С Параджанова началась независимость Украины. Мистецький арсенал, Гудимов и FILM.UA вспомнили тени предков
«Едва я вчитался в повесть Коцюбинского, как захотел ставить ее. Я влюбился в это кристально чистое ощущение красоты, гармонии, бесконечности. Ощущение грани, где природа переходит в искусство, а искусство – в природу», - писал в одной из немногих опубликованых статей Сергей Параджанов о фильме «Тени забытых предков». Собственно, о грани речь и пойдет, только немного другой - между забвением и памятью. Потому что, если продолжать ссылаться на режиссера: «Я убедился, работая над «Тенями», что совершенное знание оправдывает любой вымысел».
Вчера в Украинском кризисном медиацентре Иван Козленко, Павел Гудимов, Андрей Алферов и Полина Толмачева продемонстрировали знание, приближенное к совершенному, презентуя мероприятие «Тени забытых предков. Выставка», которое пройдет в «Мистецьком арсенале» с 23 марта по 10 апреля под кураторством Павла Гудимова, Андрея Алферова и при помощи Бориса Филоненко и Катерины Носко.
Совместными усилиями FILM.UA Group, взявшией на себя все финансовые вопросы, Арт-центра «Я Галерея», «Мистецького арсенала» и Благотворительного фонда Бориса Ложкина (который особенно помог Павлу Гудимову в организации доступа к архивам КГБ), удалось собрать выставочно-музейный проект, который воссоздал вселенную фильма Сергея Параджанова. Впрочем, лучше об этом расскажут сами организаторы.
Павел Гудимов, автор идеи и куратор выставки, встречал каждого на входе пакетом с подарком. А что внутри, я вам покажу, если дочитаете репортаж до конца
На некоторые кресла, впрочем, садиться было не велено
Иван Козленко, Павел Гудимов и Андрей Алферов изучают зеленый каталог выставки (англоязычный). Рыжий, который на украинском, ждет своего звездного часа
- Для чего это все нужно? - начал Андрей Алферов. - Мы не очень хорошо умеем красить заборы в желто-синий или сносить памятники Ленину. Но пройти мимо «Теней забытых предков» мы не можем. В апреле прошлого года мы с Иваном Козленко придумали провести химический анализ этого фильма. Это - исследование творческой лаборатории, которой является фильм «Тени забытых предков», фильм неимоверно живучий и который отбрасывает, простите, тени на нынешние реалии Украины. Мы хотели показать, из чего растет этот фильм, как собралась группа единомышленников, которая его произвела. На этом этапе к выставке подключился Павел Гудимов.
- Эта выставка мультимедийна, ее бы не было без высоких технологий. Поэтому хочу сразу сказать «спасибо» студии FILM.UA, которая помогала нам не только материально и креативно, но и теми самыми высокими технологиями, которые позволили реализовать многие наши задумки. Вы увидите 23 марта, что там все живет, блестит, двигается и говорит - и это благодаря FILM.UA Group, - продолжил кинокритик.
- Идея родилась, когда мы с Андреем были на выставке Антониони в парижской Синематеке. Та выставка была больше, чем просто рассказом о фильмах великого режиссера, она показывала эпохи, культурные слои. Нам подумалось, что работа Сергея Параджанова заслуживает не меньшего внимания. Этот фильм необычайной силы, и нам хотелось выделить в нем не только политические и идеологические, но и культурные, этнографические коды.
Андрей Алферов по давней модераторской привычке начал передавать слово от спикера к спикеру
- Буквально два слова еще. Мы призывали в соорганизаторы и партнеры много влиятельных людей и институций. Большинство говорили, что идея чудесная, но вежливо отказывали. Нам поверил Сергей Созановский, которые давно и часто пускается в творческие эксперименты. Это другой тип менеджера, не распространенный в наших широтах, который не сидит на насиженном, а готов инвестировать в культуру и информационное поле. Поэтому очень хочу передать слово Полине Толмачевой.
- Ответ на очевидный вопрос - зачем выставка киностудии - очень прост. Фильм «Тени забытых предков» - великое кино, которого в Украине должно быть как можно больше, и он достоин того, чтобы вывести его с киноэкрана, сделать живым, объемным. Ну и, пускай это прозвучит пафосно, выставка очень важна для украинцев как для народа - мы находимся в поиске собственного пути, идентичности, а в фильме Сергея Параджанова - и в нашей выставке - содержится много ответов.
Павел Гудимов перешел от общих слов к конкретике
- Мы сидим тут - всего 4 человека. А над выставкой работает 45 человек, плюс - 15 человек техперсонала, плюс еще 24 волонтера. Так что это огромный проект.
В зоне отдыха будет лаундж, будут лекции, мастер-классы и экспериментальная гуцульская кухня
В зале «Красный» создается инсталляция - настоящая гуцульская хата
«Зеленый» зал - этнографический. Важнейшая частью того, над чем работали как Параджанов, так и Коцюбинский - демонстрация любви к гуцульской культуре
Сокира - практически прямая цитата из фильма
Деревянная гуцульская скульптура - одно из культурных явлений, которым вдохновлялся Параджанов
«Желтый» зал посвящен авторам «Теней» - кто они, чем они жили, о чем думали, создавая фильм
В экспозиции - в том числе оригинальные раскадровки первого художника фильма Сергея Якутовича
И самого Параджанова. «Он рисовал свои раскадровки, как Матисс» - заметил Гудимов
«Увы, оригинал Тициана нам Вилла Борджезе не дала», - пожаловался куратор выставки, намекая на еще один источник вдохновения авторов - «Любовь земную и любовь божественную»
А вот оригинальное ярмо из сцены свадьбы для экспозиции отыскали
Зал «Оранжевый» посвящен комиксам по фильму «Тени забытых предков» (издан отдельной книгой)
Комиксы - это не пересказ фильма, а пересказ историй, рассказаных авторами и очевидцами, которые связаны со съемкой и премьерой «Теней забытых предков»
Зал «Белый» - «Невидимая сокира», о политических процессах в Украине в 1960-х, о том, как прошла премьера фильма в Киеве и почему с нее можно вести отсчет современной независимой Украины
- Благодаря фонду Бориса Ложкина нам удалось получить доступ к архивам КГБ, и на выставке будут представлены материалы, которые там хранились - доносы, дела, заведенные против Параджанова, Стуса, Миколайчука. То, о чем многие раньше не слышали.
Какой лес вырубили «невидимой сокирой»
И какие фигуры после нее остались - увидите уже на выставке
- За время работы над выставкой мы все влюбились в этот материал. Для нас он стал неимоверно важен и близок, - продолжила Полина Толмачева.
- Я чувствую, что за последний год Параджанов, Якутович, Ильенко, Миколайчук стали мне родственниками, - подхватил Павел Гудимов. - Этим вирусом любви к миру «Теней забытых предков» мы хотим заразить и вас.
Марина Орехова, продюсер «Русского дятла», принялась изучать содержимое пакета, который дарил Гудимов. Покажу вам содержимое и я.
Мини-каталог (полный, более чем на 500 страниц, еще в типографии)
и обещаные комиксы
Но чем сто раз читать о чем-то, лучше один раз сходить и посмотреть самим. 23 марта в 18:30 в «Мистецьком арсенале» на торжественном открытии Алферов, Козленко и Гудимов не только расскажут все о выставке, но и лично проведут экскурсию и выдадут капсулу с вирусом любви к фильму Параджанова.
Предупреждаю только, что лекарства от такой любви пока не изобрели.
Фото Кирилла Авраменко