Одесский кинофест: делу время, гламуру час
Искусство - как цветок эдельвейса: выживает в условиях, при которых капитулируют даже тараканы и сепаратисты. В обстановке военно-финансового кризиса в Украине команде Пятого Одесского кинофестиваля удалось сложить пазл из сильной программы, интереснейших мастер-классов и мэтров мирового кино в жюри. На днях организаторы одесского кинофорума рассказали, что в этом году ожидает киноделов и киноманов.
Страна должна знать своих героев в лицо
Но в кулуарах речь шла не только о фестивальных хлопотах - всех кинематографистов волнует судьба Олега Сенцова и его друзей, содержащихся в следственном изоляторе ФСБ
Поэтому и пресс-конференцию Виктория Тигипко начала не с рассказов о том, как ее детище в пятый раз пройдет в Одессе, а с доклада Дмитрия Динзе
Адвокат Олега вышел на связь и рассказал о положении дел
Дмитрий подтвердил, что Олег Сенцов подвергался пыткам со стороны ФСБ с целью выбить признание вины, но что агенты спецслужб признания не получили. Также адвокат проинформировал собравшихся, что по российскому законодательству режиссер может содержаться под следствием до полутора лет, а в случае открытия судебного процесса - и намного дольше. Его попытки перевести Сенцова в другой СИЗО, не принадлежащий ведомству ФСБ, пока успехом не увенчались. Также адвокат сообщил, что выйти на связь с Олегом невозможно - его лишили права на телефонные разговоры, и даже передать записку адвокату он не может.
Гости и журналисты на время забыли, что собрались на пресс-конференции по совсем другому поводу
И организаторам не до смеха - Алик Шпилюк близко знаком с Олегом
Вместо детального освещения программы фестиваля Виктория Тигипко инициировала разговор о Сенцове
- Мы находимся в постоянном контакте с его семьей, и мы кричим об этой ситуации на каждом углу, но этого мало. Надо больше говорить об этом, поднимать международный шум, - мне кажется, это единственный шанс спасти Олега. Мы все знаем его как человека - нет, как Человека, с большой буквы. Мы должны сделать так, чтобы об этом говорили все.
От безрадостных новостей - к приятным: Пятый ОМКФ состоится и покажет лучшее, что может предложить мировое кино
Национальная конкурсная программа собрала 13 короткометражных и 7 полнометражных фильмов. Два украинских фильма будут соревноваться также и в международной программе - фильм грузинского режиссера Наны Джорджадзе «Моя русалка, моя Лореляй», который снимался в Одессе, и «Поводырь» Олеся Санина, который уже был на фестивале в прошлые годы - на питчинге идей и в секции Work-in-progress.
В целом международная конкурсная программа выглядит так: за «Золотого дюка» поборются американские «Большые важные вещи», для которых показ в Одессе станет мировой премьерой, фильм-нуар «Черный уголь, тонкий лед» китайского режиссера Йинан Дяо, получивший «Золотого медведя» на Берлинале, мексиканский роуд-муви Альфредо Руиспаласиоса «Гуэрос», триллер «Стерео» Максимилиана Эрлевайна, израильская трагикомедия Талии Лави «Мотивации ноль», фильм «Свидания вслепую» грузинского режиссера Левана Когуашвили, философская поэма «Поле собак» авторства Леха Маевского, румынская драма «Роксана» Вали Хотя, фильм Анны Меликян «Звезда», награжденный на «Кинотавре», и французская комедия Party girl.
Среди украинских фильмов в программе - «Зеленая кофта» Владимира Тихого, «Лариса Кадочникова. Автопортрет» Ларисы Кадочниковой «при участии Томашпольского», как сказал Алик Шпилюк, и Томашпольского же работа «F 63.9 Болезнь любви», документальный фильм Валентина Васяновича «Сумерки» и драма «Люби меня», у которой никак не сложится с широким прокатом в Украине, но которая успешно прокаталась в Турции и прошла на фестивалях мира.
Объявлены были и составы жюри: международный конкурс будут судить Сергей Лозница, Евгения Додина, Ольга Дыховичная и Жан-Филипп Тессе. Мне так и не удалось выяснить, почему Лозница за последний месяц перестал быть главой международного жюри, а его кресло займет известный британский режиссер Питер Веббер. Но обещаю обязательно прояснить этот вопрос.
- Мы очень горды, что нам даже в такой сложный период удалось заполучить этих людей в состав международного жюри. Это говорит о высоком статусе нашего кинофестиваля, - похвасталась Виктория. - Мы для себя равнялись на международный кинофестиваль в Сараево, который не прекращал деятельности даже во время войны в Югославии. Их пример доказал, что останавливаться нельзя. Приглашать действительно сложно - но об этом лучше расскажет Юлия Синькевич, наш исполнительный продюсер.
- Многие до сих пор не решаются подтвердить свое участие, потому что и наслышаны о ситуации в Украине, и помнят трагедию, которая произошла в Одессе 2 мая, - продолжила Юлия. - Но мы делаем все возможное, чтобы как можно больше гостей чувствовали себя уверенно, и со своей стороны стараемся обеспечить их безопасность.
Наконец зал, полный журналистов и камер, получил возможность задавать вопросы
Желающих уточнить детали было много
И организаторы были предельно откровенны
«Нет, Даррен Аронофски будет участвовать только онлайн, но он очень хотел приехать. На самом деле у него одесские корни, и он мечтал побывать на исторической родине. Возможно, в следующем году у него получится»
«В каком смысле - уменьшился ли бюджет?»
- Бюджет фестиваля один и тот же - думаете, от того, что стало меньше спонсоров, у нас стало меньше затрат? - уверила собравшихся Виктория. - На каждой площадке нужно установить свет и звук, нужно арендовать эти площадки, нужно купить права на показы фильмов, нужно привезти, поселить и кормить гостей, нужно организовать транспорт между фестивальными локациями, построить сцены, свет и звук для open air показов... Да, на самом деле в этом году бюджет уменьшился процентов на 20 - мы были вынуждены отказаться от Оперного театра в качестве локации для церемоний открытия и закрытия фестиваля.
Мы долго вели переговоры с Министерством культуры, у нас есть документальные подтверждения, я даже письма с собой принесла, если журналисты хотят проверить. Поначалу мы с ними договорились о том, что они пойдут нам навстречу, и мы покроем коммунальные расходы - что само по себе немаленькая сумма. Но теперь они затребовали с нас сумму в 800 000 грн, совершенно неподъемную для фестиваля, только за аренду театра. Это, между прочим, почти в три раза больше, чем мы платили в лучшие годы, когда у ОМКФ было значительно больше партнеров.
Было принято решение перенести церемонии открытия и закрытия в театр им. Водянова - на время ОМКФ мы его называем Фестивальный центр. Еще мы решили отказаться от красной дорожки и пышных церемониалов - но поклонники фестиваля нас заверили, что не сильно по этому поводу расстроятся, ведь понимают, что сейчас не время для гламурных вечеринок.
Если вам нужна цифра, то мы ее никогда и не скрывали - бюджет фестиваля всегда был около 3 млн евро. В этом году он только чуть-чуть меньше. Но мы потеряли многих спонсоров и вообще не получили государственного финансирования. Мы даже за прошлый год не получили выплат от государства. Поэтому обратились к платформе краудфандинга - сняли видео о кинофестивале, а именно о национальном конкурсе, и выставили заявку на сайте indiegogo.com. Мы собрали $26 тысяч, и все они пойдут на Национальный конкурс, в частности - на выплаты призов победителям.
- Мысли перенести фестиваль у нас не было, - успокоила журналистов Юлия. - Ну, может, чисто по-человечески в самые страшные дни февраля, марта, мая... Но это была естественная реакция, когда сложно было всем. В остальном мы просто работали и сводили вместе все детали, чтобы получился юбилейный фестиваль.
А тонкую механику нынешнего фестиваля раскрыл Алик Шпилюк:
- По поводу «Нового российского кино» могу сказать, что для организации этой программы нужно было бы участие российской стороны и поддержка Министерства культуры РФ. А вы сами понимаете - посол РФ вернулся в Украину только на инаугурацию. Но российские фильмы в программе будут, конечно. И мы продолжаем общение с коллегами, которые так нас поддерживали все время войны, которые не побоялись высказаться в защиту Украины, вопреки политике Кремля. Нет, гостей из России, которые отказались бы приехать, не было. Были такие, которых мы не хотели у себя видеть, их мы и не приглашали.
Пока Викторию Тигипко телевизионщики донимали вопросами о краудфандинге,
а Алик Шпилюк рассказывал о программе фестиваля,
я уточнила у Юлии Синькевич, как помогли фестивалю письма поддержки
- Не так сильно, как хотелось бы. Мы еще раз убедились в том, что кино - это бизнес.
- Многие президенты фестивалей просили предоставлять украинским фестивалям в этом году ленты бесплатно, и присылать гостей за свой счет. Хотя бы один фильм удалось получить?
- Да, даже несколько. Но опять-таки, это было не столь резонансно и масштабно, как хотелось бы.
- А что по поводу гостей? Какие-то киноорганизации или институции вам помогли?
- Да, Польский киноинститут сам, без наших просьб, написал письмо и спросил: «Чем мы можем помочь? Мы готовы». Было очень приятно. Много помощи мы получили от Французского культурного центра и от Британского совета - мастер-класс Стивена Фрирза мы огранизовали благодаря их помощи, как и заполучили Питера Веббера. Некоторые идут нам навстречу, некоторые - работают в рамках сложившихся финансовых отношений. Это нормально.
Судя по всему, собранные деньги были потрачены ОМКФ не на понты, а на дело: вместо плохого гламура команда инвестировала их в хорошее кино. И тем больше у киноманов резонных поводов еще раз встретиться в жемчужине у моря.
Фото Кирилла Авраменко