Польское кино по-украински. История повторяется дважды
Жизнь культурная всегда была на несколько шагов впереди. И на толику лучше жизни общественно-политической. Поэтому даже самые смутные времена не могут остановить интеграцию важнейшего из искусств. На минувшей неделе в Украине стартовали «Дни польского кино» - фестиваль важный и потому, что вовремя, и потому, что тематически близкий.
Я вам уже рассказывала о том, что сепаратизм искусству чужд, и что фестиваль пройдет в разных городах Украины - без учета их политических убеждений. Новейшие достижения народного кинематографа Польши посмотрят в Киеве, Виннице, Одессе, Донецке, Харькове и Тернополе. И, по случайному совпадению, программа фестиваля как на заказ - о тернистом пути, который прошла Польша от страны Варшавского пакта к европейскому государству, и какие проблемы ей еще предстоит решить.
Фестиваль открывали скромно и серьезно - всем не до пиршеств и гуляний
Директор Польского института Киева Ярослав Годун говорил кратко и по сути
- За восемь последних лет фестиваль познакомил украинского зрителя с почти полусотней лучших польских фильмов. Нынешняя афиша «Дней польского кино» сверстана так, чтобы наиболее полно передать не только жанрово-тематическое наполнение современного кино этой страны, но и тренды, которые вскоре должны мощно «выстрелить». Открывается фестиваль картиной Анджея Вайды «Валенса. Человек из надежды», которую в Украине уже демонстрировали в прошлом году на кинофестивале «Молодость». Заключительная трилогия мэтра польского кинематографа наглядно демонстрирует, насколько неоднозначным является отношение поляков к человеку, который прошел путь от рабочего до лидера нации.
Фильм Вайды был выбран не случайно - история «Солидарности» резонирует в Украине 2014 больше, чем когда-либо
Сценарист ленты «Валенса» Януш Гловацкий в Украине известен и без Анджея Вайды - постановка по его пъесе «Четвертая сестра» уже четыре года не сходит с подмостков Молодого театра
- Обращение к биографии бывшего польского президента и лауреата Нобелевской премии мира Леха Валенсы имело целью изобразить его не только как политика, но и как обычного человека. Его история - собирательна для истории поляка, и понимание его личности - это понимание менталитета всей нации. На этом и зиждется фильм.
Людмила Горделадзе гнула свою, «Жовтневую» линию, пообещав, что кинотеатр всегда будет поддерживать умное кино, некоммерческое кино и вообще любой идейный продукт
Ну а Денис Иванов пообещал, что «Артхаус трафик» сделает все возможное, чтобы зритель увидел самые интересные и самые инновационные новинки польского, и не только, кинематографа
Публика жизнеутверждающему открытию радовалась
Разве что у одного из гостей пресс-конференции в глазах читалась вселенская тоска
Еще один фестиваль можно галочкой отметить, как состоявшийся вопреки всему
Тем временем к открытию подтягивались опаздывающие - Юлия Жмакина, разобравшись со «Сниданком», пробежалась от подольского офиса Плюсов к кинотеатру
Подтянулась и редактор «Медиабизнеса» Ярослава Наумова
А Константин Грубич привел с собой семью - передает подрастающему поколению синефильскую эстафету
Разобравшись с официальной частью, презентеры ушли в народ. Кто ограничивался рукопожанием,
а кого и более горячо приветствовали
Даже памятные балетные чешки вручили, хотя мне показалось, что с размером немного не угадали
Признаюсь, в ноябре, на открытии другого фестиваля, «Валенсу» я смотрела совсем иначе. «Молодость» от революционных событий отделяли каких-то несколько недель, но кажется, что те события произошли очень давно, в другой жизни. Сегодня «Человек из надежды» Вайды рассказывает совсем другую историю...
А кастинг-директор «Ноя» должен начинать грызть локти прямо сейчас
Все, кому повезет побывать на «Днях польского кино», с удивлением узнают в «Валенсе», «Дорожном патруле» и «Закрытой системе» сегодняшнюю Украину, и поймут, что политические границы - вещь весьма условная. И кинематограф успешно их игнорирует.
Фото Иванны Зубович