Быть или не быть Киевской кинокомиссии? Почему это важно, объясняют индусы, грузины и литовцы на примерах своих стран
Знаете, какие чиновники забавляют меня больше всего? Те, которые скажут тебе что-то на диктофон, а спустя минуту, отвечая на уточняющий вопрос, восклицают «Я такого не говорил!»
Вчера я побывала на Киевском инвестиционном форуме, посвященном туризму, а в частности - на специальной его секции «Киев - кинематографический город» под модераторством Анны Паленчук. Во избежание эксцессов, описаных выше, постараюсь поменьше цитировать представителей КГГА и побольше расскажу вам о том, что на самом деле обсуждалось.
Тем более что панель - как на подбор (слева направо): Любовь Крохмальная из Media Resources Management, Анна Паленчук, Давид Вашандзе из Грузии, Радж Натариан из Индии, Юрате Пазикайте из Литвы, Иракли Макацария из Грузии и Андрей Мирошниченко из КГГА
Но в одном вопросе избежать прямой отсылки к Мирошниченко - и его коллеге из мэрии, главе управления по туризму Антону Тараненко - мне не удастся. Поэтому разберемся с ним сразу.
«Впервые вопрос о создании Кинокомиссии возник перед городом около года назад», - начал Андрей со сцены. На самом деле нет. Год назад, в рамках Круглого стола на KYIV MEDIA WEEK, на котором я тоже присутствовала, заявили, что работают над проектом уже не менее месяца, и «в ближайшее время инициатива #КиноКраина и КГГА будут готовы подписать меморандум о сотрудничестве».
В мае Антон Тараненко сообщал мне, что проект Кинокомиссии разработан, со всеми департаментами проведена работа, и осталось до сентября успеть оформить ее создание и утрясти все юридические моменты. На Киевском инвестиционном форуме обещали презентовать уже работающую Кинокомиссию или, как минимум, «перерезать ленточку».
Вчера же Андрей Мирошниченко рассказывал в общем о том, какая это полезная вещь - кинокомиссия (ну, это вы уже слышали), и какие они с Украинской Киноассоциацией молодцы, что наконец-то закончили разработку проекта. Уточнять, был ли проект готов в мае, или его разработка закончилась только сейчас, в конце сентября, я уже не стала. Потому что, по утверждению многих в индустрии, проект был готов еще год назад. Ребром же я постаила другой вопрос:
- Андрей, так когда же заработает кинокомиссия?
- А как вы себе это представляете, что значит - заработает?
- Будет создано подразделение, в которое можно будет обратиться, появится штат, который будет выполнять задачи Кинокомиссии.
- Задачи Кинокомиссии я озвучил, это обеспечение базы данных локаций, сервисов, продакшенов, это предоставление услуг по оформлению разрешительной документации на съемки, промо. В направлении двух из этих трех задач мы уже работаем. База данных была разработана при помощи Украинской киноассоциации (имееюся в виду, судя по всему, ресурс location4film.com.ua и каталог украинский продакшенов, - МН), мы участвовали в организации стендов, презентующих Киев как локацию для съемок и как туристическое направление, например, в Каннах.
- Постойте, стенд Украины действительно был в Каннах, и не только, но, насколько мне известно, финансировали его Госкино и индустрия. КГГА тоже участвовала в организации финансово?
- Нет, участвовала организационно.
- А что все же с юридическим оформлением и получением, есть какой-то дедлайн, который вы можете озвучить? Когда заработает Кинокомиссия?
- До конца года.
- То есть к декабрю 2017-го?
- Да.
Ну что ж, я таймер выставила, напоминалку себе в календаре сделала. Посмотрим. Чиновникам Австралии достаточно недели, чтобы решить формально вопрос реорганизации всей системы энергообеспечения крупного региона по предложению Илона Маска, а чиновникам Киева сложно второй год утвердить уже разработанный проект Кинокомиссии. Но я ни на что не намекаю.
А теперь - о более приятных (и более грустных) новостях. О том, как работают Кинокомиссии и Кинофонды в Грузии, Литве и мире.
Гость из Тбилиси Давид Вашандзе начал издалека, с подсчетов Oxford Economics
Впрочем, быстро переключился на Грузию
И ее экономические преимущества
И, наконец, главное - о кинематографе.
Структура ребейта в Грузии очень привлекательна для иностранного капитала:
20% ребейта может получить любой фильм (а также реклама, реалити-шоу, клип), независимо от прохождений «культурных тестов», а еще 5% - в случае, если соответствует ряду критериев:
Оформление разрешений на съемку в Грузии, кстати, решается благодаря работе местной Кинокомиссии в считанные минуты.
А вот и полезная статистика: за время работы программы в Грузию удалось привлечь 8 крупных международных проектов, которые инвестировали в экономику страны около $6 млн и создали полторы тысячи рабочих мест.
В Литве ситуация еще интереснее:
Как объяснила Юрате Пазикайте, только в Вильнюсе в общем было 348 съемочных дней по копродукционным проектам за год, и это не считая рекламных роликов. Всего Литва привлекла 35,8 млн евро инвестиций, из них 7,1 млн евро инвестировали в индустрию производства аудиовизуального контента сами литовцы.
Среди крупнейших проектов Юрате скромно не назвала сериал HBO о Чернобыле, который тоже снимают не в Украине, а в Литве - где и процедуры прозрачнее, и ребейты выше.
За свои высокие и эффективные налоговые льготы Литва получает инвестиции, рабочие места, туризм и бесплатное промо Вильнюса как туристической локации. В подвтерждение своих слов Юрате показала, сколько раз профильные и не только издания написали о столице Литвы, и все дали рекомендацию посетить город:
В комментариях это, в общем, уже и не нуждается
Но самое веское слово сказал Радж Натариан, продюсер из Индии, снимавший в Украине ранее (фильм «Виннер») и запустивший (с сегодняшнего дня) в производство второй проект в Киеве.
- Индийское кино - самый выгодный инвестор. Мы снимали в Исландии, например, всего 7 дней, и за это время оставили в стране 1 млн евро. И мы даже не рассчитываем на ребейты, - отметил Радж.
- В Украине есть столько небанальных и интересных локаций, нам хочется снимать тут снова и снова, - добавил он. - Кроме того, мы готовы тут строить и восстанавливать локации. Один наш режиссер твердо намерен в Украине если не найти Париж, так построить.
- Все актеры, которые снимались в «Виннере», во время пресс-тура рассказывали зрителям про Украину, как им там понравилось, что в Киеве они пробовали лучший кальян в мире. Фильм посмотрело 30 млн зрителей. Поверьте, у вас могут скоро в страну приехать тысячи, если не сотни тысяч индийских туристов. А мы - туристы щедрые, и в отпуске в среднем тратим по $800 в день, - рассказал продюсер.
- Все в вашей стране хорошо, но есть одно «но», и вы должны его срочно исправить.
- Да, нам упростили процедуру получения визы и удешевили саму визу до 65 евро (раньше за право въехать в Украину индусы должны были заплатить в среднем по $450). Но срок пребывания в стране по визе ограничен 15 днями! Вот кинематографисты меня поймут - что такое для съемки фильма 15 дней? Вы же хотите, чтобы мы остались хотя бы на месяц, это вам выгоднее, - объяснил Радж.
И добил контрольным:
- А еще на границе таможенники держали нас в маленькой, тесной комнате без объяснения причин почти 5 часов, не впуская в страну. Хотя документы были в порядке. На английском из них всех говорил только один, и тот плохо. Такое отношение к гостям страны - оскорбительно и вообще преступно. Кино в Индии - это религия, а те, кто его делают - святые. Режиссер, который приехал в Украину снимать фильм и столкнулся с таким отношением, не захочет сюда вернуться. Это надо срочно исправить.
Боюсь, что с Раджем я согласна - исправлять в стране нужно это, и не только это.
Фото Анны Паленчук, КГГА