой младший ассистент, которому в голову пришла мысль, нарушающая привычный алгоритм действий, может обсудить ее с командой, и не обязан пронести свой «бизнес-план» через цепочку из 25 согласований в жесткой иерархической архитектуре. Несмотря на свои размеры, Amazon оптимизирован, чтобы в нем был самый короткий путь от идеи до ее испытания как горизонтально, так и вертикально», - объяснил Безос в познавательном интервью Forbes.
Причем идеи и следующие за ними инновации возникают в результате всего двух действий: «либо кто-то оглядывается на базовые нужды потребителей, замечает поведение части аудитории и предоставляет сервис, который удовлетворяет незаметный до этого спрос, либо смотрит на произведенную инновацию и думает, кому она могла бы пригодиться», как объяснил сам Безос.
Почему это может быть важно? Вот четыре вещи, которые сейчас интересуют Джеффа Безоса и в которых, соответственно, грядут инновации: еда, особенно здоровое питание (Whole Foods), здравоохранение (свежая, еще не утвержденная сделка с Pillpack), военные и космические технологии (Amazon анонсировал программу сотрудничества с Пентагоном по программам создания систем безопасности и с NASA в космической программе через проект Blue Origin). И напоследок - онлайн-рекламой.
Война войной, а сериал по расписанию
Пока все основные студии и платформы дистрибуции контента, от Disney до Apple и даже Google с запуском YouTube Premium, пытаются догнать Netflix по протоптанной ими же дорожке сервиса и обещают запустить собственную, аналогичную видеоплатформу/кинотеатр, Безос даже не пытается угнаться за конкурентом. Это парадоксальное заявление: Amazon Prime предлагает доступ за определенную ежемесячную плату, то есть подписку, доступ к библиотеке контента без рекламы, почти так же давно, как собственно Netflix, и считается на рынке главным конкурентом сервису.
Но, как выяснилось из комментариев Безоса для The Hollywood Reporter и Wired, Amazon Prime конкурирует, на самом деле, не с Netflix, а очень даже с Google и Facebook, которые монетизируют данные, собранные о пользователе, продавая их пакетирование рекламодателям. Amazon планирует интегрировать свои уникальные данные аналитики на основе облачных хранилищ и почти полную историю покупок с собственным оригинальным контентом и библиотекой для того, чтобы рекламные предложения не только не раздражали пользователя, а воспринимались им с благодарностью. В то время, как ни Google, ни Facebook не могут предложить рекламодателям контролируемую среду, в которой гарантированно будут выходить их рекламные проявления, Amazon планирует полностью переписать определение понятия «нативная реклама», планируя сделать ее действительно «родной» для среды.
Что характерно, обсуждение вопроса приватности информации пользователей уже не слишком актуально: Amazon подтверждает, что у них уже достаточная база для полного понимания категории, в которой они планируют работать.
Станут ли благодаря этому сервис Amazon Prime и дугие услуги компании дешевле (или даже бесплатными), пока непонятно. Но если истории можно хоть сколько-то доверять, то Джефф Безос понимает, о чем говорит.
Фото - Wired, TechCrunch, Forbes