Кум, сват и брат. Как депутаты голосовали за новый состав Нацсовета
Вчера на открытом заседании Комитета ВР по вопросам свободы слова и информации должны были вершиться судьбы 18 кандидатов в Нацсовет. Но по итогам - свершились они лишь для двух претенденток. Какие непотические схемы скрыли наши доморощеные Медичи, Борджия и Кеннеди за обилием красивых формулировок - попробуем разобраться. А заодно и посмотреть на лица тех, кто станет регулятором медиа-индустрии в ближайшее время.
Пан Николай Томенко был настроен на серьезный бой - как Глава Комитета, он модерировал открытое заседание
Но и кандидаты в решимости не отставали - каждый пришел с намерением взять Комитет не мытьем, так измором
- И ты будешь в программе говорить о цифровой реформе? Может, хоть формулировку сменить...
Форма одежды на заседании достаточно вольная - не «ударовцу» Рустаму Раупову же сегодня с программой выступать
К бою за место под солнцем готовы: Татьяна Котюжинская, Ольга Герасимьюк, Александр Михайлюта, Мария Бурмака, Ростислав Мартынюк и Тарас Шевченко. Оксана Приходько в этом цветнике - для моральной поддержки
Елена Кондратюк, Николай Баграев, Николай Томенко и Рустам Раупов готовы бой принять, но для начала все же изучают документацию
Игорь Мирошниченко как всегда вовремя подтянулся
Еще один Николай Комитета - Княжицкий - радостно предвкушает предстоящее заседание
А вот Игорю Мирошниченко не до веселья - оценивает шансы «свободовского» кандидата Ростислава Мартынюка реально
Одиозная Елена Бондаренко играла на Комитете в Фигаро - то появлялась, то исчезала. В итоге как раз на время голосования - вот незадача - испарилась. Но об этом потом
Первый вопрос на повестке дня - кто кому и чем полномочен
Отзыв группой «Суверенна європейська Україна» Анжелики Рудницкой в самом начале заседания испортил Николаю Княжицкому настроение. «Да здесь половина кандидатов выдвинуты общественными организациями, не имеющими статуса всеукраинских, а потому не имеют права никого выдвигать!» - возмутился нардеп от «Батькивщины». Но Рудницкую из списка все же пришлось вычеркнуть.
Открыла защиту себя как потенциального члена Нацсовета Мария Бурмака. Программы деятельности у всех кандидатов расходятся лишь степенью высокопарности, а их тексты уже были обнародованы, поэтому обойдусь без лишних слов.
Мария Бурмака - самый подготовленный кандидат. На Нацсовет замахнулась, когда и речи о новых назначениях не было, поэтому получает бонус за амбициозность. Кроме того, из всех кандидатов от «Батькивщины» она пользуется наибольшей популярностью у общественности. Основные пункты программы - «поддержка национального производителя контента» и «защита потребителя от информационных атак».
Политическая оппонентка Ольга Герасимьюк представляла свою программу следующей
Ольга с ловкой формулировкой «УДАР» услышал голос общественности и тоже поддержал меня» удовлетворила и ваших (подписантов меморандума, которые против депутатских выдвиженцев), и наших (собственно политическую силу). Несмотря на свою бытность дважды нардепом, Герасимьюк утверждала, что «далека от коррупционных схем», чем, по ее мнению, и заслуживает место в Нацсовете.
Свое выступление директор «Телекомпалаты» Константин Грицак сократил до необходимого минимума - «кабель», «цифра», «реформа», «нет коррупции» - за что слушатели были ему очень благодарны
Александр Ильяшенко тоже был лаконичен. Комитет не смутило, что образование у Александра - как и у небезславного экс-премьера Николая Азарова - «маркшейдерское дело». Не совсем соответствует духу статьи 7 Закона Украины «Про Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания», но вопросов у Комитета почему-то не вызвало. Привыкли, наверное, к специалистам горной инженерии
К директору ИТК Катерине Котенко - едва ли не к единственной за все заседание Комитета - возникли вопросы после оглашения программы. Правда, не у народных депутатов, а у кабельщиков. И касающиеся не Нацсовета, а деятельности Катерины в ИТК. Правильно, заседание и так затягивается - почему бы не порешать свои рабочие вопросы во время слушания в Комитете ВР?
А вообще, на заседании царила рабочая атмосфера. Переговоры вели и Глава Комитета,
и его заместитель
Юрий Крайняк обвинил Нацсовет в беззаконии. Впрочем, заслуженно, и тут же сообщил, что знает, как все исправить
- Нацсовет существует вне законного пространства, придумывает сам себе нормы, когда они нужны для принятия решения, - объяснил Юрий. - Но это противозаконно - не может Нацсовет быть законодательным органом и сам себя регулировать. Если есть пробелы, нужно по установленной процедуре получить толкование норм. Нужно редактировать законодательство, и сделать деятельность Нацсовета прозрачной, без «согласовательных совещаний за закрытыми дверями», когда общественность не в курсе, как и почему принимаются решения.
Похвальная амбиция, но менее рьяные речи Марии Бурмаки пользовались более глобальной поддержкой, так что «Батькивщина», похоже, поставит на прекрасный пол.
За коллегу вписалась Татьяна Котюжиинская. А затем предложила Комитету радикальное решение:
- Комитет по свободе слова и информации должен взять решение в свои руки, и не рекомендовать людей, которые, по их мнению, не соответсвуют хотя бы формальным квалификационным и образовательным требованиям. И отказать политическим кандидатам, лишив Верховную Раду возможности за них голосовать. Потому что Верховная Рада, это очевидно, голосовать будет по договоренностям.
- Мы открыто должны говорить, что ВРУ будет принимать решения по договоренностям вне зависимости от того, что порекомендует Комитет, - возразил Николай Княжицкий. - Если нет нарушений, Комитет не имеет права снять кандидата. Но даже если бы я хотел снять кандидатов только потому, что их выдвигает депутатская фракция, - рядом вот сидит Мирошниченко, он мне не даст.
Игорь Мирошниченко, действительно, не дал, пояснив:
- Если политическая сила выдвигает кандидата, который коррупционер, ответственность за это несет вся политическая сила. А общественные организации не несут никакой ответственности, если выдвинули такого кандидата. У ваших претендентов просто нет политической ответственности, и, простите, чтобы зарегистрировать общественную организацию - вообще ничего не надо.
После слов Игоря я долго и усердно пыталась вспомнить, когда же из-за одного политика-коррупционера хоть какая-то политическая сила взяла на себя ответственность. До сих пор пытаюсь вспомнить подобный прецедент, но в голову ничего не приходит.
Екатерине Мясниковой припомнили, что в предыдущем составе от ее организации выдвигался Николай Фартушный, который ничем хорошим себя за годы работы в Нацсовете не зарекомендовал. Впрочем, Екатерине удалось оправдаться - Фартушный не был сотрудником НАМ, а ассоциация, усвоив свою ошибку, будет теперь выдвигать в Нацсовет только членов из своих рядов
Галина Полхович удивила неординарной позицией по вопросу «папередников»:
- Не хочу критиковать никакие предыдущие составы. Хочу, чтобы Нацсовет и впредь проводил политику сбалансированного регулирования, и учитывал интересы всех лицензированных участников рынка.
Олег Черныш, топ-менеджер «1+1 медиа» и выдвиженец от «региональной» депутатской группы «Экономическое развитие» Анатолия Кинаха, правдиво заявил, что работал со всеми группами на рынке, и со всем может договориться. Договорился он, видимо, и со всем Комитетом - поддержали его единогласно
Следующим на повестке дня был Александр Швец - еще один представитель мощной делегации кабельщиков. Об эфирных каналах, что уж говорить о радио, в своей программе Александр не вспоминал - профессиональные вопросы превыше всего
Тарас Шевченко пообещал, что как последний спикер будет краток - но его расстроили, тут еще есть кого выслушать. Законотворческое резюме молодого юриста так впечатлило Комитет, что он тоже получил единогласную поддержку нардепов
За то, что на день опоздала с оформлением документов, извинилась Татьяна Попова (Валериевна, а не Владимировна, подчеркнула полная ее тезка, возглавляющая Украинскую Интернет-ассоциацию)
Но главный и самый интересный скандал приберегла напоследок Наталья Клитная, которая сняла свою кандидатуру в знак протеста:
- Во первых, этот меморандум общественных организаций - не европейский по своей сути, ведь он навязывает дискриминацию парламенту государства. И это не воля общества, а нескольких общественных организаций. Во-вторых, Нацсовет должен перестать заниматься протекционизмом большого бизнеса за откаты. И перестать карать неугодных. За этими двумя целями я шла в Нацсовет как кандидат.
Я очень надеялась, что конкурс будет справедливым. Но до меня и до нашей ассоциации дошла информация, что между политическими силами ВРУ уже есть договоренности, и кандидаты уже определены. Это снова представители крупных медиахолдингов и политических партий. Поэтому я не могу участвовать в конкурсе. - Когда зал обуяло всеобщее возмущение, Наталья добавила, - на «Телекритике» все фамилии названы.
- Я не читаю «Телекритику», - возмутился еще больше Николай Томенко.
- Я надеюсь, что эти слухи - неправда. И надеюсь, что те, кто будут в Нацсовете, будут работать на пользу народа. Я же свою кандидатуру снимаю, - спокойно продолжила гнуть свою линию Наталья Ивановна.
Зал еще долго шумел о том, что это гнусная, преступная ложь. Но кандидатуру Клитной спешно снял - зачем в Нацсовете столь нервные члены, которые, чем регулировать рынок, пугаются каждой статьи в интернете
Проголосовав вручную за кандидатов, 7 членов комитета единогласно поддержали Марию Бурмаку, Ольгу Герасимьюк, Татьяну Котюжинскую, Олега Черныша и Тараса Шевченко. А голос Елены Бондаренко решили не засчитывать - «регионалка» в нарушение регламента написала свои «голоса» на листе и в очередной раз покинула заседание. Но, чтобы удовлетворить любопытство журналистов, Николай Томенко вслух зачитал с листочка, за кого голосовала бы, если бы присутствовала, скандальная «регионалка»
Таким образом, несмотря на все усилия общественных организаций, и вопреки упорству юристов, голосовать Верховная Рада будет по всем 16 кандидатам - и нардепам Комитета, и их юристам показалось, что все претенденты удовлетворяют требования закона. Рекомендации профильного Комитета для ВРУ не являются обязательными, поэтому, раз уж не исключили, сколько голосов набрал кандидат - не так и важно.
Не удивительно, что при встрече со списком из 16 неизвестных фамилий нардепы проголосуют за тех, на кого укажет фракция, и ВРУ назначит по своей квоте «регионального», «батькивщинного» и «ударного» кандидатов. Ну а четвертым станет тот, за кого ляжет карта. Если ВРУ не решит вообще не голосовать за четвертого (ведь и тремя кандидатами уже собирается кворум) Нацсовет все равно будет разблокирован. Любопытно теперь не столько то, кто пройдет в Нацсовет, сколько то, какие решения регуляторный орган начнет принимать, и отправится ли он по душу и лицензию «Зеонбуда». Или продолжит делать вид, что до даты полного перехода на цифровое телевидение не осталось и года... Что ж, время покажет.
Фото Иванны Зубович