Культура бюджетирования от Евгения Нищука, или Сказ про медийный госбюджет-2019
Сегодня в шесть утра, в вечернюю сессию четверга, которая плавно переросла в ночную и потом утреннюю, украинский парламент рассмотрел, наконец, все правки в Бюджетный кодекс Украины и принял во втором чтении и в целом государственный бюджет на 2019 год. В рекордные сроки, должна заметить - за неделю до конституционного дедлайна 1 декабря. И в «черную пятницу» - но я бы не искала в этом двойного смысла.
Да и вся соль не в этом: после 20-часового пленарного заседания у народных некоторых депутатов сдавали нервы - приняв Закон в 6 утра, уже в 11:30 парламент голосовал за его отмену. Безуспешно, естественно, но факт остается фактом.
В таких условиях всеобщей спешки можно и не заметить, что прячется в доходных и, что еще интереснее, расходных статьях этого непростого документа авторства кабинета Владимира Гройсмана. Тем более что Верховная Рада восьмого созыва любит вносить правки, не рассмотренные в комитетах, с руки и голосовать за них в зале спонтанно. Этой ночью подобных правок было немало. К сожалению, Няни на каждый паспорт бюджетной программы не напасешься. Но медийные вопросы, естественно, не остались без моего внимания.
После бессонной ночи просмотра парламентского онлайна я так и не дождалась публикации окончательной версии - то есть официального текста бюджета. Однозначно заявленными можно пока считать только общие показатели: доходную часть бюджета заявили на уровне 1026 млрд 131 млн 809,2 тыс. грн, расходную - 1112 млрд 129 млн 997,6 тыс. грн. То есть почти 90 млрд дефицита бюджета. При этом правительство прогнозирует еще и 3% роста ВВП.
Но так как неожиданности и сюрпризы в тексте, точнее, в его медийной части, не предвидятся, поэтому давайте посмотрим, как именно будут обеспечены в 2019 году кино, телевидение и органы власти, которым они вверены.
Общественное
Обественное радио и телевидение - уже традиционно - получает чуть менее 60% от запрашиваемого финансирования, так что Зураб Аласания и его молодая команда вряд ли что-то изменят в риторике или в контенте вещателя в ближайший период.
Из запрашиваемых - и предполагаемых Законом Украины про общественное телерадиовещание - 1,8 млрд грн (0,2% расходной части госбюджета за 2018 год) - парламент выделил вещателям 1 млрд 005 млн 100 грн.
На эту сумму можно посмотреть оптимистично: в прошлом году Общественному предусмотрели всего лишь 776 млн грн. А можно и реалистично: по результатам 2018-го у Общественного 200 млн долга, который придется выплатить из этого финансирования.
Впрочем, 2019 - год выборов, а значит, у разбитого корыта останутся только самые беспомощные вещатели.
Госкомтелерадио
Соответственно Общественному финансируется и распорядитель его бюджета - Госкомтелерадио. Поэтому вместо почти 2 млрд грн, заложенных в проекте бюджета-2019, ведомство Олега Наливайко будет довольствоваться всего 1 млрд 200 млн грн финансирования - из них, напомню, 1 млрд 005 млн - это деньги НОТУ. Еще 155 млн грн - в целевой программе финансирования украинского книгопечатания.
Министерство информационной политики
Один из наименее эффективных органов исполнительной власти, который, признавая за собой определенные грехи, пытался даже сократить собственное финансирование, запрашивая на функционирование на 250 млн меньше прошлогоднего - 524 млн грн. Накануне, и при первом чтении, этот орган получил финансирование на прошлогоднем уровне - 780 млн грн.
С такой инициативой выступил профильный Комитет ВР по свободе слова и информации, мотивируя это тем, что снижение объемов финансирования потянет за собой сужение каналов иновещания и сворачивание мероприятий по информированию об Украине жителей временно оккупированных Крыма, а также Донецкой и Луганской областей.
Впрочем, Кабинет министров оценил результативность своего ведомства ниже, и в итоге сократил претензии министерства Юрия Стеця на 300 млн грн.
Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания
Получит дополнительные средства (точную сумму узнаем уже после публикации текста Закона) на работу аппарата и мониторинги, так как в этом году в силу в полной мере вступили языковые квоты. Кроме того, как намекнула Виктория Сюмар, уже принятыми квотами дело не ограничится - у депутатов в рукаве есть еще несколько законопроектов, которые также добавят Нацсовету работы.
Министерство культуры
Самое культурное из ведомств оставило остальные органы власти, администрирующие вопросы медиа, далеко позади. Министерство Евгения Нищука получает на 2019 год 5,6 млрд грн финансирования. Это на 10% больше, чем финансирование ведомства в прошлом году. Но показательны не столько сами цифры, сколько их перераспределение.
Большая часть средств - почти 2 млрд - это зарплатный фонд. «Миллиард» на кинематограф снова превратился в 505 млн грн Государственному агентству по вопросам кинематографа, которое реализует ту самую программу производства и распространения украинских фильмов, благодаря которой за последние три года на экраны Украины вышла уже почти сотня украинских фильмов. И еще 500 - на «патриотическое кино», то есть в отдельную программу и фонд, которым распоряжается уже не Госкино, а непосредственно Министерство. С одним только уточнением - программу «патриотического кинематографа» в очередной раз решили передать новому распорядителю, и Минкульт, только-только освоившись с единственным конкурсом, может больше не напрягаться - программу перенаправили в Украинский культурный фонд.
Кстати, об Украинском культурном фонде. В 2018 году новосозданный орган получил из бюджета чуть больше 200 млн грн. В этом году в распоряжение Фонда передали в три с половиной раза больше средств - 700 млн грн. Это не считая упомянутой выше патриотической кинопрограммы.
За счет чего, кроме Украинского культурного фонда, такой рост финансирования, спросите вы? В первую очередь, за счет финансирования давно обделенных музеев, библиотек и просветительских учреждений, росте бюджета на фестивали и культурные мероприятия, а также на сохранение исторического наследия.
Как видите, бюджет-2019 в сферах культуры и медиа мало чем отличается от бюджета-2018.
Осталось только напомнить вам, почему это плохо: заявленные в законодательстве, но до сих пор не реализуемые программы по налоговым льготам, кэшбекам, то есть прямому и непрямому стимулированию развития индустрии, откладываются еще на год. Еще год государство вместо того, чтобы создавать экономически благоприятные условия для бизнеса, выступает, по сути, меценатом. И, соответственно, еще на год откладывается реформирование медийных отраслей и переход на рыночные отношения. Но это было ожидаемо - как я уже упоминала, 2019-й - год выборов.
Фото Лига.Новости, Укринформ, rada.gov.ua