Правила съема продюсера в лифте. 10 секретов питчинга от скрипт-доктора Моники Франчак
- Я начала свою карьеру в киноиндустрии с чтения. Продюсеры получают десятки сценариев каждый день, и обычно у них нет времени читать все, поэтому я занималась скрипт-ридингом. Я читала и анализировала тритменты и сценарии десятками. И могу вас заверить: плохой сценарий не тот, в анализе которого звучит критика, а тот, после прочтения которого и написать ничего не хочется, - поделилась с украинскими сценаристами и просто заинтересованными лицами перед своим мастер-классом Моника Франчак, эксперт в области написания и разработки сценариев, скрипт-доктор, на счету которой работа с крупнейшими польскими студиями - Alvernia Studios и Platige Image.
На мастер-класс FILM.UA Факультета «Советы сценаристам и продюсерам. Как представить проект на ПИТЧИНГЕ. Как представить вашу идею кристально ясно» в рамках «Мастерской Талантов» на МКФ «Молодость» пришли самые заинтересованные, многие - нервно сжимая в руках собственно сценарии, тритменты или просто блокноты с идеями. А спустя два часа мастер-класса Моники, которая на пальцах и трейлерах из YouTube объяснила простыми словами многие неочевидные вещи, сценарии начинающие авторы спрятали и начали искать ближайшие лифты. Потому как именно в них происходят самые важные и самые успешные питчинги.
Но обо всем по порядку:
Олеся Лукьяненко и Елена Малкова позже похвалили мастер-класс и признали его очень полезным, причем не только для сценаристов
Даже Виктор Мирский и команда «Нюхача», знающие о сценариях все, наши для себя много полезного
Что уж говорить о начинающих продюсерах - например, Нефес Полат из Турции
Есть подозрение,что Дмитрий Кицай вынашивает сценарий полнометражного художественного фильма
Ну а сама Моника не тратила времени на ерунду, и сразу перешла к главному - советам:
Планируйте свою презентацию грамотно. Питчинг - это не вопрос жизни и смерти, но вопрос вашего будущего. Как минимум в том смысле, что вы проведете следующие несколько лет в связке с продюсером, которого выберете. Говорите внятно. Жестикуляция, язык тела, визуальный контакт - все это очень важно. Особенно потому, что сценаристы, в отличие от продюсеров, - в основном интроверты, скованные. Не уверены в своих силах - репетируйте перед зеркалом, просите друзей прослушать вас. Работайте над собой и своим питчем до того, как вывести его в свет.
Идея важна, но как вы ее презентуете - не менее важно. Идея сама по себе, без здоровой дозы актерства, без идеальной четкости, теряется. Считайте ее алмазом, которому нужна огранка, чтобы блистать. Питчинг - это не идея, это продажа идеи. Вы ищете деньги на проект, и даже самый лучший проект нужно продавать красиво. Посмотрите, как работают продавцы в автосалонах, в магазинах компьютерной техники, как они убеждают клиента сделать покупку. Вот у них есть чему поучиться.
Не сдавайтесь. Хорошие фильмы иногда рождаются из плохих идей, а хорошие идеи иногда невозможно экранизировать. В Голливуде существует «черный список» - перечень сценариев, которые по считаются «непродюсируемыми», которые невозможно снять. В него включают не плохие сценарии, а сложные. Но не верьте, когда вам говорят, что ваша идея слишком сложная - если уделить ей достаточно внимания и заботы, вы найдете того, кто поверит в нее. Мой друг, например, сейчас заканчивает свой фильм - он снимал его 15 лет. Он был на всех питчинах за эти годы - ему желали удачи, но в него не верили. Алекс не сдался, и через три месяца его фильм выходит в прокат. Когда вам отказывают, это неприятно, но не смертельно. Если у вас есть нужные навыки, вы рано или поздно найдете покупателя.
Поймите, что такое питч. Это разговор, чтобы определить, совпадает ли то, что вы предлагаете, с тем, что ваш собеседник ищет. Это рыночные отношения. Кроме того, питч - это также представление, поэтому нужно быть немного актером, чтобы справиться с задачей. Питчи бывают разными: например, короткий питч, или «лифтовый питч» (elevator pitch) - презентовать свою идею ровно за то время, за которое лифт поднимется на нужный этаж. По сути, это - презентация логлайна. Иногда короткий питч убеждает продюсера настолько, что даже не нужна более развернутая версия - то есть презентация истории, чтобы продать идею. Хотя развернутый питч будет присутствовать - для команды, которая займется девелопментом фильма или сериала.
Будьте эмоциональны. Как хорошо подготовить короткий питч? Есть столько же методов, сколько людей. Но самое важное - найти контакт с человеком, которому вы питчите, потому что он - ваш первый зритель. Что вы продаете в кино или на телевидении? Эмоцию. Поэтому короткий питч должен вызвать у продюсера ту самую эмоцию, с которой зритель выйдет из кинотеатра, и вызвать ее всего за одну-две минуты. Для этого самый простой метод - дать продюсеру персонажа, к которому можно проникнуться симпатией, которому можно сопереживать. Потом представьте проблему, которую нужно решить вашему герою. И покажите, как разрешается эта история.
Краткость - сестра таланта. Главное правило короткого питча - он должен быть коротким. Не расходуйте свое время на лишнюю информацию, расскажите только самые интересные части своей истории - без подробностей и деталей. Но не надо приберегать самое интересное на второй питч - его, скорее всего, не будет, если вы не заинтересуете продюсера.
Понимайте, на каком уровне происходит ваша история. Например, фильм «Маленькая мисс счастье» - на поверхности это комедия о семействе, которое путешествует по Америке в машине. На втором уровне - это история семейного конфликта. На третьем - это история о человеческом достоинстве, о преданности и о силе характера. Многие начинающие авторы поддаются соблазну питчить историю с первого уровня, или третьего уровня - это ошибка. События, которые на поверхности, не покажут, о чем история, а ваше понимание третьего уровня не скажет ничего продюсеру, если он не будет знать о скелете истории. Так что ваш уровень - второй.
Понимайте, что важнее, а чем можно пожертвовать. Конечно же, стоит сразу презентовать продюсеру центрального персонажа и его конфликт. Но ваша история всегда будет больше, чем короткий питч - будьте редактором для самого себя, выберите самое важное из своей истории. Для многих сценаристов это все равно, что выбрать любимчика среди родных детей, но это необходимо. Расскажите о своем самом интересном конфликте, но не раскрывайте главную тайну - как именно все развязывается. Постройте саспенс, и заставьте продюсеров прочесть, в результате, ваш сценарий.
Делегируйте. Еще одна рекомендация на будущее - иногда даже самый лучший сценарист не может презентовать свою идею. Смиритесь с этим - может, вам просто не хватает актерских навыков и умения быстро найти контакт с другими людьми. Это не конец света: найдите для питчинга другого человека, который может провести его. Это может быть режиссер проекта, исполнительный продюсер - любой, кто понимает вашу историю, и кто более способен ее продать.
Понимайте, когда вас испытывают на прочность. Питчинг для продюсера - это не только знакомство с вашей идеей, но и знакомство с вами, и чтобы понять, как вы справляетесь со стрессом, они могут задавать вам провокационные вопросы. Это нормально. Кино - это сложный бизнес - препродакшен, продакшен - сложные напряженные процессы. Если вы не можете справиться с нервами на питчинге, вы точно не справитесь с ними в процессе работы.
Развернутый питч не слишком отличается от короткого, у вас просто 10 минут вместо 1-2. Тут действует то же правило, что и в коротком питче - не рассказывайте всю историю сразу. То, что у вас больше времени, не значит, что вы должны пересказать весь сюжет. Пускай ваши персонажи - самые яркие из них - расскажут историю центрального конфликта. Люди, которые вас слушают, сочувствуют вашему персонажу, поэтому представьте его лично, как будто он стоит рядом с вами.
В финале Моника показала ролик с рекомендациями для сценаристов от фестиваля «Сандэнс»
А затем уделила несколько минут мне
- Допустим, сценарист прислушался к рекомендациям. Что еще может пойти не так?
- Главные ошибки сценариста на питчинге - ну, например, непонимание разницы между референсом и использованием сравнения с другим фильмом для того, чтобы объяснить свой сюжет. Вы можете сказать, что хотите стиль съемки или тон, как в «Начале» Кристофера Нолана, но не стоит говорить, что это история, как «Зодиак» Финчера. Особенно в коротком питче важно не пользоваться таким методом.
Еще одна распространенная ошибка - не иметь в запасе еще одну идею. Возможно, продюсерам не очень понравилась, или не очень подходит идея, но после питча им может понравиться сам сценарист. Никогда не знаете, где найдете работу, или кто вас кому порекомендует. Продавая сценарий, вы продаете и себя.
- А какой совет из названных - самый важный?
- Эмоциональность. Фильмы - это инструмент производства эмоций в зрителе, и это знает любой продюсер. Поэтому если сценарист может вызвать в продюсере эмоцию своим питчем, значит, он сможет вызвать эмоцию у зрителя сценарием. Это может быть сочувствие, приязнь, гнев, страх, даже ненависть - важно не оставить человека равнодушным.
Все поняли? Что ж, за работу!
Фото Кирилла Авраменко