«Когда мы дома»: как СТБ лишился комедийной девственности
Войдя во вкус роли вездесущего Фигаро, СТБ продолжает осваивать новые жанровые ниши, в частности - доселе непривычную для себя комедийную. К началу нового сезона канал разродился скетчкомом собственного производства «Когда мы дома».
В общей тележатве нынешней осени нас и без того ждет масса сюрпризов от отечественных телеканалов. Кто-то нянчится с моделями, кто-то оплодотворяет потерявших надежду мамочек, а вот на СТБ решили наступать сразу по нескольким фронтам – его зрителям будет и грустно, и интересно, и, наконец, смешно.
Интриг в новом собственном проекте СТБшников предостаточно. И если вы не следили за судьбой скетчкома, то знайте: почти два года телевизионщики не могли приступить к работе над ним. Но звезды наконец-то сошлись в благоприятном раскладе - и уже сегодня вечером зрители заморочатся судьбами пяти украинских семей, ставших героями сериала. Я же накануне отправилась в святая святых проекта – на съемочную площадку, чтобы своими глазами увидеть, чем и как живет телевизионный долгострой.
Пришлось прокатиться – сериал снимают не в привычных павильонах, а в загородном доме. На самом деле, локаций две: дома расположены недалеко друг от друга, и работа порой кипит сразу в обоих, соответственно в двух съемочных группах под руководством Максима Литвинова и Антона Щербакова. Четкого распределения обязанностей у режиссеров нет – оба снимают все семьи посменно.
Герои сериала – простые украинские семьи, члены которых представляют разные поколения, что, естественно, отражается на реквизите.
В квартире самой пожилой пары, к примеру, нашлась допотопная швейная машинка и проигрыватель для пластинок
А это – интерьер квартиры семьи с типичной украинской свекровью. Штрих национального колорита - полосатый коврик, знакомый многим с детства
Не забыли проработать и вид из окна: с экрана телевизора все будет как по-настоящему
Скетчком снимают не по принципу конвейера – один съемочный день посвящен только одной паре. В мой приезд команда работала над очередным эпизодом из жизни тридцатилетних героев с маленьким ребенком.
Их локация – самая подготовленная. На остальных - музей случайных вещей
Ребенок, кстати, в кадре никогда не появляется, но присутствует незримо - вся кухня персонажей забита детскими игрушками
Сегодня на смене Максим Литвинов, который отвечает не только за режиссуру, но и за проект в целом.
Литвинов не ограничивается работой в контрол-руме,..
то и дело бегая к актерам – подсказать, направить и даже показать на своем примере
Остальные бдят у мониторов
Актер после чудодейственного режиссерского пенделя сразу становится живее и естественнее в кадре
Алексей Тритенко, играющий мужа-милиционера Андрея, даже в перерывах между дублями не выходит из образа большого ребенка,
чем изрядно веселит присутствующих. Ни один фикус при этом, к счастью, не пострадал
Алексей – опытный театральный актер, что ничуть не мешает ему воплощать придурковатого героя сериала.
- Это совершенно разные вещи – телевидение и театр, но в этом проекте мне легко, - говорит он. - Мой персонаж в чем-то перекликается со мной, но, слава богу, не во всем – он же со странностями.
- Нелегко быть милиционером?
- (Смеется) Вот как раз с этим проблем не было. В моей фильмографии много ролей милиционеров – оперов, участковых. Сложнее было разобраться со степенью юмора, ведь комедия – непростой жанр.
- Не было сомнений по поводу того, что и скетчком – несерьезный жанр?
- Сомнения были, но не из-за этого. Как театральный (в первую очередь) актер, я больше привык работать на коротких дистанциях – пять серий, семь… А тут история не на одну сотню эпизодов, и это настораживало. Тем не менее, я в проекте.
Вторую половинку экранного героя Алексея – Марины – играет Катерина Колесник. В составе «Ваверки» - продакшена Дмитрия Танковича - она трудилась над сценарием скетчкома, а позже решила поучаствовать в нем и в качестве актрисы. Правда, тогда ей досталась другая роль – девушки Кати из самой молодой пары. Со временем боги кастинга распорядились таким образом, что Катерине пришлось воплощать персонажа постарше и посерьезнее.
- Когда я была утверждена на роль Кати, мне казалось, что она мне идеально подходит, - говорит о своей экранной тезке Катерина. - Возможность прокастинговаться на роль Марины меня немного пугала: она постарше, серьезнее, уже мама. Но потом я немного расслабилась. Все-таки, если девушка замужем за таким человеком, как Андрей, то она тоже слегка сумасшедшая. Мне очень помогают режиссеры. Однажды я задумалась и поняла, что Марина мне стала нравиться больше – это для меня новый этап в карьере.
- С самого начала вы работали над сценарием сериала. Это помогло вам получить роль?
- Я принимала участие в разработке характеров персонажей, и мне безумно хотелось поучаствовать в кастинге. Я спросила у руководства «Ваверки», можно ли, но этот вопрос как-то замялся. Мое резюме актрисы уже было на канале, но я решила его обновить – отправила еще раз со свежими фотографиями. Буквально на следующий день мне позвонили из кастинг-отдела. Я волновалась, не знала, как сказать своим, что меня позвали на кастинг, но меня успокоили: оказалось, что моя кандидатура проходила и через них тоже. Сейчас продолжаю работу на два фронта.
- Не возникает соблазна тщательнее прописать свой персонаж, уделить ему больше места?
- Даже если бы я хотела – это невозможно. Через меня проходят все персонажи, сделать акцент на ком-то одном не получается. К тому же, я больше занята на редактуре, а не на написании. Да и желания такого, если честно, не возникает: хочется сделать смешной продукт в целом, а не только одного персонажа.
По задумке создателей, сериал не должен открывать украинцам новые горизонты: все его истории – из нашей с вами жизни. Соответственно, герои скетчкома – это мы, наши родственники или друзья, словом, типичные украинцы.
Гримерка в проекте – одна на всех. Актеров на площадке всегда двое (кроме «украинской» семьи – там еще и свекровь), так что много места и костюмов не требуется
Одно из преимуществ дома перед съемочным павильоном – есть, где отдохнуть в перерывах.
К примеру, можно потренироваться в бильярде. Есть еще бассейн, но на него времени у съемочной группы вечно не хватает
Даже на съемках комедийного сериала команда СТБ не забывает о событиях на востоке страны
Когда объявили перерыв, мне удалось выпытать у Максима Литвинова подробности съемок. Для этого, правда, пришлось отвлечь режиссера от законного обеда.
- Максим, на СТБ заявляли, что одна из причин создания сериала – большее соответствие своей аудитории. Какой вы видите эту аудиторию?
- Я не маркетолог, мне сложно говорить об аудитории. Этим сериалом мы открываем новую для канала область, делаем еще один шаг. Мы их сделали немало за последние 8-9 лет, превратившись из документально-новостного в развлекательный канала №1 в Украине. Раньше на СТБ показывали в основном драматические сериалы. Это попытка дать каналу новую краску и отвоевать еще кусочек у рынка. Не знаю, насколько это воплотится в реальность, но свою задачу вижу именно так. Есть какие-то комедийные вещи на том же «Новом канале», например, «Воронины» - наши прямые конкуренты, на других каналах тоже много подобного, для СТБ же это впервые. Да и в Украине много лет не было качественного семейного скетчкома.
- То есть, вы не подстраиваетесь под аудиторию, а делаете свой скетчком на собственное усмотрение?
- Не совсем так. Мы, конечно, ориентируемся на нашего зрителя. Я не скажу, что это новаторский продукт, но он новый. Мы пытаемся взять лучшее из двух направлений и объединить это. Есть жанр скетчкома – со сценарной точки зрения, он простой, говоря человеческим языком – это анекдот. Мы же попытались превратить это в нечто большее, сделать так, чтобы наших персонажей узнали и полюбили. Вначале нам приходили смешные, но усредненные шутки, мы же поставили продакшену Димы Танковича задачу сделать из этого сценарий. Сейчас я могу сказать, что мы этого добились.
- Как вы с ними работаете? Советуете что-то, просите как-то по-особенному прописывать персонажей?
- Мы добились того, чтобы сценаристы понимали персонажей: кто они, какая у них речь, как они никогда не поступят. Был очень интересный процесс, в котором нам приходилось отстаивать характеры. Создали карту персонажей, где прописан каждый из них – с набором характеристик героя и его пары. С ее помощью можно было проследить точки пересечения интересов и построить на этом конфликты и их решения. Мы ходили с этой табличкой на поклон к руководству канала, приводили примеры из других сериалов, чтобы лучше объяснить свое видение. В итоге, каждый наш герой получился уникальным: это собирательные образы из всего, что нам было известно ранее. К тому же, многие вещи привносят сами актеры. Кастинг был очень сложным: он длился полтора года в несколько этапов, но сейчас нам очень легко. Возвращаясь к вашему вопросу: да, сценаристы очень ждали, когда съемочный материал попадет к ним обратно, чтобы начать писать уже под актеров с их сильными сторонами.
- Кстати, о новаторстве. Руководство телеканала не ставило перед вами задачу снимать таким образом, чтобы потом превратить скетчком в формат, который можно будет продавать?
- Такая мысль появилась по ходу. Мы полюбили наших персонажей и ждем от них большего, чем можно показать в маленьком скетче. Каждому хочется дать больше времени в кадре, больше жизни. Бывает так, что просим сценаристов не писать скетчи о каких-то ситуациях, потому что из них может получиться полноценная серия на 20 минут. Уже есть идеи на далекую перспективу, точно не на этот год, может быть, на следующий. Посмотрим, будем ли мы успешны, если да – будем развиваться.
- То есть, может получиться отдельный сериал о каждой из семей?
- Да, это возможно. Я вижу предпосылки как минимум в двух семьях. Не буду рассказывать, о ком конкретно идет речь, чтобы на меня не обижались остальные.
- Вы говорите, что работать в комедии – каторжный труд. Неужели это сложнее, чем, к примеру, отработать сезон «Х-Фактора»?
- Это по-другому. «Х-Фактор» - огромная махина. Когда она на ходу – страшно рулить. Как режиссер прямого эфира, я понимаю, что каждый винтик вертится, каждая шестеренка подогнана, все смазано и машина летит на огромной скорости. Все прекрасно отработано, но малейшее неверное движение руля – и можно завалиться в кювет. В «Х-Факторе» свет, звук, красивая картинка, участник, пафос. Если что-то одно хромает – есть чем компенсировать. Здесь махина поменьше, но не за что спрятаться. У актера есть только камера, то есть – зритель, перед которым он как на ладони. В этом проекте все свое время я трачу только на работу с актерами, больше ни во что не лезу, как делал это в «Х-Факторе». К тому же, смешить людей – это непросто.
- Вы ставили перед собой задачу найти только украинских актеров. Почему так?
- Да, это действительно так. Это было полтора года назад, так что абсолютно никакой политики. Просто нам хотелось, чтобы в наших героях люди узнавали себя. Ведь все действие у нас происходит дома, ситуации – бытовые. Было бы логично, чтоб происходящее на экране выглядело так же, как дома у наших зрителей, с тем же колоритом. Конечно, все проблемы – общечеловеческие, нас бы поняли и во Франции, и в Индии. В Голландии, наверное, не все бы поняли – мы не настолько современный сериал. Но, тем не менее, у нашего быта есть свои особенности – мясорубка, проигрыватель, стиральная машинка «Малютка». Хотя, знаете, если бы ко мне на кастинг каким-то образом попал белорусский актер, который бы прекрасно справился с поставленной задачей, я бы, наверное, не задумываясь его взял.
- Вы уже третья съемочная группа, которая берется за этот проект. В чем были сложности?
- Не совсем так. Я начинал проект, снимал пилоты, которые были утверждены. Но потом началась «Скорая помощь», я ушел туда. Команда, работавшая над скетчкомом, осталась на нем, режиссером стала Лена Захарчук. Мы думали, что получится запустить процесс, но тогда были определенные сложности – сценарий не был окончательно прописан, были разногласия по персонажам, кастинг не закончился. Поэтому все затянулось немного дольше, чем планировалось.
- Сейчас на проекте два режиссера – вы и Антон Щербаков. Не возникает разногласий по работе актеров?
- Маленькие нюансы, конечно, присутствуют, но я не могу назвать это разногласиями. Все читки, подготовки, редактуры мы проводим вместе, отсматриваем материалы друг друга. Мы начинали друг у друга на площадке в качестве молчаливых наблюдателей. Тогда и определились с темпом, ритмом, светом, способом съемки и так далее. Не без казусов, но мы постарались убрать все шероховатости и разности в подходах.
- Из каких соображений вас двое?
- Из экономических. Одному режиссеру пришлось бы очень долго снимать. Творческой составляющей здесь нет, хотя есть один очень интересный момент. Когда есть второй режиссер – это очень мотивирует. Ты видишь, что у него что-то получается лучше, и пытаешься подогнать свой уровень. Появляется здоровая конкуренция, не в том плане, чтоб позлорадствовать, а просто – держать друг друга в тонусе. Это как в беге: когда ты бежишь один, то ориентируешься только на свои силы, а когда есть соперничество, то оба бегут дольше и быстрее.
- Как вы выбирали второго режиссера?
- Я хотел, чтобы в проекте осталась Лена Захарчук, но у руководства канала появились на нее другие планы: она ушла на проект «Холостяк». Пришлось заняться поисками, и когда состоялась первая беседа с Антоном, я понял, что хочу работать именно с ним. Он, кстати, привнес в наш проект много нового, особенно это касается актеров. Катя Колесник до его прихода была утверждена на другую роль – двадцатилетней Кати из молодой пары. Но Антон привел Алену Алымову на эту же роль. Буквально с первой же пробы я понял, что Алена – это именно то, что нам нужно. Катя же попробовалась на роль Марины и блестяще ее воплотила.
- У вас были планы снимать скетчи одним кадром, но не получилось. Какой подход в итоге используете?
- Мне нравилась история с одним кадром, но это было актуально в истории с чистым скетчем. Когда же мы переросли в нечто большее, и у персонажей стали вырисовываться характеры, наши скетчи затягивались на 3-4 минуты. Зрителю было бы скучно наблюдать такие длинные зарисовки в одном кадре, поэтому мы используем склейки.
- Почему снимаете не в павильоне, а на живых локациях? Так проще?
- Тут есть финансовый аспект, ведь дом в аренде получается дешевле, чем павильон. К тому же, здесь хорошо, нет казенности, которая присутствовала бы в павильоне. В доме совершенно другая атмосфера, он теплее.
- Здесь сложнее работать или проще?
- Вначале было немного сложнее – нет инфраструктуры, приходится ютиться по комнаткам, но сейчас мы уже привыкли и мелкие нюансы, вроде отсутствия профессиональной вытяжки, совсем не смущают.
- Есть ли у вас любимчики среди актерского состава?
- Нельзя сказать, что любимчики, но я начинаю скучать, если долго кого-то из пар не снимаю или, наоборот, если десять смен подряд снимаю одних и тех же героев. Дело не в том, что я кого-то люблю или не люблю – они все разные, у каждого своя специфика, а когда мы устаем друг от друга – это не идет на пользу.
- Вы даете актерам возможность импровизировать или держите их в строгости?
- Конечно, даю. Более того, я этого от них очень жду, иной раз сам подталкиваю к импровизации. Часто бывает, что актеры изматываются – если это, к примеру, пятый день съемок, каждый из которых длится 12 часов. В таких случаях я пытаюсь как-то их расшевелить. Импровизация имеет огромное значение.
- Пришлось ли вам чем-то пожертвовать ради съемок?
- Так всегда бывает, когда уделяешь чему-то много времени, практически несколько месяцев жизни. Меня не звали в Голливуд снимать блокбастеры, так что этим жертвовать не пришлось. Понятно, что личная жизнь в чем-то хромает, но это же любимая работа, от которой не устаешь. Мне в этом отношении даже легче, ведь моя вторая половинка тоже работает на СТБ, она знает, что такое бессонные ночи на проекте. Более того, мы стараемся работать вместе, когда выпадает такая возможность – ее руководитель даже старается больше ставить ее в работу со мной, чтобы мы больше виделись. Всем миром нам помогают в личной жизни.
- У вас в сентябре планируется двухнедельный перерыв в съемках, с чем это связано?
- Людям нужен отпуск, ведь мы все лето просидели на съемках. Проекту нужна перезагрузка – подтянуть сценарий, доработать определенные моменты. К тому же, мы снимаем быстрее, чем пишем, так что сценаристам отпуск пока не светит.
Интуиция мне подсказывает, что Максим немного недоговаривает насчет длинного сентябрьского отпуска, и нас ждет какой-нибудь сюрприз от режиссера. Посмотрим, оправдаются ли мои догадки осенью. Ну а пока поздравляю команду сериала с почином, надеюсь, проекту удастся завоевать народную любовь, и жду сегодняшнего вечера...
Фото Кирилла Авраменко