Сладкий кинопроект президента Порошенко, или Как Виталий Кличко учил украинский
Украинские фильмы обитают на очень маленькой киноферме, а оттого на мероприятиях, как вчерашняя презентация тизера экранизации романа Марии Матиос «Солодка Даруся», особенно заметно, что живут они по Оруэлловским законам. А кто не верит, что не все фильмы одинаково равны, и что некоторые все же равнее других, пусть попробует найти другую презентацию тизера - или даже премьеру фильма - с такой же концентрацией власть имущих на квадратный метр, как свежая киноинвестиция фонда Кличко под патронажем президента Украины Петра Порошенко.
Но обо всем по порядку. Кинотеатр «Киев» готовился к проведению ивента с высоким, высоким отношением.
Даже неугодные машины, как всегда спорадически припаркованные на площади Льва Толстого, зачистили вручную
И даже с главы Госкино Филиппа Ильенко строго спросили ксиву и пригласительный
Впрочем, почетные гости - режиссер Александр Денисенко и посол польской культуры в мире Анджей Струмилло пришли с фан-клубом
За которым по-джентельменски поухаживали, а оттого впечатлили даже блюстителей пропуска порядка
Особо рьяные ценители таланта Марии Матиос в лице Сергея Гаврилюка, засмущались, что не соответствуют дресс-коду, и, порешав дела с экс-министром культуры Евгением Нищуком, отправились домой - переодеваться
Вот с кого стоит брать пример: Ирма Витовская не только сама одета с иголочки, но и в других этикет блюдет, так что правильно Гаврилюк сбежал
Кроме гостей власть предержащих Мария Матиос зазвала на премьеру тизера и всех своих соратников по Майдану
Хотя, как видите, чиновники все же брали верх над революционерами, как минимум численностью
Юрий Макаров знает, конечно, что Евгений Нищук министерского кресла давно лишился, а вот подходит все равно осторожно, на всякий случай
Объединенные «Свободой» Михаил Ильенко и Богдан Бенюк тоже насторожены, и высматривают по углам острых политических обозревателей. Не волнуйтесь, все самые острые уже перекочевали в лагерь народных депутатов
Впрочем, я поспешила с выводами - на ловца и Соня Кошкина бежит
Олегу Кохану, не очень востребованному полит-колумнистами изданий «Вести» и «Украинская правда», оставалось грустить в компании Романа Балаяна
Самый ожидаемый из гостей (не принимая в рассчет съемочную группу) Виталий Кличко решительно, как Голиаф, пресек разговоры на отвлеченные темы с коллегами
Быстро (насколько это получилось) ответил самым любознательным на вопросы исключительно о фильме и своем в нем участии. Правда, о финансовом размере последнего лукаво промолчал
Появление министра культуры Вячеслава Кириленко ажиотажа у прессы не вызвало
Рассевшись по своим местам...
гости, среди которых обнаружилась Александра Кужель. принялись внимать
С небольшим (по меркам презентаций) опозданием в полчаса, подошло время Х
А именно, явление Марии Матиос и молодого режиссера Александра Денисенко
И, собственно, демонстрация их взаимной любви друг к другу и детища этой любви - тизера к фильму «Солодка Даруся»
- «Солодка Даруся» выдержала семь изданий. Ровно десять лет назад, в марте 2005, книга получила самую престижную украинскую премию – Шевченковскую. «Даруся» была переведена на многие европейские языки - в четверг в Париже я буду представлять французский перевод. За это время инсценизация романа прошла 70 раз в Муздрамтеатре в Черновцах и 180 – в Ивано-Франковске. Пришло время «Дарусе» заговорить на киноязыке, - рассказала Мария.
Анджей Стумилло зачитал приветственную речь, написанную для фильма Анджеем Вайдой, на польском, Мария Матиос перевела на украинский
Впрочем, публике перевод явно не требовался - в зале собрались одни полиглоты
Виталий Кличко, даром что действительно полиглот, на понимание польского не претендовал
Чтобы время проходило впрок, политик отстранился на галерку по делам мэрским, оставив розы сиротами на ковролине кинотеатра «Киев»
Тем временем речь взял уже Анджей Струмилло:
- И я, и Анджей Вайда поддерживаем «Солодку Дарусю» беспрекословно, потому что мир не понимает, не видел еще новой Украины. Отсюда международное непонимание и отсуствие консенсуса. А такой проект может, наконец, показать миру, что такое Украина.
- «Солодка Даруся» сможет вмонтировать Украину в культурную карту мира. Поэтому мы не хотим снимать фестивальное кино. Это будет массовый проект, для широкого проката. О «Солодкой Дарусе» узнают все, - добавил режиссер.
Продюсер Клаудиа Шмея поддержала решение, что фильм надо снимать масштабно. А после долгих и придирчивых расспросов призналась журналистам, что бюджет фильма составит от 1,5 до 2,2 млн евро. Дать более точную оценку у Клаудии не получилось, так как фильм только-только пересек черту in-development и начал стадию пре-продакшна.
Краткое изложение фактов о фильме выглядело примерно так: это большой международный ко-продакшн; пока что в команде замечены Польша и Украина, но не сомневаюсь, что добавятся и другие (на ушко мне уже шепнули название Eurimage, хотя до привлечения фонда еще далеко); режиссер настаивает на «международном актерском составе», но как ученик Анджея Вайды, проживающий в Польше, приоритет в кастинге отдал все же полякам (главные роли - за Пйотром Гловацким и Магдаленой Ружанской, да и Магдалена Малина французской актрисой считается весьма номинально). А вот оператор у фильма украинский, Александр Рощин, а вовсе не ментор Денисенко и камерамэн самого «Гарри Поттера» Славомир Издзяк, как ошибочно заявили некоторые медиа.
Из прочих любопытных фактов - сам тизер снимался 18 съемочных дней на нескольких локациях в Карпатах. Кроме исторических хаток этнографического музея, в съемках были задействованы (и в результате сожжены) специально построенные реконструкторами несколько домов деревни Даруси. Съемки прошли в октябре 2013 - январе 2014 годов... Впечатляющий сейлз-тул для поиска инвесторов, не так ли? При этом, по словам режиссера, вся эта сказка была реализована практически бесплатно, только благодаря реноме «Сладкой Даруси» и силе личности Марии Матиос.
Сама писательница, впрочем, засмущалась, и от своей харизмы попыталась откреститься. Напрасно - ее ожидала целая очередь ходоков.
Главный блюститель морали Николай Княжицкий призывал, как всегда, в очередной раз попрать свободу слова - и как только столько лет в одноименном комитете ВР проработал? - и поспособствовать цензуре нового польского кинопроекта, в котором Украина и украинцы выглядят не так, как хотелось бы.
Виталий Кличко без всяких политических призывов выступил с чистосердечным признанием
- Я учил украинский язык по книге «Солодка Даруся». И хочу, чтобы фильм имел такой же резонанс, как и книга. Потому что Мария Матиос маленькая женщина, но сердце у нее огромное, и страха в нем ни капли. Она всегда на баррикадах Майдана, в тюрьмах, где держали Автомайдановцев, на фронте, где самые горячие точки.
Зал умилился и смахнул слезу
Но слезы только начинались. Мария приглашала по очереди луганского пограничника Юрия Гладченко, героев Майдана и Автомайдана, а также вдов Небесной сотни
Сентиментальность закончилась на выступлении Игоря Грынива, представляющего тут президента Порошенко, под патронажем которого делается фильм
А Александра Кужель окончательно вернула дискурс в политическое русло
Засим и презентации фильма конец, а кто дождался - молодец, и заслужил фуршет.
Наконец можно обсудить не кто кого в парламенте, а художественные достоинства тизера
«Ну а через годика два вот так же будем фильм смотреть»
Ну а что же собственно тизер, спросите вы. Он, несмотря на то, что снят бесплатно, обладает бесспорным инвестиционным потенциалом. Хотя я уже предвижу «Сладкой Дарусе» рейтинг не меньше 18+ за особое смакование сцен насилия, убийства и самоубийства, что несколько не вписывается в заявленную концепцию массового кино. Стилистически ученик Анджея Вайды шаг в шаг следует по стопам своего великого учителя - кто знает, может, Александр Денисенко так и до «Оскара» дошагает.
Фото Кирилла Авраменко